Мнения

2018-05-31, 12:59
Фото присланы читателями СеверПост

«Горючие» слёзы

Бензин - самая горячая тема последней недели. АЗС не успевают менять ценники. Заполярные автомобилисты сообщают о том, что стоимость бензина растёт чуть ли не ежедневно. Цены в Мурманской области на самые востребованные марки топлива 95 и 92 подскочили в мае почти на 2 рубля, а где-то и более, чем на 2 рубля. А цена 50 рублей за литр уже не кажется фантастикой. Почему растут цены на бензин, выяснял СеверПост.

Главное заблуждение обывателя - цена бензина зависит от цен на нефть. Это не так! Точнее будет сказать - зависит не слишком сильно - всего на несколько процентов.

Главная причина подорожания - производителям выгоднее экспортировать товар за рубеж, а не продавать на внутреннем рынке. В итоге - рукотворный дефицит, или, что особо присуще сейчас нашему региону, - ценники уже не остановить.

И вот как лихорадило бензин в Мурманской области в мае.

Цены на бензин начали расти с 7-го по 13-ое мая. Тогда АИ-95 и АИ-92 прибавил к стоимости 30 копеек. 95 бензин на АЗС «Роснефть» на той неделе стоил - 43 рубля 20 копеек, а 92-ой - 40 рублей 40 копеек. Едем дальше.

Второе повышение, с 14-го по 20-ое мая, стало более существенным - топливо АИ-92 и АИ-95 на АЗС «Роснефть» подорожало по сравнению с предыдущей неделью уже от 30 до 60 копеек и составило на АИ-92 - 41 рубль за литр (+60 копеек), а на АИ-95 - 43 рубля 50 копеек (+30 копеек).

С 21 мая цены менялись на глазах чуть ли не ежедневно по всему региону, а автолюбителей нешуточно лихорадило.

Так литр АИ-95 в Оленегорске и Апатитах на АЗС «Роснефть» нынче стоит 44 рубля 50 копеек. А в посёлке Верхнее Варламово, что рядом с Североморском, его цена и вовсе почти 50 (!) рублей (48 рублей 10 копеек).

На АЗС «ВиТЭК» в Полярном АИ-95 продаётся по цене 45 рублей 79 копеек.

Между тем, цена этого бензина на АЗС «Роснефть» составляла на начало месяца 4рубля 90 копеек. Итог: прибавка в сравнении по одной АЗС «Роснефть» составила почти два рубля (один рубль 60 копеек).

Что касается АИ-92, то его нынешняя средняя стоимость на АЗС «Роснефть» - 41 рубль 80 копеекПо сравнению с началом месяца АИ-92 стал дороже также почти на 2 рубля (один рубль 70 копеек).

Дизельное топливо на АЗС «Лукойл» сейчас стоит - 48 рублей 70 копеек. Для сравнения, в начале месяца на этой же АЗС его цена составляла - 46 рублей 40 копеек. Прибавка: 2 рубля 30 копеек.

Почему бензин растет, как на дрожжах?

Закупают АЗС бензин на бирже. Итак, посмотрим итоги торгов за вчера. На бирже бензин АИ-92 продавали по 52 000 рублей за тонну, это приблизительно 43 рубля за литр.

Уже сегодняшние торги демонстрируют новый рост цен. За ночь бензин стал дороже на 1000 - 1500 рублей за тонну и, признаться, и по этой цене топливо хватают, как горячие пирожки, - за минуты.

А теперь посчитаем издержки.

Во-первых, топливо надо с нефтеперерабатывающего завода в Мурманск привезти, например, из Уфы, потому что там лучшее предложение по цене. Везут цистернами с завода по железной дороге, соответственно, оплачивают расходы на процесс перевалки и возврата цистерн.

Во-вторых, плюс 2 рубля к литру - это расходы на железнодорожный тариф, хранение, перевоз бензовозами по АЗС. В-третьих, - затраты на налоги, зарплату сотрудникам, электричество, воду, аренду земли, охрану, инкассацию, амортизацию оборудования и прочие тысячи ежедневных трат. 

В итоге цена на выходе - 46-48 рублей за литр. То есть, выгода АЗС, в среднем 1-2 или 0,5. А наценка - около 5%.

Автозаправки вынуждены увеличивать цены, чтобы не работать себе в убыток. 
По большому счету, выгода должно быть процентов 15% для реального бизнеса, а эти 1-2%, - чтобы выжить.

Часто, чтобы купить существенный объём топлива, на АЗС берут кредит, проценты за него и банковское обслуживание тоже стоит больших денег. Но это уже совсем другая история.

Подытожим: цена за бензин складывается из стоимости нефти (4%), транспортировки (7%), наценки нефтеперерабатывающих заводов (13%), наценки АЗС (5%) и налог плюс акцизы (65%).

Бензин в нашем регионе дешевым никогда не был, он дороже, чем в соседней Карелии. Но, как объясняют эксперты, у нас дороже тарифы, услуги ЖКХ, включая вывоз снега зимой и электричество в полярную ночь, у нас северный зарплатный соцпакет и прочее.

Всё это дает удорожание процентов на 20% минимум. Не поднимешь цены - убыток, поднимешь на сколько бы надо, чтоб оплатить расходы - конкуренты демпингуют.

Как сдержать цены?

Повышения цен на топливо можно было бы избежать, если бы не бездействие регулятора - Федеральной антимонопольной службы. Однако пока что с его стороны никаких мер в отношении нефтяных компаний не принимается.

«Ситуация под контролем», - сообщает ФАС, и добавляет, что действующим законодательством нашей страны не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции:

«На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги. Так составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%», - сообщают в ведомстве.

Что интересно, 28 мая на сайте ФАС был опубликован пресс-релиз о вынесении предупреждения «Роснефти». Однако вскоре его удалили из-за «технических неточностей». Как сообщили в пресс-службе ФАС представителям РБК, полная версия релиза о выдаче предупреждений будет опубликована позже на сайте ведомства.

В ЦБ объясняют рост цен на бензин повышением акцизов и международных цен на топливо.

А вот, что думают сотрудники АЗС в Мурманске.

«Чтобы у нас в регионе снизить расходы, необходимо государству снизить налоговую нагрузку на Север и часть государственных гарантий взять на себя, как, например, полярки и оплату проезда к месту отдыха и обратно раз в 2 года. У нас самый высокий тариф для юридических лиц на электричество, дорогая аренда городской земли и, главное, нет никаких льгот для малого и среднего бизнеса. Чтобы снизить стоимость литра в Заполярье, надо снижать затраты, а власти региона, наоборот, повышают тарифы и налоги, мы неконкурентноспособны», - считает директор сети АЗС «Спецтехнология» Марина Зарецкая.

По мнению Зарецкой, власти города могли бы снизить стоимость аренды муниципальной земли, сделать льготные тарифы для предприятий малого и среднего бизнеса, но воз и ныне там. А ведь очевидно, что должна быть разница в налогообложении для крупного федерального бизнеса и местного.

Пока дефицита бензина в регионе нет — сколько хотите, столько и заправляйте. Между тем, по России уже не на всех АЗС продают «народный» 92-ой. Кое-где отмечается, что его нет... 

Тема оказалась настолько злободневной, что поговорить об этом автолюбители рассчитывают с президентом страны в ходе «Прямой линии», что состоится 7 июня.

А в Интернете активно обсуждается принятие участия автолюбителей во всероссийской акции протеста против необоснованного и бесконтрольного повышения цен на топливо... Только заведётся ли от этого мотор любимого железного коня? Как там у Чехова: «Голодная собака верует только в мясо».