Общество

2018-05-08, 10:04

Куда уходят дети

В прошлом году в Мурманской области почти 400 несовершеннолетних ушли с места проживания. Причём, у некоторых побег был совершён в десятый раз, а большинство из беглецов - домашние дети. Об этом сообщают сотрудники регионального УМВД. Куда уходят дети, а главное, кто их находит - в материале СеверПост.

Каждый год в России пропадает более 15 тысяч детей. И иногда абсолютно бесследно. Поехала на рыбалку с отцом, пошла в туалет в ближайшие кусты и не вернулась, не дошёл до секции, пропал со двора, сбежал из-за конфликта за плохую оценку с матерью… И таких историй полно.

СеверПост поговорил со всеми, кто знает об этой проблеме не понаслышке.

По данным регионального УМВД, ежегодно в Заполярье пропадают сотни несовершеннолетних северян. По России же ежегодно эта цифра сравнима с населением небольшого города - от 15 000 до 20 000 чьих-то детей. На минуточку, население Оленегорска - чуть более 20 тысяч человек.

В Мурманской области вот уже три недели ищут 15-летнего Захара Карелина, ушедшего из детского дома в Кандалакше. А не так давно в Мурманске искали 14-летнюю Екатерину Тригуба. Девушка ушла из дома, но затем живая и невредимая была возвращена родным.




«В 2017 году в Мурманской области 389 несовершеннолетних совершили 606 уходов с места проживания, при этом из семьи зарегистрировано 438 уходов, из учреждений с круглосуточным пребыванием детей – 168. Стоит отметить, что многие несовершеннолетние уходили из дома неоднократно (10 раз и более)», - сообщают сотрудники регионального УМВД.

По их информации, в 66% случаев местонахождение несовершеннолетних было установлено в течение суток. Безвестно пропавших несовершеннолетних по итогам 2017 года нет, все найдены. 

Если сравнивать с аналогичным периодом 2016 года, то количество беглецов осталось на том же уровне. В 2016 году 390 несовершеннолетних покинули место проживания. По данным статистики, 436 из них - домашние дети и  78 - «казённые». И также все были найдены и возвращены ответственным за них взрослым.

«За непринятие должных мер по предотвращению уходов несовершеннолетних к административной ответственности привлечены 149 родителей и 4 должностных лица учреждений с круглосуточным пребыванием детей», - рассказывают сотрудники регионального УМВД.

Проводники

После того, как вы подали заявление в полицию, а это может сделать любой человек, знакомый с «потеряшкой», а не только родственник, нужно обращаться к спасательно-поисковым отрядам. В Мурманске их два: «ЛизаАлерт» и «Мурманспас».

Оба спасательно-поисковых отряда — некоммерческие организации. Они не принимают денежную помощь, не имеют расчётных счетов и виртуальных кошельков. Это принципиальная и неизменная позиция отрядов.

Благодарный за помощь человек может быть полезным распространением и/или сбором информации, передав в дар или оказав содействие в обеспечении отряда необходимым для поисков оборудованием.

Уникальность отрядов в том, что в юридическом плане их нет: нет у них ни свидетельства о регистрации юридического лица, ни расчётных счетов, никаких реквизитов. Это сделано, в том числе, и для того, чтобы оперативно реагировать на заявки, без бюрократических моментов.

Отряд «ЛизаАлерт» существует с 2010 года: почти 500 добровольцев объединились, чтобы отыскать пропавшую в Орехово-Зуеве Лизу Фомину. К сожалению, девочка погибла, но с тех пор поисково-спасательное движение набирает обороты по всей стране.

В Мурманске региональное отделение начало работу с 2012 года. Костяк его отряда — это 8-10 волонтёров. «Мурманспас» в сентябре будет 4 года. В активе отряда 14 добровольцев.

SOS: ребенок потерялся

Первым делом, естественно, нужно обратиться с заявлением в полицию, так как получить детализацию телефонных звонков в соответствии с Законом можно только в официальном порядке.

Далее уже звонить волонтёрам.

«Статистика «потеряшек» за последние 5 лет в Мурманской области остаётся на том же уровне - несколько сотен человек. Летом - это рыбаки, весной - обострение у психологически неуравновешенных людей. Зимой редко теряются, в основном, из-за семейных разборок», - рассказывает волонтёр регионального отряда «Лиза Алерт» Алексей Соколов.

«Что касается детей, то чаще всего они уходят сами. Дорога из школы домой - это вообще отдельная тема», - добавляет Соколов.

«Неужели нельзя отпускать от себя детей даже на шаг?» - обращаемся к Уполномоченному по правам ребенка в Мурманской области Борису Когану.

«Дети уходят не просто так. Назову причины: первая, - это склонность подростков к бродяжничеству, которая у них сформировалась до того, как они стали воспитанниками госучреждений. У этих ребят искажённое представление о свободе личности. Вторая - это неумение отдельных родителей выстроить правильные отношения с ребёнком в семье, отсюда конфликты, которые нередко заканчиваются уходом сына или дочери из дома. И первая и вторая причины - свидетельство о неблагополучии в том месте, где ребенок проживает», - уверен Борис Коган.

По словам Бориса Когана, предупредить уходы детей можно и нужно повышением ответственности взрослых, и не только тех, кто допустил их уход, но и тех, кто ребенка - «бегунка» подвёз на федеральной трассе или приютил у себя, не поставив в известность родителей или органы власти.

«Эффективней профилактики этого, чем рассмотрение каждого случая ухода ребенка из семьи или детского учреждения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних, нет», - считает Коган.

По словам Уполномоченного, безопасность ребёнка в ваших руках.

Руководитель отряда «Мурманспас» Ольга Кононенко абсолютно согласна с Борисом Коганом:

«Самое важное: «Не живите без детей, не живите жизнью детей, а живите вместе с детьми». Им важно быть частью нашей жизни, а не просто сыном или дочерью. Это аксиома. Вспомните первые шаги своего ребенка – вы были рядом и контролировали на случай, если он упадёт. В любом возрасте – будьте рядом, но не закрывая собой от всех неурядиц. И не оставайтесь равнодушными и к чужим детям, если вы знаете и слышали о том, что какой-то ребенок нуждается в помощи, в защите – сообщите об этом в полицию, в СУ СК, в опеку. Не оставайтесь равнодушными».

По словам Кононенко, ребёнок должен доверять родителям, а для этого необходимо разговаривать. Никогда не отмахивайтесь от ребенка, когда он хочет что-то спросить или о чём-то рассказать, иначе потом он точно также начнет отмахиваться от вас и ваших вопросов о его жизни. Даже если ребенок совершил что-то не хорошее – в любом случае, он должен знать с детства, что у него есть дом, в котором его всегда ждут и всегда помогут.

«Самая большая проблема в поиске несовершеннолетних – это фотографии пропавшего ребенка. Поэтому как можно чаще фотографируйте своих детей – не в масках черепашки Ниндзя или костюме принцессы, а в повседневной одежде на прогулке. Потому что часто бывает такое, что фотографий полно, но нет ни одной, где ребёнок был бы узнаваем для окружающих», - добавляет Ольга Кононенко.

Объясните, что никогда взрослый человек не обратится за помощью к ребенку, что он сам может найти котёнка или покормить щенка. К сожалению, это очень частая приманка нехороших людей.

Отдельная опасность - соцсети. Следите за тем, с кем дружат ваши дети, объясняйте им, что интернет – это всего лишь картинка, ширма и не всегда по ту сторону экрана находится та самая ровесница или ровестник, что есть на фото. Но не заставляйте ребенка говорить вам пароли. Иначе получите обратный эффект – у сына или дочери будет страничка для вас и странички, на которых он живёт своей жизнью и своими интересами. 

С приходом тепла приближается и другая опасность - заблудиться в лесу.

«Наш «лес» хоть и состоит из небольших, редких деревьев, в таком сложно заблудиться, в отличие от средней полосы, но именно это каждый год и происходит. Самая большая опасность - неподготовленность к нахождению в лесу: неподходящая одежда и обувь, отсутствие навыков ориентирования на местности», - перечисляет Алексей Соколов.

«Самый большой родительский ужас – маньяки-педофилы – всё-таки большая редкость. Так ли это?» - не могу не поинтересоваться, как родитель.

«Вероятность, что ваш ребёнок встретится с маньяком, крайне мала. Большинство рассказов про такие случаи относятся к разряду «городских легенд». Реальные преступления, связанные с педофилами, очень пристально расследуются полицией, и преступника практически всегда быстро находят», – отвечает Соколов.

Конечно, в наше время быть легче волонтёром, чем 15 лет назад. Сегодня информацию о разыскиваемом человеке можно легко и быстро можно распространить среди широкого круга людей через социальные сети. Но в лесных поисках без участия волонтёров ресурсов любого ведомства недостаточно.

Мы желаем всем волонтёрам, чтобы они как можно меньше участвовали в поисках. Но помните, что добровольцам всегда нужны помощники!