Бизнес

2013-11-07, 11:06

Держи краба!

В одном море Россия и Норвегия добывают одного и того же краба. Только российские краболовы могут получить за это немалый штраф, а скандинавские соседи – вознаграждение.

В Баренцевом море «презентация» нового вида краба – краб-стригун опилио. От уже привычного всем нам камчатского собрата его отличают более скромные размеры,  длинные ноги, отсутствие шипов и цвет панциря, за который он получил второе название – снежный краб. По цене он доступнее, что же касается вкуса, то тут нужно пробовать самому.

Пока чиновники Мурманской области согласовывают распределение квот на вылов стригуна,  наши соседи-норвежцы бьют тревогу:  морская саранча  идет на штурм Шпицбергена. Норвежский Институт морских исследований получил данные о распределении краба-стригуна  от мурманского Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии. Так вот, по информации ПИНРО, краба-стригуна в Баренцевом море, оказывается, аж в 10 раз больше, чем камчатского.

В Норвегии, где до этого единственным врагом хрупкой экосистеме Шпицбергена  считали камчатского краба, его дальнему родственнику тоже не обрадовались:

 - Краб-стригун, как и камчатский краб, печально известен тем, что пожирает в донной зоне всё, что встретит на своём пути. И разлагающуюся органику, и организмы, способствующие разложению, и организмы, помогающие оксигенации придонной области – все неотъемлемые компоненты круговорота питательных веществ в бентосе, - приводит мнение норвежских ученых BarentsObserver.

В подходах к добыче краба у двух стран, ведущих лов в одном море, наблюдается колоссальная разница.

В Баренцево море  камчатского краба в качестве эксперимента запустили в 1968 году. Эксперимент удался, камчатский краб прижился, по мнению норвежцев, даже слишком.  В 2004 году популяция  достигла промысловых объемов, что позволило открыть его добычу.

Были проведены аукционы, часть квот  - 450 тонн - распределили  тем компаниям, которые ловили в море, 267 тонн  отдали для прибрежного лова. Ученые пристально следили за  количеством и самочувствием краба, в итоге в 2006 году было принято решение ограничить лов в прибрежных районах. Объяснялось это, прежде всего, тем, что самцы краба, которых можно добывать в промысловых масштабах, обитают в основном в море. А в прибрежной зоне – неподлежащие добыче самки и молодняк, своеобразный крабовый детский сад. И лов в этих районах привел к резкому сокращению популяции.

«Прибрежники» начали нести убытки, однако основные проблемы были впереди. В 2009 году ловить камчатского краба в прибрежной зоне запретили вовсе.

- Понятно, кому это выгодно – большим предприятиям типа «Северо-Западной компании», - говорит капитан одного из судов, занимавшийся прибрежным ловом камчатского краба. – Они перерабатывают краба  в море и отправляют на экспорт. У них монополия. Благодаря им и всем этим ограничениям, краб, который в три слоя покрывает берег моря, стоит в десять раз дороже, чем должен.  А нам надо добыть, привезти на берег, обработать и на рынок. Люди купили или арендовали цеха, суда, заводы, кредитов набрали - налаживали свое дело. А теперь несут убытки. Некоторым лицензии обошлись в миллионы, кто теперь деньги вернет?

В 2010 году был митинг «прибрежников», после которого им разрешили приступить к промыслу, отменив проект приказа о введении моратория на вылов краба в прибрежной зоне. Но в конце года вышел новый приказ, который снова запретил добычу  краба в прибрежной зоне на 2011 год.

Вместо решения проблемы, прибрежники как приговор для отрасли получили запрет на ловлю камчатского краба в 12-тимильной зоне.

Те, кто должен ловить в прибрежных районах, говорят, что краб мигрирует в Норвегию или за 12-мильную зону, он не знает границ, но ученые против возобновления такого лова. Объемы вывозимого браконьерами камчатского краба за год приближаются к 100 тоннам.

Если есть только одна компания, с успехом добывающая и реализующая этих  головоногих, искать, кому выгоден такой формат «крабовой рыбалки», долго не приходится. К тому же, чем меньше на прилавках магазинов деликатеса, тем дороже он ценится. А значит, теряют здесь только те, кто купил лицензию на лов, озаботился созданием производства для переработки, но ловить по факту не может. И обычные граждане, которые этого краба  покупают втридорога, в сравнении с теми же норвежцами.  

В соседней Норвегии камчатский краб «объявлен вне закона», так как представляет угрозу нересту промысловых рыб. Норвежские ученые любви российских коллег к нему не разделяют и  относятся  как к паразиту, способному сожрать все, что встречается на пути.  Поэтому ловить его можно без лицензии в любых количествах. Более того, существует вознаграждение за добытую самку краба – до 15 евро. У нас за это можно получить штраф. Это при том, что ловят один вид краба в одном море. 

Уася | 2013-11-18 22:47:30

в статье - про стригуна, на фото - камчатский... а вообще крабы эти никогда в Баренцевом море не жили.... а теперь вспомните кроликов в Австралии...

Ответить
Зинаида Вольфовна | 2017-12-20 01:57:32

Вот скоро и у нас похожая ситуация произойдет, если законодательно поправки к закону о выдачи квот на вылов краба по открытым аукционам, вот тогда торговцы и олигархи скупят квоты и поднимут нам с вами цены на деликатесы.

Ответить