Мнения

2018-01-16, 10:18

О важном приземлённо говоря

Ректор МГТУ Сергей Агарков дал агентству СеверПост эксклюзивное интервью, где рассказал об испытаниях ушедшего года и о том, каким ему видится будущее МГТУ.


- Сергей Анатольевич, 2017 год был очень сложным и во многом переломным для МГТУ – в жизни вуза произошло много событий. Какими Вы видите перспективы МГТУ в новом году? К каким вызовам готовитесь?

- Если комментировать ушедший 2017 год и ограничиться словами «был сложным и переломным» – это значит не сказать ничего. Проверкой на прочность, сплоченность, волю и интеллект – так можно назвать испытания, которые прошёл университет! Потому что именно на МГТУ легла вся тяжесть реформы высшего образования у нас в регионе.

Поэтому я бы назвал этот год поворотным! Причём поворотным во всём: в целеполагании и приоритетах развития университета, организации учебной и научной работы, выстраивании отношений с индустриальными партнёрами (работодателями) в корпоративной культуре вуза.

Но главное - это изменения в массовом сознании коллектива университета. Все поняли: для того, чтобы идти в ногу со временем и быть востребованным, уже не получится работать по старинке и жить прошлыми заслугами. Требуются колоссальные усилия и мобилизация всех ресурсов вуза, в первую очередь человеческих, чтобы соответствовать современным реалиям и уверенно смотреть в будущее.

Если говорить конкретно, что называется, на сухом языке статистики, то оценивать можно под разным углом.

Так, например, в прошлом году МГТУ прошёл в общей сложности 40 проверок, что на 20 больше, чем в 2016 году (2016 г. – 20, 2015 г. – 26.), которые коллектив достойно выдержал.

Значимым событием для нас стало подтверждение государственной аккредитации по программам аспирантуры по восьми укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования: «Химия», «Науки о Земле», «Биологические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Электро- и теплоэнергетика», «Промышленная экология и биотехнология», «Техника и технологии наземного транспорта», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта». 

Причём это важно не только для университета, но, прежде всего, для региона, с точки зрения обеспечения экономики кадрами высшей квалификации (научными, инженерными, исследовательскими, педагогическими).

Сегодня МГТУ остается абсолютным лидером инженерно-технического образования в регионе с долей рынка по инженерным специальностям 85 %.

Более того, МГТУ является единственным во всей Арктической зоне России университетом, готовящим морские инженерно-технические кадры плавательного состава экипажей судов и единственным в АЗРФ вузом (об этом можно сегодня говорить утвердительно), которому разрешено готовить кадры по военным специальностям в интересах Министерства обороны России.

У нас есть чёткое понимание стратегии развития университета, в рамках которой мы будем концентрировать максимум усилий и ресурсов на развитии современных компетенций в тех областях, где в МГТУ есть лидерский потенциал, подтвержденный конкретными результатами и востребованный экономикой региона. Самая большая ценность университета – это человеческий капитал, наша студенты и курсанты, преподаватели, учёные.

В университете сформировалось и продолжает развиваться кадровое ядро научно-педагогических специалистов нового типа. Это высокопрофессиональные специалисты, интегрированные во внешнюю научно-технологическую (национальная технологическая платформа, научные государственные и международные фонды, фонд содействия инновациям, пр.) и рыночную бизнес-среду (совместные с индустриальными партнерами проекты). Именно такое кадровое ядро в буквальном смысле становится драйвером инновационного развития университета.

Программа развития у нас готова, и в настоящее время проходит экспертизу. Могу отметить, что в основу положен проектный подход, ориентированный на конкретный результат с конкретными показателями эффективности. При этом модель развития университета строится в русле целей и задач развития экономики региона и государственных приоритетов образовательной, национальной морской и арктической политики. Поэтому в 2018 год мы входим с хорошим настроением, абсолютно мобилизованными и уверенными в собственных силах.




- Университет с момента создания в 1950 году был ведомственным рыбохозяйственным вузом. Сегодня у Вас новый учредитель – Минобрнауки РФ. Каким в связи с этим Вам видится будущее МГТУ?

- Хороший и очень важный вопрос! Да действительно, жизнь не стоит на месте и, безусловно, развитие университета должно быть устремлено в будущее!

Как известно, летом прошлого года произошла смена ведомственной принадлежности МГТУ. Нашим новым учредителем стало Министерство образования и науки России. Должен сказать – это действительно судьбоносный поворот в жизни МГТУ, который ознаменовал начало нового этапа развития не только университета, но и в целом всей системы морского (рыбохозяйственного) образования в регионе.

Приморский характер Арктической зоны отличает её систему хозяйствования от «континентального» Севера России и определяет своеобразие формируемых здесь в прогнозный период мощных аква-территориальных хозяйственных комплексов на шельфе и в береговой зоне. Сдвиг хозяйственной деятельности в шельфовую зону арктических морей приведёт в прогнозный период к усилению роли морского фактора в экономическом и социальном развитии АЗРФ.

Для Мурманской области как стратегического центра развития АЗРФ вопрос укрепления кадрового потенциала морской деятельности на арктическом региональном направлении становится не просто локальной региональной задачей, а целевым ориентиром федерального уровня значимости.

Поэтому сохранение и развитие в регионе целостной системы многоуровневого морского образования со специализацией на все виды морской деятельности имеет первостепенное государственное значение. И оно должно стать, на мой взгляд, базовым приоритетом региональной политики в области профессионального образования, как с точки зрения обеспечения устойчивого социально-экономического развития самой Мурманской области, так и обеспечения государственных интересов по укреплению кадрового потенциала морской деятельности на арктическом региональном направлении России.

Это критически важно для обеспечения конкурентоспособности региональной системы высшего образования, так как только за счёт морского образования со специализацией подготовки кадров для арктической морехозяйственной деятельности можно привлечь для обучения в Мурманскую область молодежь из других регионов страны. За другим образованием специально в Мурманскую область просто никто не поедет. Это очевидно!

Хочу подчеркнуть, что Мурманская область всегда славилась именно морским (рыбохозяйственным) образованием, за которым к нам в регион приезжали молодые люди со всей страны и из-за рубежа. Здесь они получали специальность, создавали семьи и продолжали свою профессиональную деятельность в регионе.

Поэтому очень важно не только сохранить целостность и неделимость созданной в регионе системы многоуровневого морского образования, но вывести его на новый качественный уровень, отвечающий самым высоким требованиям, предъявляемым сегодня к подготовке морских инженеров. Именно в этом я вижу главную задачу и миссию современного периода развития МГТУ и системы профобразования Мурманской области в целом!

Поэтому для университета самой важной задачей на 2018 год становится процедура признания МГТУ морской образовательной организацией. И это, на мой взгляд, самый большой вызов этого наступившего года, так как вопрос признания затрагивает интересы более 2500 курсантов высшего и среднего образования, обучающихся в МГТУ.

Как известно, только выпускники морских образовательных организаций, признанных в установленном порядке Минтрансом России, могут получить после успешного окончания вуза и подтверждения плавательного ценза рабочие дипломы, дающие право работать по специальности членами экипажей плавательного состава на морских судах.

В связи с этим важнейшей задачей не только для университета, но и для региона, является развитие университета как многопрофильного центра современных компетенций, инноваций и технологий в области морской хозяйственной деятельности на арктическом региональном направлении. Данный подход положен в основу проекта Программы развития университета и предполагает создание, в том числе учебно-тренажерного центра (УТЦ) полного цикла по подготовке моряков,отвечающего самым современным требованиям мирового уровня.

Речь идёт о том, чтобы создать на базе МГТУ, в непосредственной близости от крупных стратегических мегапроектов, университетский центр превосходства в области арктического морепользования, со специализацией подготовки высококвалифицированных кадров и научных исследований по широкому спектру специальностей для опережающего развития морехозяйственного комплекса в АЗРФ.

Это, безусловно, амбициозный, но, на мой взгляд, абсолютно стратегически обоснованный проект с точки зрения геополитического статуса Мурманской области – стратегического центра и опорной зоны развития Западного сектора Российского Арктики.

 - Что является предметом особой гордости? На наш взгляд, это, конечно же, возвращение военной кафедры в МГТУ, за которую вуз боролся три года, с чем мы Вас еще раз хотим поздравить.

- Если говорить о конкретных достижениях, то из наиболее значимых можно отметить – это государственное решение (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2017 г. № 1892-р) об открытии военной кафедры в МГТУ. Это позволит нашим студентам, прошедшим конкурсный отбор и годных по состоянию здоровья, без отрыва от базового обучения гражданской специальности получать военную специальность с присвоением воинского звания. Хочу подчеркнуть, что это - в буквальном смысле прорыв для всей системы регионального профессионального образования, который позволит привлечь в Мурманскую область для обучения молодежь из других регионов России.



- На площадке МГТУ в 2017-ом было проведено немало важных проектов, в том числе, Географический и Тотальный диктанты. Как Вы оцениваете важность таких мероприятий и почему Вы лично приняли участие в одном из них?

- МГТУ традиционно является площадкой для очень многих мероприятий областного, городского и международного уровней, причём не только научно-образовательного, но и социального, гражданско-патриотического, культурно-просветительского характера.

Что касается моего участия в Географическом диктанте, то это в некотором смысле совпадение в одной точке ряда событий. Первое - диктант был посвящен легендарному полярнику Ивану Дмитриевичу Папанину, который писал в своих воспоминаниях: «Все мои дороги в Арктику прошли через Мурманск». И в этом смысле для меня это стало очень символичным.

Второе. Мне захотелось себя, что называется, проверить на предмет знания истории освоения Арктики, так как я был убежден, что именно этому будет посвящена основная тематика диктанта. Оказалось, всё не совсем так, но удовольствие я получил колоссальное от той позитивной атмосферы, которая царила в аудитории, куда пришло множество людей, причём всех возрастных категорий - от школьников до пенсионеров. Более того, у меня появился некий дух здорового честолюбия, связанного с желанием улучшить в следующем году свой результат. Поэтому думаю, что это мой не последний такой опыт.

- Ректор МГТУ – это в большей степени учёный или менеджер? Какими своими личными результатами Вы довольны?

- В современном мире, когда всё так стремительно меняется, важно уметь быстро реагировать на вызовы и изменения внешней среды. Тенденции рынка (образовательная среда здесь не является исключением) выдвигают всё новые требования, влияя на факторы конкурентоспособности.

И сегодня для того, чтобы идти в ногу со временем, нужно очень быстро бежать! Помните, как у Льюиса Кэрролла в «Алисе в Зазеркалье»: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

Другими словами, невозможно решить задачу раз и навсегда. В непрерывно изменчивой среде, даже чтобы остаться на месте, надо непрерывно эволюционировать («бежать со всех ног»).

Постоянно эволюционировать – в этом я вижу основную и важнейшую задачу, как для себя, так и для всего университета.

Что касается научной и преподавательской деятельности, то это неотъемлемая часть моей работы, в том числе, с точки зрения квалификационных требований, предъявляемых к должности.Поэтому, когда речь идет о стратегии развития университета, ректор – это менеджер. Если читаю лекции студентам, я – педагог. Моя научная специализация связана с экономикой рационального природопользования, устойчивого развития сложных социо-экономических систем.

Ну а когда пишу географический диктант, то чувствую себя обычным студентом. И поверьте, это, хотя и тревожное, но очень приятное чувство. Наверное, что-то просыпается на уровне подсознания, что вырабатывает в организме гормоны удовольствия (эндорфины), которые приносят чувство внутреннего удовлетворения, связанного с ощущениями студенческой молодости.

Что касается личных результатов, то в этом смысле я постоянно недоволен собой. Думаю, что лучшие мои результаты и победы ещё впереди. Ну а время - лучший судья, который всё расставляет по своим местам.