Аналитика

2018-04-13, 13:04

Абстрактная Арктика

Правительство России, на каждом шагу декларируя необходимость повышенного внимания к нуждам северян, руками своих чиновников сводит благие намерения к нулевому, а зачастую, и к отрицательному результату.

К примеру, Мурманская область — чуть ли не единственный регион в стране, который отапливается мазутом. Многочисленные попытки слезть с «мазутной иглы» заканчиваются, как правило, пшиком.

Альтернативы есть: газ, электроэнергия. Электрических мощностей в регионе избыток. Как рассказывал СеверПост директор Кольской атомной электростанции Василий Омельчук, избыточных мощностей КАЭС хватит с лихвой, чтобы отопить всю Мурманскую область.

Речь идёт о том, чтобы оборудовать многоквартирные дома автономными электрическими бойлерами. И всё — никаких гнилых труб, рвущихся теплотрасс, потерь тепла и мазутного чада. Прокладка новых электрокабелей в разы дешевле, чем рытьё траншей и ремонт теплотрасс.

Но этот вариант хорош в том случае, если эти самые бойлеры записать как общедомовую собственность. Тогда на смену задранным в поднебесье тарифам для производственных потребителей придут обычные коммунальные тарифы для населения.

Но для этого нужны решения на федеральном уровне, а их нет. И потом, куда девать мощнейшее лобби — производителей мазута, посредников, железную дорогу с её цистернами, всяческие ТЭЦ, которые без своих теплотрасс останутся не у дел?

А потому даже тарифы для населения с трудом удаётся отбивать от повышения.

«В нашем регионе с учётом имеющихся энергоизбыточных мощностей сложилась относительно низкая себестоимость генерации электроэнергии. Это позволяло нам сдерживать рост тарифов на электроэнергию для населения», - рассказал на региональном семинаре-совещании депутат областной Думы Борис Пищулин.

«Поэтому мы просили ФАС при рассмотрении вопроса об установлении предельных уровней тарифов на электроэнергию, поставляемую населению, на 2019 год сохранить те же пропорции, которые область соблюдала в предыдущие годы», - сообщил он.

По словам Пищулина, давно назрела необходимость решения вопроса о внесении изменений в Правила ценообразования в электроэнергетике, которые предусматривали бы установление особых условий ценообразования для субъектов, входящих в Арктическую зону и при наличии избыточных мощностей.

Это послужило бы инструментом нивелирования отрицательного влияния особенностей Крайнего Севера на инвестиционную привлекательность региона.

Все предложения на эту тему были подготовлены и направлены в Министерство энергетики РФ в конце прошлого года. В ответ — молчок.

Более того, в конце прошлого года правительством страны приняты решения, ещё больше усугубляющие и без того непростые условия хозяйственной деятельности в Мурманской области.

Речь идёт о значительном повышении цен на электроэнергию, приобретаемую потребителями европейской части страны, и введении 1 июля 2017 года надбавки к цене на мощность для потребителей европейской части.

С учётом этих изменений в 2017 году среднегодовой рост стоимости электроэнергии для крупных потребителей достиг 16%, что привело к росту себестоимости готовой продукции до 10%.

«В текущем году предполагаются ещё такие же дополнительные решения, которые будут продолжать эту гонку цен на электроэнергию со всеми вытекающими для региона последствиями», - сообщил депутат.

На территории Мурманской области 14 предприятий получают тепло от электрокотельных. Экономически обоснованный тариф для данного вида котельных один из самых высоких на территории области.

При этом ежегодный рост цен на электроэнергию значительно опережает рост тарифов на теплоэнергию, и приводит к постоянному значительному росту субсидирования электрокотельных.

«При трёхпроцентном объеме теплоэнергии, производимой на электрокотельных, в общем балансе производимой теплоэнергии на их долю приходится более 30% от всей суммы субсидирования, а это почти 800 млн рублей!», - возмущён Пищулин.

«Законодательство РФ позволяет вырабатывать для отдельных субъектов особые условия формирования цен оптового рынка на электроэнергию и предоставлять льготы с учётом особенностей субъектов», - сообщил депутат.

Выходит, можно. Но почему-то нельзя. В регионе некуда девать электроэнергию, но продать её подешевле, но в больших объёмах, нельзя. Да здесь рыночной экономикой и не пахнет!

Вообще, ситуация дикая. Генерирующие компании готовы продавать электроэнергию по разумным ценам. Но им не дают. Виной тому — реформа энергетики, инициатором которой выступил Анатолий Чубайс.

Тогда отрасль разрубили на три части: на производителей энергии, тех, кто владеет ЛЭП, и тех, кто продаёт энергию конечному потребителю.

Сейчас это очень напоминает ситуацию на большинстве так называемых фермерских рынков в стране. Фермер (ГЭС или АЭС) хочет получить место за прилавком на базаре, чтобы торговать своим продуктом. Но есть рыночная мафия, которая не даёт.

Нужно заплатить перевозчику (сетевой компании), а потом оптом отдать перекупщику (гарантирующему поставщику), который сам назначит монопольную конечную цену.

Значит, на сегодня электровариант для «сугреву» северян — пока из области фантастики.

Остаётся газ? Но Газпром категорически не желает кинуть ветку газопровода из Петрозаводска до Мурманска. И никакие лозунги о развитии Арктики Миллеру не указ.

И вообще, все эти декларации об Арктике настолько абстрактны, что создаётся впечатление абсолютно пустынного региона. Ни в каких арктических концепциях о северянах - ни слова. Только об инфраструктуре и других железках. Но не о людях.

Так, куды крестьянину податься? Возвращаться в XIX век к дымящим и неэкологичным угольным котельным? И таким образом ещё повысить уровень онкозаболеваемости в регионе?

Или, может, пора уже в лес, за дровишками?