Бензин - самая горячая тема последней недели. АЗС не успевают менять ценники. Заполярные автомобилисты сообщают о том, что стоимость бензина растёт чуть ли не ежедневно. Цены в Мурманской области на самые востребованные марки топлива 95 и 92 подскочили в мае почти на 2 рубля, а где-то и более, чем на 2 рубля. А цена 50 рублей за литр уже не кажется фантастикой. Почему растут цены на бензин, выяснял СеверПост.
Главное заблуждение обывателя - цена бензина зависит от цен на нефть. Это не так! Точнее будет сказать - зависит не слишком сильно - всего на несколько процентов.
Главная причина подорожания - производителям выгоднее экспортировать товар за рубеж, а не продавать на внутреннем рынке. В итоге - рукотворный дефицит, или, что особо присуще сейчас нашему региону, - ценники уже не остановить.
И вот как лихорадило бензин в Мурманской области в мае.
Цены на бензин начали расти с 7-го по 13-ое мая. Тогда АИ-95 и АИ-92 прибавил к стоимости 30 копеек. 95 бензин на АЗС «Роснефть» на той неделе стоил - 43 рубля 20 копеек, а 92-ой - 40 рублей 40 копеек. Едем дальше.
Второе повышение, с 14-го по 20-ое мая, стало более существенным - топливо АИ-92 и АИ-95 на АЗС «Роснефть» подорожало по сравнению с предыдущей неделью уже от 30 до 60 копеек и составило на АИ-92 - 41 рубль за литр (+60 копеек), а на АИ-95 - 43 рубля 50 копеек (+30 копеек).
С 21 мая цены менялись на глазах чуть ли не ежедневно по всему региону, а автолюбителей нешуточно лихорадило.
Так литр АИ-95 в Оленегорске и Апатитах на АЗС «Роснефть» нынче стоит 44 рубля 50 копеек. А в посёлке Верхнее Варламово, что рядом с Североморском, его цена и вовсе почти 50 (!) рублей (48 рублей 10 копеек).
На АЗС «ВиТЭК» в Полярном АИ-95 продаётся по цене 45 рублей 79 копеек.
Между тем, цена этого бензина на АЗС «Роснефть» составляла на начало месяца 42 рубля 90 копеек. Итог: прибавка в сравнении по одной АЗС «Роснефть» составила почти два рубля (один рубль 60 копеек).
Что касается АИ-92, то его нынешняя средняя стоимость на АЗС «Роснефть» - 41 рубль 80 копеек. По сравнению с началом месяца АИ-92 стал дороже также почти на 2 рубля (один рубль 70 копеек).
Дизельное топливо на АЗС «Лукойл» сейчас стоит - 48 рублей 70 копеек. Для сравнения, в начале месяца на этой же АЗС его цена составляла - 46 рублей 40 копеек. Прибавка: 2 рубля 30 копеек.
Почему бензин растет, как на дрожжах?
Закупают АЗС бензин на бирже. Итак, посмотрим итоги торгов за вчера. На бирже бензин АИ-92 продавали по 52 000 рублей за тонну, это приблизительно 43 рубля за литр.
Уже сегодняшние торги демонстрируют новый рост цен. За ночь бензин стал дороже на 1000 - 1500 рублей за тонну и, признаться, и по этой цене топливо хватают, как горячие пирожки, - за минуты.
А теперь посчитаем издержки.
Во-первых, топливо надо с нефтеперерабатывающего завода в Мурманск привезти, например, из Уфы, потому что там лучшее предложение по цене. Везут цистернами с завода по железной дороге, соответственно, оплачивают расходы на процесс перевалки и возврата цистерн.
Во-вторых, плюс 2 рубля к литру - это расходы на железнодорожный тариф, хранение, перевоз бензовозами по АЗС. В-третьих, - затраты на налоги, зарплату сотрудникам, электричество, воду, аренду земли, охрану, инкассацию, амортизацию оборудования и прочие тысячи ежедневных трат.
В итоге цена на выходе - 46-48 рублей за литр. То есть, выгода АЗС, в среднем 1-2 % или 0,5. А наценка - около 5%.
Автозаправки вынуждены увеличивать цены, чтобы не работать себе в убыток. По большому счету, выгода должно быть процентов 15% для реального бизнеса, а эти 1-2%, - чтобы выжить.
Часто, чтобы купить существенный объём топлива, на АЗС берут кредит, проценты за него и банковское обслуживание тоже стоит больших денег. Но это уже совсем другая история.
Подытожим: цена за бензин складывается из стоимости нефти (4%), транспортировки (7%), наценки нефтеперерабатывающих заводов (13%), наценки АЗС (5%) и налог плюс акцизы (65%).
Бензин в нашем регионе дешевым никогда не был, он дороже, чем в соседней Карелии. Но, как объясняют эксперты, у нас дороже тарифы, услуги ЖКХ, включая вывоз снега зимой и электричество в полярную ночь, у нас северный зарплатный соцпакет и прочее.
Всё это дает удорожание процентов на 20% минимум. Не поднимешь цены - убыток, поднимешь на сколько бы надо, чтоб оплатить расходы - конкуренты демпингуют.
Как сдержать цены?
Повышения цен на топливо можно было бы избежать, если бы не бездействие регулятора - Федеральной антимонопольной службы. Однако пока что с его стороны никаких мер в отношении нефтяных компаний не принимается.
«Ситуация под контролем», - сообщает ФАС, и добавляет, что действующим законодательством нашей страны не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на эти товары формируются на основе рыночного механизма конкуренции:
«На рост стоимости влияет ряд факторов: динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги. Так составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%», - сообщают в ведомстве.
Что интересно, 28 мая на сайте ФАС был опубликован пресс-релиз о вынесении предупреждения «Роснефти». Однако вскоре его удалили из-за «технических неточностей». Как сообщили в пресс-службе ФАС представителям РБК, полная версия релиза о выдаче предупреждений будет опубликована позже на сайте ведомства.
В ЦБ объясняют рост цен на бензин повышением акцизов и международных цен на топливо.
А вот, что думают сотрудники АЗС в Мурманске.
«Чтобы у нас в регионе снизить расходы, необходимо государству снизить налоговую нагрузку на Север и часть государственных гарантий взять на себя, как, например, полярки и оплату проезда к месту отдыха и обратно раз в 2 года. У нас самый высокий тариф для юридических лиц на электричество, дорогая аренда городской земли и, главное, нет никаких льгот для малого и среднего бизнеса. Чтобы снизить стоимость литра в Заполярье, надо снижать затраты, а власти региона, наоборот, повышают тарифы и налоги, мы неконкурентноспособны», - считает директор сети АЗС «Спецтехнология» Марина Зарецкая.
По мнению Зарецкой, власти города могли бы снизить стоимость аренды муниципальной земли, сделать льготные тарифы для предприятий малого и среднего бизнеса, но воз и ныне там. А ведь очевидно, что должна быть разница в налогообложении для крупного федерального бизнеса и местного.
Пока дефицита бензина в регионе нет — сколько хотите, столько и заправляйте. Между тем, по России уже не на всех АЗС продают «народный» 92-ой. Кое-где отмечается, что его нет...
Тема оказалась настолько злободневной, что поговорить об этом автолюбители рассчитывают с президентом страны в ходе «Прямой линии», что состоится 7 июня.
А в Интернете активно обсуждается принятие участия автолюбителей во всероссийской акции протеста против необоснованного и бесконтрольного повышения цен на топливо... Только заведётся ли от этого мотор любимого железного коня? Как там у Чехова: «Голодная собака верует только в мясо».
Представьте: 2039 год. Вы садитесь в аэротакси и отправляетесь к себе домой – в одну из квартир новой очереди «Кольских огней». По пути пролетаете монументальное здание кампуса Арктического университета, отстроенный квартал на Жилстрое, мурманскую набережную Кольского залива. Сюжет, достойный фантастических фильмов, не правда ли? Ко Дню города СеверПост...подробнее
Помощник президента Владимир Мединский во время визита в Мурманск взорвал медийную повестку. 11 лет образования являются «непозволительной роскошью», нужно сокращаться. Вот что заявил далеко не самый последний человек в системе российского образования. Откуда взялась эта идея, кто воспринимает её в штыки, а кто приветствует. Мнения собирал СеверПост. Про...подробнее
C 1 марта этого года вступили в силу требования закона, которые обязуют оленеводов маркировать своих оленей. Обновлённое законодательство затронет около 55 тысяч голов оленей в Кольском Заполярье. Именно столько животных по различным данным содержится в хозяйствах Мурманской области. Как и зачем заполярные саамы теперь будут маркировать оленей, выяснял...подробнее
В преддверии наступления Нового 2024 года СеверПост обратился к известным в Мурманской области людям с просьбой ответить какое событие уходящего 2023 года стало для них самым главным. Как мы и ожидали, ответы получились не только конкретными и лаконичными, но и весьма разнообразными. Примечательно, что большинство из них связаны, так или иначе, с основной деятельностью наших...подробнее
Судя по всему, концепция «магазин у дома» в Мурманске сменилась на «бухло в каждый подъезд». Концентрация алкоточек в центре столицы Заполярья зашкаливает. Если раньше Мурманск считался рыбным городом, то сейчас туристы вполне могут сделать вывод, что это город алкоголиков. Журналист СеверПост прогулялся по улицам и посчитал количество магазинов с...подробнее
Внимание государства к Мурманской области в последние годы выросло. Реализуются крупные арктические проекты, работают федеральные бизнес-структуры, выделяются огромные деньги. А где есть деньги, есть и споры. СеверПост побеседовал с председателем Арбитражного суда Мурманской области Артёмом Драченом. О работе, нагрузке и личном. Артём Васильевич, регион включается в...подробнее
Новым руководителем Мурманского государственного технического университета 26 января стала Мария Князева, которая до этого работала проректором по научно-исследовательской работе Мурманского арктического государственного университета. О том, какие итоги можно подвести спустя всего неделю, об обучении в Школе СКОЛКОВО и ключевых задачах, которые сегодня стоят перед...подробнее
29 мая в Норильске из резервуара хранения ТЭЦ-3, принадлежащей ПАО «ГМК «Норильский никель», произошла утечка 21 163 тонн дизельного топлива. Ликвидация последствий аварии, согласно предварительному плану, будет проводиться до 2025 года включительно. В причинах случившегося разбирался эксперт, директор Экологического правового центра «Беллона»...подробнее
Для россиян решающая роль СССР в разгроме немцев в Великой Отечественной войне неоспорима. На Западе – историю все чаще трактуют иначе. Что об этом думают наши северные соседи? Помнят ли норвежцы, кто освободил Финнмарк? На эти вопросы нам ответил член норвежской федерации ассоциаций военных ветеранов, майор Торгейр Лёволд. - Что делается сейчас в Норвегии,...подробнее
Мурманская природоохранная прокуратура назвала виновного в потопе. Надзорное ведомство считает, что затопление промзоны - вина регионального министерства экологии. С такой трактовкой согласны не все. Есть мнение, что ответственность должны нести городские власти и сама прокуратура. «Следствием подтопления дороги явилось несвоевременное проведение...подробнее
На вышедшего в обеденное время подышать воздухом человека составляют протокол, а припозднившегося жителя дальнего посёлка отправляют в отдел полиции, из-за чего он останется в городе до утра. При этом полицейские сами зачастую не соблюдают норм противовирусной безопасности. СеверПост продолжает рассказывать о том, как работает система по борьбе с COVID-19 в...подробнее
То, что в инфекционном обсерваторе в Мурманске происходит что-то не то, уже давно было предметом городских пересудов. СеверПост удалось встретиться с мурманчанкой, которую после двухнедельной самоизоляции увезли в инфекционное отделение областной клинической больницы им. Баяндина. Девушка считает, что только чудом в больнице не вспыхнул очаг заражения CoViD-19. По мнению...подробнее
Профессия инженера снова в тренде. А диплом технического вуза гарантирует высокую зарплату. Не верите? А мы вам докажем! СеверПост продолжает совместный с Мурманским государственным техническим университетом проект о профессиях, которые можно получить в ведущем вузе региона. А всё для того, чтобы раскрыть подробности работы востребованных специалистов и ответить на...подробнее
СеверПост запускает новый проект. Мы планируем рассказать о профессиях, которые можно получить в Мурманском государственном техническом университете. Каждые две недели мы будем публиковать новый материал. А всё для того, чтобы раскрыть подробности их работы и ответить на вопрос, какая у них зарплата. И мы начинаем. Поездки в самые удалённые уголки СССР, походы по тайге и по...подробнее
Вчера 8, сегодня уже 12 заражённых. Такими темпами через неделю в Мурманской области их будут сотни. Вот уже власти размышляют над тем, чтобы ввести блокаду целых городов. От одного приезжего из-за границы заразились уже несколько, только контакт с ним имели почти 200 человек. Опасность рядом, и она серьёзная, вот только предпринимаемые меры пока не сдерживают...подробнее