Общество

2018-04-29, 15:29
Фото: СеверПост

На осадном положении

Все 27 семей аварийного дома в центре Мурманска предпочли остаться в своих квартирах, даже под угрозой обрушения, вместо того, чтобы переехать в пункт временного размещения. СеверПост выяснил, что именно заставило людей пойти на такой шаг и убедился, что оснований для крика души у них более чем достаточно. 

Дом №30 на улице Декабристов в Мурманске находится в центре города. Всего одна остановка до МГТУ и две до гипермаркета «Окей».

Это здание - постройка прошлого века, год его основания - 1932. По рассказам местных жителей, после войны, пострадавшую от бомбежки двухэтажку реставрировали пленные немцы. Комнаты (коммунальных квартир там много) выдавал передовикам производства рыбный порт. К двухтысячным дом отжил свой срок и не с первой попытки, но был признан аварийным. 





«Опять ночью глаз не сомкнула. Вторую ночь не спится. Все мысли тяжёлые в голове. Все нервы уже на взводе. В окно смотреть не хочется - полицейские машины дежурят, как будто мы преступники какие-то. Всю ночь машины МЧС то приезжали, то отъезжали, спасатели выходили, курили. Их разговоры были слышны в квартирах. Психологическое насилие чистой воды», - вздыхает жительница дома №30 на улице Декабристов Мансура Ханалиева.

Глава города Андрей Сысоев подписал постановление о расселении аварийного дома неожиданно, прямо перед длинными выходными. И уже  завтра власти собираются перекрыть жильцам воду, газ и отключить свет. Расчитывают, что это поможет неопределившимся принять окончательное решение.

Для них уже подготовлены комнаты в пункте временного размещения жильцов на Героев-североморцев, которые буквально на днях покинули пострадавшие от взрыва бытового газа на Свердлова. Им выдали квартиры в маневренном фонде.

Жильцов из «деревяшки» чиновники городской администрации готовы разместить хоть сейчас и в старых малометражных квартирах далеко от центра Мурманска. Есть варианты в Росляково, Дровяном и на Абрам-мысе. Других свободных квадратных метров для них не нашлось.

«У меня дочка девятый класс заканчивает, в конце мая начнутся выпускные экзамены, ей нужно электричество, чтобы готовиться к экзаменам, чтобы работать с компьютером. И занятия начинаются в 8 утра, во сколько же ей придется вставать, сколько времени тратить на дорогу, чтобы от Героев – североморцев, куда нас хотят упрятать, ездить в 37-ую школу?» - возмущается жительница этого дома Анна Беспалова.

Напомним, аварийным двухэтажку признали в 2015 году. Но это никого не смущало, и только 28 апреля 2018 года администрация после дополнительного обследования вынесла предприсание: экстренно покинуть опасное здание. Причем без мебели и без вещей.

Накануне к дому уже пригнали автобус для срочной перевозки людей, приезжали представитель МЧС совместно с заместителем главы Первомайского округа. Они ходили по дому, заходили в квартиры, беседовали, убеждали.

По их словам, оставаться в доме запрещают технические специалисты, которые обследовали многоэтажку и признали её аварийной еще 3 года назад. Сейчас ситуация ухудшилась. Во всем виноваты весенние паводки, размывшие зыбкий фундамент.

Есть вроде акт экспертизы, согласно которому существует угроза обрушения несущих конструкций. Но кто её проводил и каковы её результаты жителям  обещали представить на встрече у главы администрации.

Впрочем, в пятницу вечером Андрей Сысоев отказался показать «выселенцам» заключение экспертов и предложил прислать адвоката.

Возмущенные срочным переездом в общежитие жильцы написали коллективное письмо и отнесли его в прокуратуру Первомайского округа, чтобы мэрия предъявила доказательства, что дом представляет угрозу обрушения, а также по поводу оказания насилия на его жителей.

Более того, они написали расписку о том, что берут все риски на себя и отказываются освобождать свою жилплощадь ради пункта временного пребывания.



«Срочность расселения связана с тем, что дом в критическом состоянии. Идёт движение, и конструкции могут обрушиться. Все эти мероприятия направлены на обеспечение безопасности проживающих», - ответили СеверПост в ГЖИ.

По словам жилищных инспекторов, никто не может спрогнозировать, когда наступит критическая масса, которая, так сказать, уже даст толчок к полному разрушению дома. Поэтому жильцы должны однозначно понимать, что это очень опасно для жизни.

«Кто угодно бери нас за ухо, а лучше за нос, и куда угодно веди. А где же решение суда? В доме много коммунальных квартир, но  есть и хорошие двух- и трёхкомнатные  приватизированные квартиры с индивидуальными удобствами. Люди живут в доме десятки лет, есть те, кто по полвека. Добро нам велят всё оставить. А там в пункте временного размещения предлагают спать на раскладушках, пользоваться общим холодильником, душем, газовой плитой, унитазом. И ещё выгоняют в дикой спешке. Считаю, что и  коммунальные блага нельзя отключать до тех пор, пока последний жилец не выедет, в доме же дети проживают», - добавляет другой жилец этого дома  Валентина Долгова.

«В Мурманске есть дома и похуже наших. Год назад комиссия его осмотрела, сказали, что подвижек к обрушению нет. Сейчас нам говорят про режим ЧС, хотя здание 20 лет в таком состоянии. Я родился в этом доме, в 1965-м, здесь моя мама умерла, так и не дождалась улучшение жилищных условий, хотя стояла в очереди. Сомнительную сделку предлагает администрация», - уверяет Николай Климович.

Сотрудники прокуратуры, к которым вчера обратились жильцы, их успокоили, мол, по мере появления квартир в маневренном фонде жильцов будут переселять, а впоследствии выкупать их квадратные метры.

«От вас потребуется только вызвать оценщика», - сказали в прокуратуре.

«А как мы это организуем, если нас самих из дома выгоняют?!», - возмутились жильцы.

Жители говорят, что пойдут на крайние меры, если городская мэрия не предоставит им квартиры такие же по метражу, как у них. И готовы коллективно купить свечи, фонари. Кушать будут на работе и в школах.

«В деревяшках одни ассоциальные личности живут, бичи, то бишь, однажды сказал Сысоев. И так и относятся к нам», - считают жильцы.