Аналитика

2018-05-21, 11:23

Мазутная игла колет всё больнее

Цены на мазут на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже достигли исторического максимума. На последних торгах стоимость тонны мазута с учётом доставки в Мурманскую область превысила 20,5 тысячи рублей.

Для сравнения: в марте среднемесячная цена мазута составляла 14,6 тыс. руб., в середине апреля -16,4 тыс. руб., а к концу апреля она уже превысила 18 тыс. руб. за тонну. При этом максимальная стоимость 1 тонны мазута, установленная КТР на 2018 год, составляет 13,5 тыс. руб. (с учетом НДС).

Ресурсники бьют тревогу, на такие цены они никак не рассчитывали. И хотя отопительный сезон подошёл к завершению, именно сейчас предстоит сформировать запас топлива к осенне-зимнему периоду.

Ситуация тревожная не только для энергетиков, но и для правительства Мурманской области. Наш регион остается единственным в стране мазутозависимым. Этим обусловлены высокие квартплаты и непомерная нагрузка на областной бюджет.

Так, в 2017 году, для того, чтобы отопить предприятия и две трети жилфонда региона, на котельных только одного крупнейшего предприятия области сожгли порядка 400 тыс. тонн мазута на сумму более 5 млрд рублей.

Дальнейший прогноз не утешительный. С учётом текущих цен, в 2018 году сумма затрат на мазут может превысить 7 млрд рублей.

Причину такого удорожания мазута специалисты связывают с теми же факторами, которые вызвали и резкий скачок цен на бензин и дизельное топливо на оптовом рынке.

Не исключено, что остановить рост цен теперь возможно только после оперативного вмешательства органов антимонопольного контроля.

Ещё в начале апреля Некоммерческое партнёрство «Совет по товарным рынкам» обратилось в Правительство РФ за помощью в урегулировании роста цен на топливо.

Игроки топливного рынка считают, что последствиями возможного скачка биржевых цен может стать банкротство и уход с рынка независимых сетей АЗС, прибыль которых в настоящее время находится возле нулевых отметок, а в ряде регионов продажа биржевых объёмов бензина уже стала убыточной.

Результатом ухода с рынка части независимых розничных продавцов топлива станет не только сокращение налоговой базы и рост безработицы (общее число рабочих мест в независимой топливной рознице оценивается в 120–150 тысяч работников).

Усилится негативное давление на банковский сектор, так как при общей закредитованности сектора независимых АЗС объекты топливной розницы, не способные обслуживать свои кредитные обязательства, будут переходить во владение банков.

В своем обращении к премьеру Дмитрию Медведеву владельцы АЗС предлагает в качестве мер по стабилизации ситуации поэтапную либерализацию розничных цен, повышение нормативов обязательных продаж автомобильного бензина и дизельного топлива на битрже до 50% от потребления указанных товаров на внутреннем рынке, а также снижение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо для обеспечения положительной рентабельности продаж топлива на внутреннем рынке для производителей.

Ответа из правительства пока нет. Но в начале мая появилась обнадёживающая информация.

Федеральная антимонопольная служба подготовила изменения в совместный приказ ФАС и Минэнерго, касающиеся увеличения нормативов продаж нефтепродуктов на бирже.

ФАС предлагает увеличить минимальный уровень продаж топлива на внутреннем рынке для нефтяных компаний, занимающих доминирующее положение - до 15% от производства бензина и до 7,5% от производства дизельного топлива.