Общество

2019-01-29, 12:52
Фото: СеверПост

Последние жители аварийного дома

В доме на Декабристов, 30 ещё теплится жизнь. Более того, ещё есть желание побороться с администрацией Мурманска. СеверПост побеседовал с «последними из могикан».

Двор дома №30 на улице Декабристов сейчас всё равно, что могильный холмик. Подобраться к нему со двора практически не возможно. Дороги не чищены, тропы не хожены, ноги проваливаются в метровые сугробы.

Здание тоже выглядит заброшенным. Кое-где зияют пустые глазницы окон. Но, приглядевшись, понимаешь, что жизнь-то здесь ещё есть. Над вторым подъездом горит лампочка, а на втором этаже — свет. Стучим.

Дверь открывает мужчина, из тапочка выглядывает шерстяной носок, из-под одного свитера — другой. На голове — шапка.

«Да вы не стойте в дверях, заходите погреться. А ботинки не снимайте, пол холодный», - радушно приглашает он и ведёт к обогревателю. У него у самого батареи давно выключены.

«Когда двигаешься, то ничего, а когда сидишь, лежишь - холодно. Сплю под двумя одеялами», - добавляет он.



«Чай, кофе будете? Воды нам хватит», - говорит мужчина и поясняет:

«Две недели назад перекрыли воду. Пошёл в магазин, купил канистру на 25 литров. Беру её, санки и к колонке бреду за водой. Осенью сосед себе и мне воду привозил с источника. А в туалетный бачок я снег растапливаю. Я однажды залил – сразу пол-канистры истратил. А теперь я умный, а точнее — экономный. Я на работе и моюсь, и стираю. Там машинка стиральная есть и душ», - с улыбкой и, словно оправдываясь, рассказывает мужчина.

«А едите вы тоже только на работе?», - интересуюсь у мужчины, зная, что в этом доме ещё с мая отключен газ.

«Ну почему же... У меня электроплитка имеется. А с электричеством «пошутила» администрация, да вернула, больше не забирает. Вот, на подъезде круглыми сутками лампочка горит, и в подъезде, дома светло», - делится жилец, представившись Николаем Климовичем.


Мы разговорились. 53-летний Николай живёт в этом доме с 1965-го года. 35 лет на Севере проработал, большей частью в рыбном порту. Семьей не обзавёлся, ухаживал за пожилой матерью, что жила в соседней комнате.

Я осматриваю комнату: в ней ни намека на скорый переезд. А ведь согласно решению Первомайского районного суда Мурманска, жильцы дома № 30 по улице Декабристов выселены в принудительном порядке в жилые помещения маневренного фонда, а в принадлежащих им комнатах запрещено проживать.

Напомним, дом №30 был признан аварийным ещё в 2015 году. Но до конца апреля 2018 года о нём не вспоминали, несмотря на то, что он был включён в программу расселения ко 100-летию Мурманска.

Для оперативных действий жильцам даже подвозили автобус для переезда их в пункт временного размещения, а жители, в свою очередь, писали воззвания на плакатах и вывешивали их на фасаде дома.

На решение администрации были также поданы апелляционные жалобы жильцов, не согласных с принудительным выселением без обеспечения постоянным жильём в рамках действия Подпрограммы переселения из аварийного жилья.



«Дом был построен в 1933-ем году. Мой дядя рассказывал, что здание после бомбежки восстанавливали пленные немцы. Он и его приятели-мальчишки залезали на крышу дома и смотрели, как конвоиры вели пленных немцев по проспекту Кирова. Потом здание перешло к Мурманрыбпрому. Получить в это доме жильё было престижно – в здании была вода, канализация. На соседней Новосельской улице о таких удобствах только мечтать могли. Когда был какой-то праздник, жильцы выносили из дома столы и их прямо на улице накрывали. Летом мужики за общим столом в карты играли, дети носились по двору», - ностальгирует Николай.

Деревянный дом со временем превратился в большой муравейник. Так, например, в пятикомнатной квартире, где жили Климовичи, одновременно уживались сразу 16 человек.

Ну а мы продолжаем путешествие по дому. Из кухни двигаемся в комнату Николая.

В комнате горит искусственный камин, тихо работает телевизор - его окно в цивилизацию, и на полную -  обогреватель, который с отпускных купил Николай.

«У соседей канализация не работает – ходят в ведро, а их четверо: двое взрослых и двое — детей», - шепотом говорит Николай и добавляет:

«А у меня ещё ничего. Из неудобств меня больше всего входная дверь беспокоит. Сосед переезжал – дверь ногой выбил, на петли я её поставил, но сейчас она кривая-косая. Но я когда ухожу, на замок её всегда закрываю от вандалов, чтобы сохранить свое добро и соседское», - объясняет Климович.

Уходить он не хочет. Говорит то, что предлагает ему администрация, хуже его «блокадного положения».


«Мне предлагали крошечную комнату в общежитии на Фестивальной, 9 и жилье в Росляково. Но в Росляково, после ночной смены, которая оканчивается в 23.30, мне попросту не добраться — последний автобус уходит в это же время. Ночевать на работе или брать такси - это не выход. С Декабристов я пешком в порт хожу. Полчаса, и я на месте», - поясняет Климович.

Да, чего уж греха таить, нет попросту у обычного электрика с зарплатой 25 тысяч, 250-300 рублей за ежедневные поездки на такси в Росляково.

Ну а мы идет к его единственному соседу - Владимиру. 



«Ну и где дом падает? Стоит, не падает, не скрутило его. Лучше бы в суде администрация что-то внятное сказала по поводу того, как довели дом до такого состояния, да почему программа по переселению была не выполнена. С 1981 года здесь живу, а ремонта не видел. Считаю, действия администрации рейдерским захватом. Никаких меток мы, жильцы, не видели. Только с уровнем по дому ходили. При этом, ЧС не сняли ещё, но никто дом не охраняет. А ещё забор поставили, чтоб не дай боже кому на голову дом не упал. Да вот не подумали, что такой забор-то не выдержит тяжести дома, упадёт. Надо было стальной кованый забор-то ставить да пятиметровый, а не профлист алюминиевый, на который потратили к тому же четверть миллиона рублей бюджетных», - возмущен Владимир Левадний.

Его семье,  состоящей из четырёх человек, также предложили двухкомнатую квартиру в Росляково, от которой они отказались и живут в запрещенной  судом комнате. Детей только бабушке в однокомнатную квартиру отвезли.




По словам мужчины, людей выгнали из дома из-за чьих-то коммерческих интересов. И слухи, мол, эти обоснованы - из уст самого экс-градоначальника - Дмитрия Филиппова, который сообщил это в день приёма одного из жильцов аварийного дома.

Притчей во языцех стали и кусты, что были посажены у дома «декабристов». Как рассказывают жильцы, администрация города вынесла Постановление, согласно которому кусты эти посчитают, выкопают и пересадят  на другое место. О кустах, так сказать, позаботились, место жительства им придумали хорошее да новое, в отличие от жильцов дома аварийного.

«В последнем заседании участники судебного процесса изучали программу переселения в контексте её реального осуществления. И, как выяснилось, жильцы аварийного дома по улице Декабристов смогут получить благоустроенное жилье при условии, что ежегодно расселяются 10-12 аварийных домов, а их дом стоит в очереди переселения под номером 490, лет так через 35-40», - комментирует юрист Валентина Малкова.

И сегодня Малкова от лица своего подзащитного - Николая Климовича будет подавать кассационную жалобу в президиум областного суда.

Несмотря на невыносимые условия проживания, жильцы не сдаются - всеми силами пытаются избежать каморок в общежитии. При этом оптимизма и надежды на благоустроенное жилье не теряют.