ЖКХ

2018-11-04, 15:17
Фото: СеверПост

Что важнее: бойлер или фасад?

90 процентов бойлеров в Мурманске изношены. Срок их службы составляет 20 лет, в то время, как многие из них проработали уже полвека. И денег на их капремонт нет, так как мэрия потратила все свободные средства на покраску домов культурного наследия аж на 3 года вперёд. Подробности - в материале СеверПост.

Жильцам дома №63 на улице Книповича в областном центре, живущим несколько месяцев без горячей воды по причине поломки бойлера, советуют греть воду… самостоятельно.

Горячую воду им не скоро дадут, года через 2, в лучшем случае.

Впрочем, в настоящее время в заполярной столице не один, а 16 (!) неработающих  бойлеров.  При этом, в некоторых домах горячей воды нет по году, а то и по два.  И в такой ситуации Мурманск – областной центр – находится ежегодно.

В будущем бойлеры начнут выходить из строя с катастрофической скоростью, потому как большинство из них работают на «последнем издыхании».

И отработав несколько десятков лет кряду, все они требуют или усиленного внимания, или полной замены. Но менять их очень дорого, поэтому заменяют отдельные элементы в надежде, что агрегат ещё немножко протянет.

Особенно плохо обстоят дела в жилфонде Ленинского и Октябрьского округов. Срок службы бойлера – максимум 20 лет, а домам, в которых они установлены, уже исполнилось по 40-60. Легко подсчитать, сколько раз их уже нужно было заменить.

Козлы отпущения

Как мы знаем, согласно Жилищному кодексу РФ капитальный ремонт общего имущества, в том числе, бойлеров проводится за счёт собственников жилищного фонда. Те деньги, что мы платим управляющей компании (в Мурманске - это примерно 30 рублей за квадратный метр), идут на уборку дома и придомовой территории.

При выходе из строя бойлера управляющая компания (УК) инициирует проведение собрания, где предлагает жильцам скинуться на него. На минуточку, стоимость замены водонагревателя в многоквартирном доме составляет от 300 до 700 тысяч рублей. В стандартной «пятиэтажке» около 100 квартир, выходит, речь идёт о «лишних» 3-7 тысяч семейных средств...

Вот и жильцы, в большинстве своём, отказываются от такого «заманчивого» предложения, аргументируя это тем, что они и так платят взнос за капитальный ремонт.  А потому они не только высказывают свое «фи» управляющей компании, но и активно жалуются во все контролирующие органы вплоть до губернатора.

Напрашивается вопрос: не резоннее ли тогда всем собственникам индивидуальные электрические водонагреватели в квартире установить?! Однако, нет! Чтобы поставить это на поток, необходимо поменять в доме устаревшую электропроводку, которая «полетит» от такой нагрузки. А это, в свою очередь, потребует изготовления техдокументации, не говоря уж о самих работах. Таких расходов никто не потянет.

После жалобы жильцов сценарий будет таков: неслышным шагом придёт проверка ГЖИ, которая с «управляшки» буквально стружку снимет, и ещё оштрафует на 250 тысяч рублей. Проигнорирует УК  – получит санкции в 2 раза выше  - полмиллиона рублей.

И потому УК вынуждена производить капитальный ремонт бойлеров за счёт платы жильцов за текущий ремонт жилого помещения, что, конечно, сказывается  и на частоте встреч с уборщицей в подъезде и на чистоте межлестничных клеток. А вдобавок медленно, но верно ведёт к банкротству компании.

Между тем, в регионе принята и действует программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, и, значит, существует вполне законный способ замены бойлера не за счёт кровных деньжат собственников, а за счёт средств Фонда капремонта.

С  двумя условиями.

Первое: если администрация, по заявке УК, включит ваш дом в краткосрочный план реализации региональной программы капремонта на текущий год. 

Но опять двадцать пять: муниципалитет принимает заявки от управляющих организаций в срок до 1 марта года, предшествующему планируемому. Так, если в доме вышел из строя бойлер в марте 2018 года, то муниципалитет включит данные работы в план на 2020 год. Это означает, что дом останется без горячей воды на срок от 22 месяцев, – это если ремонт будет сделан в начале 2020 года. И до 34 месяцев, если в конце 2020 года. 

Второе: если есть средства в Фонде капремонта.

За последние 4 года стало модно ругать Фонд капремонта – ещё бы, четвёртый директор за столько короткое время, но... не в этот раз.  В цепочке замены бойлера это - последняя инстанция. Фонд, по сути,  выполняет роль статиста: какая «разнарядка» от Минэнерго придёт, то и будет исполнять, не задавая вопросов.

Согласно информации Фонда капитального ремонта Мурманской области, финансирование на 2019 год у организации отсутствует, дефицит денежных средств составляет 121 231 426, 30 рублей.

Свою долю денег в Фонде капремонта администрация города Мурманска потратила на покраску домов культурного наследия на 3 (!) года вперёд.

 

Картина маслом

 

Красота проспекта Ленина, - это, безусловно, важно, но северяне опасаются, что, согласившись на ремонт одного только фасада, они вряд ли смогут в дальнейшем ещё раз получить средства из фонда на решение реальных, более важных проблем. В конце концов, это же не для китайских гостей делается... Мнения жильцов, озвученных через УК, учитывать, априори, следует. 




Понятно, что стоимость покраски дома культурного наследия выше, чем замена бойлера. На минуточку, краску, которую наносят на исторические дома, производят лишь на одном заводе нашей стране. В прошлом году этот завод не смог обеспечить её нужное количество, в результате чего малярные работы были приостановлены. 

Может ещё потому, что дом №80 на проспекте Ленина перекрашивали 7 раз?..

 Ни для кого не секрет, что Фонд капремонта серьезно экономит на материалах и ещё больше на рабочей силе.

В Мурманске ситуация с бойлерами, без обиняков, - тупиковая.  Чего не скажешь, например, про Североморск, где вообще нет проблем с бойлерами, - водонагреватели меняют за счёт средств капремонта.  Аналогично дела обстоят и в Мончегорске, и в Оленегорске и ряде других муниципалитетов.

Там не приходится дважды объяснять, что 90%-ная степень износа бойлера – это вполне реальная угроза поломки. А ответственность за последствия будут обсуждать не только на общегородской «планёрке»...

Ну, да вернёмся к заполярной столице.

- Как же получить жильцам такой желанный бойлер? – с этим вопросом обращаемся в саморегулируемую организацию Некоммерческое партнерство «Жилищное объединение Мурмана». Это объединение осуществляет регулирование деятельности управляющих организаций в сфере ЖКХ на территории всего региона.



«Изменить сроки реализации краткосрочной региональной программы капремонта невозможно. Кроме того, достаточно сложно спланировать – какое общее имущество потребует этого ремонта в следующем году, так как большая часть оборудования уже отработала свой срок. Поэтому целесообразно осуществлять не только плановый капитальный ремонт, но и аварийный», - комментирует директор СРО НП «Жилищное объединение Мурмана» Денис Яковенко.

Однако СРО, обратившись в региональное Минэнерго с просьбой включить капитальный ремонт бойлеров в аварийный, получило отказ по причине того, что средства аварийного фонда расходуются исключительно на ЧС. На минуточку, этот неприкосновенный запас составляет 15-20% всех имеющихся средств капремонта Фонда.

И в этом году деньги были потрачены на временные конструкции дома №6/1на улице Свердлова в Мурманске, где в марте, напомним, произошёл взрыв бытового газа.  Наружные стены разрушенных квартир  зашили железом, а здание превратилось в фантасмагорическую инсталляцию.

В ситуации с бойлерами, в которой оказался Мурманск, жильцам только и остаётся, что воду с плакатами на окне у Путина просить, а УК - менять детали и бесконечно продлевать срок эксплуатации бойлера.

И пока администрация города Мурманска не начнет направлять в Фонд капремонта заявки на ремонт бойлеров, а наше Минэнерго не пересмотрит нормативные акты по аварийному фонду,  - ничего в заполярной столице не изменится. Замкнутый круг, однако...