Общество

2018-02-25, 12:04
Фото: omesyachnyh.ru

Медицина неизлечимо больна

Терскую районную больницу, присоединив к Кандалакшской ЦРБ, практически ликвидировали. Узких специалистов нет, за рецептом на очки к офтальмологу приходится ехать за 110 километров, а для вызова «скорой» - звонить в Кандалакшу. Что творится с медициной в Терском районе и что с этим делать, рассказал СеверПост региональный министр здравоохранения Валерий Перетрухин.

 О бедном пациенте замолвите слово

Медицина не может лечить нас хорошо - она сама больна. Равнодушием, усталостью и дезориентацией от постоянных реформ, считают наши читатели из Умбы. Одно из таких обращений по вопросам организации оказания медицинской помощи жителям Терского района поступило к нам в редакцию. А главную причину этой «болезни» местные жители и общественники видят в реорганизации системы здравоохранения, которая затронула всю область.





«Сколько на нас можно экспериментировать? Раньше хоть больница своя была, но уже 5 лет как Терскую районную больницу (на фото - Прим.ред.) присоединили к Кандалакшской ЦРБ, и она стала её филиалом. Такое решение было принято в рамках модернизации системы здравоохранения. Между тем, в Терском районе проживает 5 285 человек, в одной только Умбе - 4662 человека - и всем за медицинской помощью приходится ездить в Кандалакшу. Это, на минуточку, не ближний свет: 110 километров от Умбы. 
Доходит до абсурда: за рецептом на очки приходится добираться до Кандалакши, так как в нашей больнице нет офтальмолога. Нет в Терском филиале и врача УЗИста. Наш филиал превратили в пристанище больных лежачих, которых везут с других посёлков», - рассказывает жительница Умбы Валентина Дворникова.

По словам местной жительницы, существует приказ о том, что нельзя закрывать одну больницу, если расстояние до ближайшей более 100 километров, но это требование проигнорировали. Более того, когда Терская ЦРБ была самостоятельным лечебным учреждением, её врачи проводили операции, оказывали помощь даже пациентам с инфарктами. 

После оптимизации и модернизации больница не может больше этого делать. Всех больных везут в Кандалакшскую ЦРБ, так как у неё есть лицензии на проведение такого лечения. А в Терской больнице и с кадрами, и с лекарствами плохо . 

Есть и другие грубые нарушения в здравоохранении. Так, по информации населения, нарушаются предельные сроки ожидания медпомощи, например, при внезапных острых заболеваниях или обострении хронических болезней.

Сроки ожидания неотложной помощи составляют не более двух часов с момента обращения в поликлинику. Между тем, жители попадают на приём сплошь и рядом через... полтора месяца.

Ввиду отсутствия узких специалистов пациенты едут и в Мурманск. Лечить зубы, суставы, да много чего еще. Сначала до Кандалакши, потом - на маршрутке или на поезде. Быстро преодолеть 340 километров в любом случае не получится. Впрочем, по словам жителей Терского берега, и местная «скорая помощь» не такая уж и скорая. На выезде всего одна машина и её ожидание занимает от 30 минут. 

По рассказам Дворниковой, раньше вызов шёл в Умбу, и машина выезжала незамедлительно. С 1 февраля этого года жители Терского района должны звонить на «скорую» в... Кандалакшу, оттуда диспетчер передаёт вызов в Умбу.

Если «скорая помощь» уже уехала куда-либо на выезд к больному, то за следующим поедет вторая бригада из Умбы. Район по площади большой, вот и неизвестно, когда же неотложная помощь прибудет на место. 

«В случае инсульта действует алгоритм, так называемого «золотого часа»: больного везут в Кандалакшу, а оттуда, навстречу, едет реанимобиль, и в пути пациента переносят из одной машины в другую. Но езда на перекладных и долгая «скорая» для такого больного могут стать фатальными и такое, увы, случалось. Как правило, население занимается самолечением и вообще предпочитает лишний раз не связываться с врачами, потому что после оптимизации сложнее стало получить медицинские услуги. А потому мрут, как мухи: за последний год только сто человек умерли в Умбе», - жалуется Дворникова.





Впрочем, те, кто попадают в Кандалакшскую центральную районную больницу, тоже, мягко говоря, не всем довольны. 

«Это моя кровать, отделение травматологии, где я находилась в апреле 2016 года. Шина для сломаной ноги вся в ржавчине и рваный валик под ногой. Где Санэпидемстанция, которая позволяет такое в «травме»? Это недопустимо! Окна заклеивали газетами и журналами, чтобы солнце не било в глаза, так как нет жалюзи на окнах. Вот так я и лежала 4 дня в «прекрасной» ГОБУЗ «Кандалакшская больница», - добавляет Дворникова и иллюстрирует рассказ красноречивыми фотографиями.

Возмущены жители и абсурдным, на их взгляд, распоряжением относительно стирки больничного белья. Прачечную в Терском филиале Кандалакшской больницы закрыли и, по требованию её руководства, грязное бельё теперь отправляют в... Санкт-Петербург. Начальство говорит, что так дешевле.

Очень остро стоит вопрос наблюдения беременных в женской консультации.

По информации местных жителей, в 2015 году 5 случае потерь внутриутробных младенцев, в 2016-ом - 6 случаев.

Один из пострадавших отцов обратился с иском в суд на компенсацию морального вреда, причинённого неоказанием медицинской помощи его беременной жене, из-за чего семья потеряла ребенка. Ответчиком была Кандалакшская ЦРБ. Суд отец выиграл...

А между тем, фельдшерско-акушерский пункт в Варзуге, которым так гордилось правительство Мурманской области, закрыт на замок ввиду того, что не получены разрешительные документы.



«Здоровье вагонами»

И вот, что ответил глава здравоохранения Мурманской области Валерий Перетрухин сельчанам:

«М
едицинское обслуживание населения Терского района осуществляет Терский филиал Кандалакшской центральной районной больницы, состоящий из стационара круглосуточного пребывания (в нём - 27 коек), дневного пребывания (8 коек), койки сестринского ухода (14 коек), поликлинического отделения и отделения скорой медицинской помощи, а также фельдшерско-акушерские пункты в сёлах Кузомень, Варзуга, Чапома и Чаваньга».

В Кандалакшской центральной районной больнице работают 114 человек, в том числе 63 медицинских специалиста. Из них: 11 врачей и 52 специалиста со средним медицинским образованием.

«Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности, установленные нормативными документами Минздрава России, и небольшая численность населения не позволяют привлекать в малые населённые пункты широкий спектр узких специалистов. Укомплектованность должностей врачей физическими лицами составляет 60%», - объясняет региональный министр здравоохранения.

И перечисляет тех узких специалистов, что есть: акушер-гинеколог, педиатр, хирург, стоматолог, психиатр, рентгенолог, невролог.

Так, по информации министра, укомплектованность должностей среднего медицинского персонала составляет 80%, укомплектованность по занятым должностям среднего медицинского персонала – 100%.

«С целью повышения доступности оказания медицинской помощи жителям отдалённых пунктов Мурманской области с 2014 года реализуется проект «Поезд здоровья». В рамках работы «поезда» 2 раза в год приём граждан осуществляют необходимые приглашённые медицинские специалисты из областных учреждений здравоохранения. В течение года выезды в Терский район осуществляют специалисты Кандалакшской центральной районной больницы», - добавляет Валерий Геннадьевич.

По данным Перетрухина, в 2017 году было осуществлено 7 выездов специалистов, среди которых: офтальмолог, невролог, ЛОР, психиатр, фтизиатр, онколог, хирург, эндокринолог, гинеколог, педиатр, терапевт, уролог, травматолог - ортопед; в ходе которых было осмотрено 844 человека.

Впрочем, тамошнее население констатирует, что последний «поезд» они видели в октябре 2017 года и не все нуждающиеся смогли попасть к узким специалистам, так как приём осуществлялся по направлению лечащего врача, к которому записывались за месяц.

 ...и о сельской «телемедицине»

Районную больницу в Умбе, присоединив к Кандалакше, практически ликвидировали. Врачей в нет, вот и консультируют тех, кто остался, посредством Всемирной паутины. Онлайн связь позволяет проводить совместные планёрки врачей двух больниц, консультировать пациентов, чтобы тем не нужно было лишний раз ехать в Кандалакшу, а также проводить конференции с участием крупнейших медицинских центров всей области.

По словам министра Перетрухина, в филиале ГОБУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» Терская больница для этих целей имеется телекоммуникационный пункт.

Кандалакшской центральной районной больницей совместно с администрацией Терского района организована перевозка жителей района на консультации в Кандалакшскую больницу.

Что касается ответа на вопрос о стирке белья, то Перетрухин ссылается на Роспотребнадзор и СанПиН.

«Помещение прачечной филиала ГОБУЗ «Кандалакшская центральная районная больница» в посёлке Умба не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3.2630 – 10», - пишет Валерий Перетрухин.

Читаем дальше: «В соответствии с предписанием требовалось наличие дополнительных помещений, отдельных входов в целях исключения пересечения потоков чистого и грязного белья, а также приобретение дополнительного оборудования. Стирка белья на своих площадях в филиале была экономически не выгодна, и администрацией учреждения после проведённого анализа в части выполнения мероприятий по стирке белья было принято решение о передаче услуги по стирке на аутсорсинг».

Итак, действительно, согласно проведенным торгам, поставщиком услуг по стирке белья ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» (в том числе, филиала в посёлке Умба) в настоящее время является организация из Санкт-Петербурга.

А вот, что министр здравоохранения Мурманской области рассказывает о фельдшерско-акушерском пункте:

«В соответствии с законодательством медицинские работники в течение всей трудовой деятельности обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в 5 лет. В период обязательного обучения фельдшера в селе Варзуга фельдшерско-акушерский пункт временно не работал. В настоящее время приём населения осуществляется в новом фельдшерско-акушерском пункте в селе Варзуга».

Недовольные ответами и отношением к своей проблеме жители Терского района в начале марта проведут митинг по вопросам медицинского обслуживания. Они уже отправили письмо президенту Владимиру Путину и надеются, что перед выборами кто-нибудь да поможет им «подлечить» медицину в своем посёлке.