Бизнес

2018-11-12, 10:02
Фото: СеверПост

Очень кушать хочется

На организованном «Российской газетой» «Круглом столе», посвящённом нависшей над мурманскими рыбаками угрозе квотных аукционов, полемики практически не получилось. Оказалось, что ни рыбакам, ни правительству Мурманской области спорить не о чем. Прямая и явная угроза сплотила всех. 

Участники разговора приводили один за другим аргументы в пользу оправдавшего себя «исторического принципа» распределения водных биоресурсов, и не менее обстоятельно рисовали мрачный сценарий последствий неумной политики руководства Росрыболовства. 

Постараемся и мы перечислить по пунктам очевидные последствия продавливаемого нынче проекта квотных аукционов. 

Гибель малого и среднего бизнеса в рыбной отрасли 

Генеральный директор группы компаний «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный привёл весьма красноречивые цифры. По его словам, лот на квотном аукционе рассчитывается на объём, необходимый для круглогодичной работы судна. 

«По треске и пикше это порядка пяти тысяч тонн. Исходя из стоимости одной тонны на последнем аукционе 2003 года, такой лот будет стоить в районе 25-30 миллионов долларов. Не у всех компаний есть такие деньги на счетах, и не каждой компании банки предоставят кредит на такую сумму. И эти компании просто исчезнут», - утверждает Юрий Задворный. 




В первую очередь, погибнет «прибрежка», основной поставщик рыбы на мурманские прилавки. А это значит, потеряют работу люди, те, кто здесь живёт, и покидать Север не планирует. 

«Это будет большая беда, прежде всего, для приморских регионов. Для людей, которые живут в тяжёлых климатических условиях, и для которых рыбный промысел является основой жизнедеятельности», - говорит Задворный. 

Мурманская область потеряет «рыбацкие» налоги 

Как говорят рыбаки, квоты малых и средних компаний, которые не смогут их купить, купят «тугие кошельки» из столицы. А судов у них нет. И возникает подзабытая тема «квотных рантье». 

Нувориши уже зарегистрировали в Москве новые компании под ожидаемые квоты. Они рассчитывают на то, что мурманские рыбаки будут «за сто рублей» облавливать их квоты, а вся прибыль будет уходить к этим самым рантье. А налоги — в столицу. 

«Мы уже сталкиваемся с тем, что предприятия, добывающие полезные ископаемые на нашей Кольской земле, платят налоги в других регионах. Вот то же самое произойдёт и с рыбной отраслью. Будут другие собственники, которые будут платить налоги в других местах», - предрекает Юрий Задворный. 

Между тем, только одна компания, СЗРК, приносит в бюджет Мурманской области в виде налогов порядка 700 миллионов рублей. 

Свёртывание инвестиционных программ

Сегодня большинство серьёзных мурманских рыбаков, поверив в намерения правительства содействовать обновлению и модернизации рыбной отрасли, заложили на отечественных верфях целые серии промысловых судов. 

«Практически все судовладельцы вляпываются в эти инвестпроекты. Привлекают огромные средства. Влезают в кредиты, закладывают себя с потрохами. И когда прилипают, тут начинаются разговоры об аукционах. А люди уже серьёзно поверили Правительству», - возмущён региональный министр рыбного и сельского хозяйства Андрей Иванов. 




О каких теперь новых судах может идти речь, если срок окупаемости нового траулера — от 7 до 10 лет, а квотами собираются торговать раз в три-пять лет? 

Судовладельцы в этих условиях уже пересматривают свои инвестиционные программы в сторону сокращения или полной отмены судостроительных заказов. 

Брошенный «аукционный шар» может, как в боулинге, выбить «страйк». Свёртывание рыбацких инвестпроектов ударит и по другим «кеглям» - отечественному судостроению и смежным с ним отраслям, таким, как металлургия. 

Потеря российского рыболовного флота 

Общий настрой участников разговора, по ощущениям, был таков: рыбаки не собираются батрачить на олигархов за копейки. 

«Это неуклюжее государственное управление. В дурном сне невозможно было представить себе, что квота станет товаром», - сказал учредитель компании «Вариант» Михаил Минасян. 

Значит, богатенькие сынки, скупив квоты, обловить их не смогут. Они просто не успеют построить новый флот. И, следовательно, по закону, эти квоты опять уйдут на аукцион. 

А куда уйдут рыбаки? Есть очень большая вероятность того, что в поисках работы мурманские траулеры возьмут курс на другие акватории, под флаги других государств. И Россия останется и без рыбаков, и без рыбы. 

Подрывается доверие к власти 

Рыбаков озадачивает то, что для них государство придумывает какие-то особые правила игры. 

«Почему в «нефтянке» нет этих аукционов? Придите к нефтяникам и скажите, что через три-пять лет каждую скважину вашу выставят на аукцион, и, допустим, придут рыбаки и купят. Придите к деревообработчикам. Мы такие же ресурсопользователи. Что за специальные правила?», - возмущается Михаил Минасян. 




Более того, Росрыболовство собирается выставлять на аукционы квоты, которые уже куплены рыбаками на этих самых аукционах. Дважды продавать один и тот же товар — это очень смахивает на мошенничество. 

«Львиная доля всех биоресурсов у всех добывающих компаний была уже приобретена на аукционах. А что касается краба, то это 100%. Повторно продавать то, что было продано, и за что государство уже получило деньги, это как-то подрывает доверие бизнеса к власти», - констатирует глава СЗРК Владимир Журавлёв. 




Министр рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Андрей Иванов привёл слова Владимира Путина о том, что если государство даёт обещание, то оно обязано чётко его исполнять. А иначе, если оно отступает от своих обязательств, то рушится вся схема в бизнесе. Президент сказал, что это мы уже проходили. 

Андрей Иванов рассказал, что на заседании Морской коллегии глава Росрыболовства Илья Шестаков заверял Марину Ковтун в том, что он приверженец только «исторического принципа». 

«Илья Васильевич конкретно заверил губернатора в том, что никакого вопроса об аукционах вообще не стоит», - сообщил Андрей Иванов. 

Другие пикантные подробности про Шестакова рассказал член Общественного совета при Росрыболовстве Юрий Задворный. 

По его информации, на заседании Общественного совета при Росрыбовстве Илья Шестаков однозначно заявил, что позиция Росрыболовства и Минсельхоза по поводу аукционов на рыбу сугубо отрицательная. И они будут готовить отрицательный доклад Правительству. 

Но в процессе заседания Общественного совета выяснилось, что в проект бюджета страны уже внесены доходы от проведения аукционов. Из этого следует, что законопроект об изменении законодательства для проведения аукционов в Госдуму уже внесён. Обращает на себя внимание тот факт, что в тексте законопроекта нет указания на то, что речь идёт именно о крабовых аукционах, там содержится более широкое понятие «водные биоресурсы». То есть на аукционы могут выставляться любые биоресурсы! 

«И такая, мягко говоря, неискренность вызывает дополнительные сомнения. Да, трудно верить руководителю отрасли, который якобы против аукционов по другим видам ресурсов, когда вот так исподтишка вносится такой документ», - говорит Юрий Задворный. 

А 8 октября Илья Шестаков подписал Распоряжение №83Р, в котором он распределяет между своими замами, кто будет заниматься изменениями в законодательство. Дата аукциона по крабу там уже обозначена — 2019 год. 
 

Рыбную отрасль подводят к уничтожению 

Помимо представителей рыбацкого сообщества, общественных объединений и предпринимателей, практически все приморские регионы выступают категорически против введения аукционов. 

Все видят ущербность аргументов ФАС и Росрыболовства, и не верят в их искренность. Понятно желание федеральных чиновников во что бы то ни стало внести свою лепту в срочное пополнение бюджета страны.

Но всё это очень напоминает старинный анекдот про людей, которых научили сажать картошку. Они её посадили. А наутро - выкопали и съели. «Потому, что очень кушать хочется сейчас». А что же вы по осени кушать будете, господа? 

Председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев напомнил участникам «круглого стола» о последствиях аукционов 2001-2003 годов. 

«Ситуация после аукционов была очень тяжёлая в отрасли. Мы глубоко и надолго ушли в минус. После аукционов у нас появилось иностранное влияние на некоторые компании.

И в 2007 году Госсовету уже пришлось решать, как выручать рыбную отрасль», - вспоминает он. 




По мнению Григорьева, решения тогда были приняты правильные. И это позволило отрасли буквально за 10 лет крепко встать на ноги, и рассматривать вопросы дальнейшего развития. 

«Сейчас идут разговоры об аукционах, от которых нас уже потряхивает. Идут разговоры о значительном, в 10 раз, увеличении ставки налога на водные биоресурсы, об отмене 15% льготы», - говорит глава рыбацкого сообщества Севера. 

«Исторический принцип» себя оправдал. И налоговая отдача увеличивается, и браконьерство побороли. Я считаю, что введение аукционов приведёт к развалу отрасли и отбросит на много лет назад», - уверен и Владимир Журавлёв. 

««Исторический принцип» или существует для всех, или его не существует. Я категорический противник аукционов и по крабам, и по водным биоресурсам», - вторит ему Юрий Задворный. 

«Нынешние аукционы только для одного. Ту процедуру, которая сейчас запущена, можно назвать коротко: это начало рейдерского захвата рыбной отрасли. И никак иначе», - категоричен Михаил Минасян. 

Рыбы не будет 

Читатель может сказать: «Ну, а нам-то что? Для нас главное, чтобы мурманская рыба была на мурманских прилавках и не по цене самолёта. Для целых поколений северян треска была обязательным и необходимым продуктом наравне с хлебом». 

Министр Андрей Иванов ответил на вопрос о дешёвой рыбе сообщением о том, что Росрыболовство требует увеличения экспорта рыбопродукции к 2014 году в два раза в долларовом исчислении. 

При этом квоты минимум ещё три года будут снижаться в силу природных причин. «И если мы добавим ещё аукционы, которые сейчас продавливают, население треску больше не увидит. Это очевидно», - подвёл безрадостный итог Андрей Иванов. 

По его словам, в администрацию Президента из правительства Мурманской области поступают многочисленные письма о необходимости сохранения «исторического принципа».

Здесь ещё надеются на то, что борьба не окончена.

«Марина Васильевна Ковтун пообещала нам своё вмешательство, причём, на самом высоком уровне», - сообщил Владимир Григорьев.

«Председатель Думы Сергей Дубовой тоже подписал письмо Гордееву и Шестакову в нашу защиту. Мы рассчитываем, что нас услышат», - добавил он.

«Сейчас уже, я думаю, что надо вмешаться на самом верху. Полагаю, что это на уровне Президента надо решать. То есть, останавливать все эти инициативы», - уверен председатель правления Союза рыбопромышленников Севера. 

Убедят ли многочисленные аргументы тех, кто семенную картошку хочет выкопать сегодня? Или они рассчитывают насытиться впрок? Чтобы и детям с внуками хватило?