Общество

2017-12-16, 15:00
Фото: СеверПост

«В моих жилах течёт море»

Завтра, 17 декабря, старейшему мурманскому учебному заведению - Морскому рыбопромышленному колледжу имени И. И. Месяцева, в народе по старинке именуемое средней мореходкой, исполнится 85 лет. Накануне праздника СеверПост побывал у него в гостях.

Заточка на практику

«Чтобы починить аварийный участок, необходимо найти верхнюю «пятку». Выбирайте, какая вам больше нравится. Теперь начинаем обработку. Я перерезаю нитку ножом и обрабатываю аварийные участки. Далее вяжем узлы. Чем быстрее мы свяжем, тем скорее сможем отпустить трал за борт и поймаем больше рыбы», - объясняет курсантам начальник отделения промышленного рыболовства Сергей Мясников, практическое занятие которого мы посетили в лаборатории его отделения.



Ребята одобрительно кивали и по одному подходили чинить дель (трал).

Между прочим, отделение промышленного рыболовства - самое молодое в колледже. Оно открылось в 1968 году и является единственным в регионе, осуществляющим подготовку специалистов по добыче морепродуктов - техников базового уровня квалификации по основной профессиональной образовательной программе.

Специфика данной профессии такова, что придётся систематически что-то ремонтировать. Руки должны быть золотыми. Тут готовят практиков.

Далее поднимаемся по коридору на второй этаж - попадаем в тренажёрный отсек. Одно из главных достижений морского колледжа – модернизация учебного тренажёрного комплекса. Стоимость одного - более 6 миллионов рублей.



Курсанты электромеханического отделения шумят - сдают зачёт по работе валогенератора и питания судовых потребителей от валогонератора.

На экранах перед ними электроэнергетическое оборудование, а преподаватель предлагает разные внештатные ситуации и проблемы, встречающиеся на судне. Задача ребят - привести все показатели к норме.

«Практические навыки должны отрабатываться на специальных тренажёрах. Я ввожу ошибки: низкое давление масла, низкое напряжение.

Благодаря этому тренажёру мы можем сымитировать любую ситуацию на судне, допустим, выход из строя тех или иных механизмов», - поясняет начальник cудовой энергетики Дмитрий Телушкин.

По словам педагога, путь проб и ошибок не экстремален — не приведет судно к аварии, к столкновению, к посадке на мель. Курсанты на тренажёре отработают все навыки до автоматизма и будут готовы в реальности встретиться с разными внештатными ситуациями.

Более того, на практику они придут уже специалистами, ведь на судне они увидят то же самое оборудование и будут знать, что с ним делать. За что получат очень хорошие отзывы от потенциальных работодателей. А это даст неплохие перспективы в трудоустройстве.

Идём дальше - к курсантам старейшего отделения колледжа – судоводительского. Оно было открыто, как и колледж, в 1932 году. На этом отделении, включая заочников, обучаются 600 человек. К слову, не уступает по популярности профессия судомеханик с одноименного отделения – там учатся тоже 600 человек.

«Готов проложить маршрут?» - обращаемся к курсантам.

«Всегда готов. Сейчас мы идём по рекомендованному пути», - отвечают хором курсанты отделения навигации и связи, работая с навигационным тренажёром.

В далёком прошлом остались времена, когда путь моряки прокладывали по звездам. На каждом судне нынче радиолокационная станция, вот и тренажёр полностью ее имитирует. Тут и GPS, и РЛС, эхолот, который реально показывает глубину под килём при данной загрузке судна в данном порту.

Вот электронная картография, что сейчас есть уже практически на всех судах. На экранах огромный корабль «идёт» вдоль причала. Выглядит это как компьютерная игра, только опять же с условиями, приближенными к реальным.

«Возможности этого тренажёра колоссальные: можем развернуться, можем подать вправо, влево, можем посмотреть в бинокль, пришвартоваться. Что особо важно: он позволяет отработать действия в различных погодных условиях: туман, дождь, шторм. А также временных: ночь, день», - рассказывает педагог учебной части и инструктор по подготовке моряков по дополнительным профессиональным программам Александр Петко.

Как вы уже, наверное, поняли, судя по должности Александра Петко, на этих тренажёрах проходят подготовку не только курсанты, но и моряки по системе дополнительного профессионального образования.

Подобного нет в других учебных заведениях Мурманской области. Сюда приезжают со всех уголков Кольского полуострова на переподготовку судоводители, вахтенные помощники, старшие помощники, капитаны для продления, либо повышения дипломов.

Например, с вахтенного - на старшего помощника, со старшего -  на капитана.

Александр Петко уверен: «Судоводитель без самообразования не судоводитель. Постоянно ему нужно учиться, повышая свою квалификацию, потому что очень высокие к нему требования, вытекающие из необходимости обеспечения безопасности и экономичности плавания».

 Мы поинтересовались причиной выбора этой профессии у курсанта.

«У меня есть цель, и я к ней иду. Я хочу быть капитаном, а судоводитель – это мостик к будущей профессии. У меня ж все мужчины в семье капитаны: отец капитан первого ранга на подводной лодке. Дедушка - капитан второго ранга тоже на подводной лодке», - улыбается Максим Гречко, носитель адмиральской фамилии и уроженец ЗАТО Островной и продолжает:

«Поэтому у меня другого выбора генетически не было. Можно сказать, что в моих жилах течёт море».

По словам молодого человека, молодёжь сознательно поступает на это отделение, привлекает то, что они гарантированно будут трудоустроены и с хорошей зарплатой.

Кстати, выпускники выходят в должности третьего помощника капитана любого судна и могут дорасти до должности второго помощника, пройти дальше по карьерной лестнице можно только с высшим образованием.

Что важно: выпускники средней мореходки имеют льготы при поступлении в МГТУ. Напомним, с 2013 года морской колледж входит в университетский комплекс Мурманского государственного технического университета.

Кстати,  значительная часть курсантов колледжа из морских династий: у кого-то здесь учился прадед, дед или отец, у кого-то брат. Практически все семьи курсантов, так или иначе, были связаны с флотом.

Одним из выпускников этого заведения является мэр города Мурманска - Дмитрий Филиппов, групповую практику он проходил на судах «Севрыбхолодфлота».

Вообще, за 85 лет путёвку в море и жизнь здесь получили 30 тысяч человек. А потому на Северном бассейне, и на суше трудно найти предприятие или учреждение, где бы не работали выпускники Средней мореходки.

Со временем немало из них стали опытными командирами рыбной промышленности, капитанами, стармехами. Их труд отмечен высокими государственными наградами. А пять выпускников мореходки были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.

Кадры решают все

Одной из легендарных личностей для колледжа является Александра Серапионовна Хрусталёва, которая была преподавателем этого учебного заведения и единственной женщиной в Советском Союзе, ходившей в море старшим механиком.

Этой выпускнице архангельской мореходки для того, чтобы получить диплом механика, надо было отходить в море 12 месяцев мотористом.

«А здесь, в стенах нашего учебного заведения, она встретила своего супруга - Николая Николаевича Блинова, вместе они преподавали несколько десятков лет и вместе писали рассказы»,  - рассказывает заместитель начальника колледжа по учебно-методической работе Анна Казанская.

На педсоветах только и говорилось о том, как они интересно проводят классные часы, какие нестандартные методы применяют при объяснении трудных тем курсантам.

Отдельный стенд в музее колледжа посвящен этой чете. Здесь также их книги.



А ещё в музее рыбопромышленного комплекса находятся важные учредительные документы более чем вековой давности, памятные письма и медали фронтовых лет, разнообразные исторические документы, фотографии выпускников колледжа на промысле от момента его создания до наших дней.

В большом количестве представлены макеты кораблей, на стенах портреты бывших руководителей, раритетные вещи. Например, фрагмент косого паруса легендарного барка «Седов», на борту которого, в том числе, курсанты средней мореходки принимали участие в съёмках художественного фильма про пиратов.

Есть и ещё один важный экспонат -  ситуационный план размещения на западном берегу Кольского залива терминалов перевалки угля и нефтепродуктов. Этот макет подарил мурманский филиал Росморпорт.

Этот экспонат используется как учебное пособие для обучающихся на отделении эксплуатации нефтепроводов. Появление таких терминалов даст Мурманской области огромные перспективы и возможности для развития экономики, поэтому нам потребуются высоклассные специалисты, взращенные в стенах ММРК.

Полный вперед. Курс проложен



Идём к капитану, точнее к начальнику колледжа.

«Сергей Вениаминович, 85 лет существует это учебное заведение и несколько десятков лет очереди из желающих здесь учиться. Чем Вы объясните его невероятную популярность?»

«Во всей стране вырос спрос на средне-профессиональное образование. Его привлекательность очевидна. Во-первых, можно поступать уже после 9 класса. Во-вторых, можно раньше своих сверстников начать зарабатывать: пока ровесники курсантов будут учиться в 11-ом классе, «наши» будут уже на третьем курсе.

А на защиту диплома они пойдут, когда их одноклассники ещё будут на первом курсе института. Помимо всего, профессии, которым мы обучаем, хорошо оплачиваемые. Средняя мореходка, как рабочая лошадка, кует кадры для флота, а наши выпускники всегда востребованы».

Вот потому, что такое недобор они не знают. Как правило, на первый курс набираются дополнительно 2-3 группы желающих учиться на платной основе.

В 2017 году общее количество обучающихся на бюджете на первом курсе после 11 класса составило 749 человек (683 - в 2016-м),  а девятиклассников — 394 (383 - в 2016-ом). Кстати, в 2017 году увеличилось количество бюджетных мест, одиннадцатиклассников и заочников.

И хотя, как и при открытии учебного заведения, отделений у него по-прежнему четыре, но специальностей стало намного больше: туризм, эксплуатация  нефтепроводов, монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин, ихтиология, электроснабжение, технология продукции общественного питания и другие.

В 2018 году планируется открыть специальность судового повара, которая с недавнего время дипломируется как морская специальность. Такая потребность есть у судовладельцев, а, значит, будет и предложение. Что важно: морской колледж сотрудничает практически со всеми судовладельцами Северного бассейна.

«В мае 2018 года к нам приедет комиссия Минтранса, нам предстоит  подтвердить признанный статус организации по подготовке морских специалистов», - рассказывает Карташов и добавляет:

«Я уверен, что всё у нас будет хорошо и о перспективном будущем нашего учебного заведения заверяю с полной уверенностью».

На минуточку, морской рыбопромышленный колледж за подготовку квалифицированных специалистов был удостоен высокой правительственной награды - ордена «Знак Почета». Так что и редакция СеверПост уверена, что приятных поводов нам встретиться ещё будет немало.

Основные торжества, приуроченные к 85-летию учебного заведения, состоятся в марте 2018 года. На них ждут выпускников всех лет, представителей региональных и муниципальных властей, рыбопромышленников, искренних друзей учебного заведения. А то, что торжество пройдет на высшем уровне, сотрудники и курсанты колледжа гарантируют!