Журналист СеверПост побывала в областном военкомате и узнала, кого нынче взяли в армию.
С 18 октября и до конца декабря полки гражданских идут в военкоматы – в стране проходит осенний призыв на военную службу. Вот и мы тихой сапой подались в главный военкомат региона - туда, где ребят ставят в строй.
Утро вторника. У входной двери в креслах областного военкомата дремлют будущие представители вооруженных сил. Кое-кто на плечах у родителей. Выражения лиц – безмятежные.
Одет кто в чем: один в трико с вытянутыми коленками, другой в рваных джинсах. У кого борода, а кто уже подготовился –чисто выбритое лицо и прическа а-ля Шандыбин.
Поднимаюсь на второй этаж – попадаю на оргсобрание.
«Кто из вас доучился до 11 класса? У кого есть высшее образование, дети?» - сыпятся вопросы на новобранцев.
Ребят с высшим образованием немного.
На цыпочках ухожу с собрания. И иду «оформляться» в ряды вооруженных сил РФ.
Сначала медкомиссия. Женщинам вход туда закрыт, как в мужскую половину дома правоверного мусульманина.
А вот пройти психологический тест — пожалуйста. Он определяет морально-психологическое состояние призывника. «Я довольно безразличен к тому, что со мной будет». «У меня часто болит голова». «Иногда я говорю неправду» и ещё таких 79 вопросов, отвечать на которые хлопцам по призыву надо односложно: да, нет.
«Что беспокоит, есть ли признаки агрессии, страха – всё это покажет тест не хуже полиграфа. Бывает, определяем тревожность.
Но, как правило, выход из зоны комфорта ребята воспринимают адекватно», - рассказывает старший помощник начальника отделения по профессионально-психологическому отбору областного военкомата Валерия Горбунова.
В соседнем кабинете новобранцев приглашают к биометрической стойке – там электроника сканирует лицо и правую руку.
В наше время информационных технологий у призывников электронные личные дела, куда заносятся их данные и все социально-медицинские показатели.
После этого иду на дактилоскопическую экспертизу - там «катают» 4 пальчика с обеих рук.
Кстати, дактилоскопические карты призывников сдаются с сопроводительным письмом в информационный центр регионального УМВД России для пополнения общей базы данных.
В соседнем кабинете — очередь. Здесь святая-святых - выдают банковскую карту, куда ежемесячно будет поступать жалование – 2 тысячи рублей. Уже в части обещают выдать симки на телефон. Бери сколько хочешь: маме, девушке, брату... Деньги на них будет класть вторая сторона.
После этого зовут на переодевание. Гражданскую одежду требуют сложить в мешок. Взамен получаешь военную. Список гардероба внушительный: шапка-ушанка меховая, куртка демисезонная, костюм летний. Его цвет определяет род войск. Синий – ВКС (военно-космические силы), зелёные – сухопутные войска и черные - ВМФ.
Далее по списку: футболка с длинным рукавом, фуфайка теплая, тельняшка тонкая и тельняшка теплая. Кальсоны нательные и теплые. Кашне полушерстяное. Полотенце, тапочки, две пары носков черного цвета.
Ботинки с высокими берцами, тапочки казарменные, перчатки, погоны. На минуточку – стоимость выданного имущества на одного призывника в Мурманской области составляет 18 826,63 рубля.
Первое испытание призывника – надо пришить погоны.
Затем надевают форму, а то, что про запас, складывают в специальную армейскую сумку в спортивном стиле. Выдают наполненный несессер (на гражданке бы сказали, что это косметичка).
А там все обычные средства гигиены, да ещё в придачу щипчики для ногтей, гель для рук с витамином Е, гель для ног, набор пластырей.
Последний штрих — проверка содержимого сумок ребят.
«Все получили амуницию?», - строго спрашивает командир.
«Да», - отвечают ребята.
«Отвечать надо: так точно. Ясно?»
«Так точно», - более-менее слаженно, но грустно кричат без пяти минут солдаты, стоявшие в большинстве своем на полусогнутых ногах. Похоже, это после армии превращаются в «красивых, здоровенных» - как поется в песне.
«Ты куда пришёл? Почему космы, как у девочки?», - отчитывает офицер парня со стрижкой каре.
«Где тапочки? Нет? Беги за ними и мозги с ними захвати, где оставил»,- велит командир.
«Ты в сухопутных войсках, почему шарф-то черный? Бегом за зелёным», - требует от другого.
А далее на выход с вещами. В автобус, и в Североморск. Вчера 73 человека отправилось во флотскую столицу. Все ребята из Мурманской области.
«Это раньше нашего парня могли забросить на Дальний Восток. Сейчас такого нет – 70% ребят остаются на территории области. К климату они приспособлены, родители под боком — никаких страданий, думаешь только о службе», - рассказывает старший помощник начальника отделения подготовки граждан к военной службе военного комиссариата Игорь Гадуа.
В прошлом он - выпускник Ленинградского 6-ого командного училища. Его карьера впечатляет: прошел путь от лейтенанта до подполковника.
Кстати, двое из его детей тоже военные: старший уже в звании капитана, второй - курсант.
Оставшиеся 30 процентов увезут в Ленинградскую, Московскую области. За ними приезжает так называемый «покупатель» – выездные командиры. Они отбирают нужное количество призывников. Нынешние приехали из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Воркуты и Московской области.
«Есть ли у ребят возможность выбора войск?» - обращаюсь к заместителю начальника отдела подготовки и призыва граждан областного военного комиссариата Александру Кишинскому.
«Кто раньше встал, того и тапочки. Те, кто приходят в военкомат до начала призывной компании, в её начале имеют такую возможность, а те, кто пришел вчера, «берут» то, что осталось. Самая популярная — воинская часть «Спутник», что в Печенгском районе».
«А с судимостью берут?» - допрашиваю дальше.
«У нас призвано на сегодня 18 человек, имеющих снятую и погашенную судимость, и все равно их не берут. Вооруженные силы отказались от таких ещё 3 года назад», - добавляет Александр Витальевич.
Кстати, жителей малочисленных народов Севера, например, саами, призывают раз в год, но таковых в этом году нет.
На альтернативную службу в осенний призыв ушло 3 человека. Один - в «Почту России», а двое других - санитарами в больницу. Служить им придется год и 8 месяцев. Между тем, требования к альтернативной службе точно такие же, как на призыв.
«Не хотят иметь дело с оружием, пацифисты. Раньше альтернативщиками были члены секты «Свидетели Иеговы», но сейчас оттуда кадры больше не поставляют — закрыли организацию. Статистика радует: раньше до 9 человек в призыв доходило альтернативщиков, сейчас 3», - поясняет Кишинский и добавляет:
«Скоро взятки будут давать, чтобы пойти в армию. Сейчас это выгодно и престижно в нашей стране. «Косят» — «старички», но без военного билета им закрывается дорога на госслужбу, органы».
В коридоре ловим призывника.
«К службе в армии готов, не имел возможности - 6 лет учился в МГТУ имени Баумана, в 23 года закончил, а 10 декабря мне 24 исполнилось», - рассказывает апатитчанин Дмитрий Федичев, инженер машиностроительного производства.
По словам призывника, в Москве ему за 4 тысячи евро предлагали военный билет «под ключ». Минимальный набор уклониста в столице – от 80 тысяч рублей. Дмитрий платить деньги каким-то непонятным жуликам не собирался.
«Я решил пойти в армию, чтобы совесть моя была чиста, чтобы спокойно после этого работать и жить. Может, мое образование пригодится на флоте, так еще с пользой проведу это время: корабль - он же железяка, напичканная электроникой. И с тем, и другим нас знакомили. Конечно, буду и сугробы равнять, и траву красить — ко всему готов».
Свой последний день на гражданке он провел со своей семьей, а с пожилой бабушкой погулял по городу, посидел в кафе...
Завтра призывная комиссия Мурманской области закончит отправку бойцов. Подводим итог: в осенний призыв будут отправлены 724 призывника из нашего региона, этот показатель на уровне прошлого года.
Всего же вызывали на призыв 3 600 человек. Освобождено от призыва - 380. Это те, кто признаны ограниченно годными или не годными. Получили отсрочки – 900. Из них 850 человек - по образованию и 50 - по здоровью. Кто-то уклоняется от призыва.
По словам медиков областного военкомата, 25 процентов ежегодно получают «белый билет» по состоянию здоровья. В нашем регионе много заболеваний дыхательных системы, опорно-двигательной системы, пищеварительного тракта и заболеваний кровеносной системы и сердечно-сосудистой.
В целом, осенняя компания прошла отлично. И это не может не радовать.
В этом году исполнилось ровно 20 лет со дня вступления в силу закона «Об альтернативной гражданской службе». Он позволяет заменить срочную службу работой на гражданке. Для кого-то — это личные убеждения. При этом сама альтернативная служба — тоже может быть разной, как и отношение к ней. Как живут и работают «альтернативщики» в Мурманской...подробнее
Военнослужащий не должен выручать другого военнослужащего из опасности и не является лицом, обязанным проявлять о нём заботу. Такого парадоксального мнения придерживается военный следственный отдел СК РФ по Североморскому гарнизону. И именно такие ответы уже более года военные следователи направляют отцу погибшего военнослужащего. Об этом СеверПост рассказала адвокат Яна...подробнее
Российские миротворцы продолжают выполнять задачи на территории Нагорного Карабаха после «контртеррористической» операции Азербайджана. Власти Азербайджана обнародовали план реинтеграции непризнанной республики. А армянское население покидает собственные дома. СеверПост публикует дневник российского миротворца из Мурманской области. Автор рассказывает о том, что...подробнее
«Есть такая профессия — Родину защищать». Эта фраза из легендарного фильма как нельзя лучше характеризует наших земляков, наших современников, завоевавших высокое звание Героя России. Разведчики, подводники, танкисты… Герои России из Заполярья, такие разные и такие непохожие, сходятся в одном. Все они – мужественные воины, готовые идти до конца в...подробнее
В Мурманской области в рамках частичной мобилизации призвали около тысячи человек. Им и членам их семей положены различные льготы, в том числе, прямые денежные выплаты. На что сегодня могут рассчитывать близкие уехавших в зону проведения специальной военной операции, и как эти меры могут измениться — в материале СеверПост. Выплата в 100 тысяч Каждая семья...подробнее
В Мурманской области собирают для участников специальной военной операции не только носки с трусами. Бойцам Северного флота на передовой не хватает современных снайперских винтовок, беспилотников и раций. Парадокс, но так говорят волонтёры. Кто собирает деньги на нужды военных и кто их жертвует, читайте в материале СеверПост. Помощь из тыла Одна из волонтёров – мать...подробнее
Объявление частичной мобилизации в Мурманске показало, что большинство северян-резервистов очень обстоятельно, по-военному, отнеслись к необходимости идти на фронт. Они, в частности, серьёзно подошли к своей полевой экипировке, затовариваясь в магазинах военного ассортимента. СеверПост выяснял, с чем мобилизованные сталкиваются. «Смели за...подробнее
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» встал в док 35-го судоремонтного завода 20 мая. Кадры захода единственного авианосца Военно-морского флота России в док запечатлел корреспондент СеверПост. Подробнее: https://www.severpost.ru/read/135888/ Подробнее: https://www.severpost.ru/read/135888/ Ранее с авианесущим крейсером произошло...подробнее
В армии Сюсюра пел, Шилов - чистил картошку тупыми ножами, а будущий священник мечтал о небе. Как известные северяне долг Родине отдавали, узнал СеверПост. Попов в армии спал стоя Глава мурманских коммунистов Артур Попов тянул солдатскую лямку в Киеве, совмещая её с учебой. Он один из тех дембелей, что и сейчас признается: тот армейский опыт до сих пор помогает ему в жизни и...подробнее
В 90-е годы, перед развалом Советского Союза, на флоте СССР насчитывалось 6 действующих и один строящийся авианосец. Сейчас на флоте России только один авианосец. СеверПост выяснил, куда исчезли остальные шесть. Проект 1143 «Кречет» Проект 1143 «Кречет» был создан Невским проектно-конструкторским бюро. Строительство велось на Николаевском...подробнее
В адрес ИА «СеверПост» обратилось АО «Металло-перерабатывающий завод «Аскона» (ИНН 2902045676) с требованием опубликовать опровержение ряда тезисов, указанных в статье «Иголочная империя на ломе Минобороны», рассказывающей о бизнесе и уголовном деле на одного из членов семьи Пальченко. К требованиям присоединилась лично Людмила...подробнее
Пожар на эсминце, затопленный миноносец и утонувшая подводная лодка. Это не сводки потерь во время активных боевых действий и не игра «Морской бой». Это элементы деятельности семьи бизнесменов из Мурманской области. За такую «утилизацию» им может грозить лишение свободы — к списку заслуг добавилось уголовное дело о мошенничестве. Ущерб...подробнее
20 лет назад, 12 августа 2000 года, произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота. В Баренцевом море погиб атомный подводный ракетный крейсер К-141 «Курск». Это была одна из самых современных на тот момент субмарин ВМФ России. Гибель лодки, на борту которой находились 118 человек (111 членов экипажа, пять представителей штаба 7-й...подробнее
Грядущее обретение оперативной боевой готовности перспективными зенитно-ракетными комплексами С-350 (50Р6А) «Витязь», запланированное на IV квартал 2019 года, можно смело причислить к разряду эпохальных этапов становления передовых средств ПВО. Сверхманевренная зенитная управляемая ракета 9М96Е2 и её менее дальнобойная модификация 9М96Е в разы увеличат...подробнее
На протяжении последних трёх-пяти лет мы стали свидетелями устойчивой тенденции к обострению военно-политической и оперативно-стратегической напряжённости близ «Мурманской зоны A2/AD» (зоны ограничения и воспрещения доступа и манёвра сил потенциального противника).Военный обозреватель Евгений Даманцев специально для СеверПост рассмотрел константу боевой...подробнее