Бизнес

2019-02-19, 10:37
Фото: akk34.ru

Пружина лжи

Борьба рыбаков с теми, кто ведёт беспрецедентную войну на полное уничтожение отрасли в угоду интересам небольшой кучки олигархов, ещё далека от завершения, несмотря на солидарные усилия и акции протеста. 

В этой истории возможны ещё внезапные и мгновенные повороты. Ведь события вокруг попытки возврата к рыбным аукционам развиваются так стремительно, как разворачивается туго закрученная пружина. 

В августе 2018 года Правительство своим распоряжением от 16 августа 2018 г. № 1697 утвердило дорожную карту (план мероприятий) по развитию конкуренции на 2018 – 2020 гг. в отраслях экономики России. 

В документе, который подготовила Федеральная антимонопольная служба, рыбаки с изумлением прочли пункт о распределении «50 процентов объема квот добычи (вылова) краба, ранее распределявшегося по «историческому принципу» путём проведения аукциона в электронной форме». 

При этом никаких цифр, которые бы аргументировали необходимость отката к аукционам, не было. Единственный аргумент ФАС заключался в якобы необходимости создания условий для выхода на рынок добычи краба новых участников. 

Под маской «новых участников» легко угадывался облик владельца «Русской рыбопромышленной компании» Глеба Франка. А за вывеской ФАС замаячило Росрыболовство. 

Уж очень поспешно руководитель рыбного ведомства Илья Шестаков бросился выполнять заказ на фактическое уничтожение отрасли. 

Уже осенью в проекте бюджета страны на 2019 год появляется цифра ожидаемого дохода от продажи крабовых квот на аукционах. Закона об аукционах ещё нет, обсуждения в Госдуме не было, а «доходы» уже посчитали! 

Позднее выяснится, что эта цифра, 82 миллиарда, фактически высосана из пальца. 

Аудитор Счётной палаты Алексей Каульбарс в официальном ответе на запрос президента РСПП Александра Шохина указал на необоснованность и несогласованность со Счётной палатой методики прогноза доходов федерального бюджета от аукционов, которую использовало Росрыболовство в финансово-экономическом обосновании законопроекта, пишет Fishnews.

Волна протестов захлестнула всё рыбацкое сообщество страны.

На защиту своих земляков и своей экономики поднялись и руководители прибрежных регионов. 

Так, буквально на днях свою принципиальную позицию по этому вопросу подтвердила и губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

«Совместно с рыбаками мы выступили за сохранение исторического принципа, я считаю, что это необходимо для сохранение отрасли. Наши рыбопромышленники поверили государству, вложили огромные средства в строительство новых рыболовных судов, причем — на российских верфях. Это не дешевые истории, не короткие истории, это долгие очень кредиты. И сейчас они лишаются того, ради чего они будут строить эти суда», - сказала она в своём интервью на полях Российского инвестиционного форума.

Губернатор считает, что это очень несправедливо. Позицию Росрыболовства она назвала невнятной, и эта позиция её не устраивает.

«Мне кажется, что федеральному органу исполнительной власти — такому, как Росрыболовство - надо быть внимательным к приморским регионам России», - считает Марина Ковтун. 

Ведь любому здравомыслящему человеку понятно, что при успехе аукционного лобби в случае с крабами, принцип «отнять и поделить» будет незамедлительно применён и по отношению к другим объектам промысла. 

И рыбаков будут заставлять оплачивать собственные квоты, в частности, на треску, по второму кругу. 

И это вызовет целую лавину серьёзных последствий как для экономики приморских регионов, так и для экономики всей страны. Во-первых, сокрушительный удар уничтожит мелкий и средний бизнес в рыбной отрасли. 

Лот на квотном аукционе рассчитывается на объём, необходимый для круглогодичной работы судна. 


«По треске и пикше это порядка пяти тысяч тонн. Исходя из стоимости одной тонны на последнем аукционе 2003 года, такой лот будет стоить в районе 25-30 миллионов долларов. Не у всех компаний есть такие деньги на счетах, и не каждой компании банки предоставят кредит на такую сумму. И эти компании просто исчезнут», - утверждает генеральный директор группы компаний «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный. 

Во-вторых, если столичные олигархи с их неограниченными финансовыми возможностями - отберут квоты у «исторических» рыбаков, тем ничего не останется, кроме как уходить ловить рыбу под чужим флагом.

Россия потеряет свой рыболовный флот. Мурманская область гарантированно потеряет изрядную долю налогов в свой и без того небогатый бюджет. 

А что будет с инвестиционными планами добытчиков рыбы и краба? Так, по словам гендиректора ООО «СЗРК-Мурманск» Владимира Журавлёва, концерн уже отказался от проектов строительства двух новых рыбоперерабатывающих предприятий — в Мурманске и Архангельске. 

По всей видимости, придётся забыть и о строительстве 10 новых судов-краболовов. А за каждый из них уже внесён в Росрыболовство безвозвратный залог — по 400 миллионов долларов за киль. 

А это — потеря доходов судостроителей, металлургов и других отраслей-смежников. 

Помимо материальных, финансовых потерь, вся эта аукционная возня наносит непоправимый моральный вред, поскольку влечёт за собой потерю доверия к государственным органам, к правительству страны. 

А это не поддаётся подсчёту ни в какой валюте. 

Ведь методы, которыми пытаются добиться своего Росрыболовство и его заказчики, иначе, как грязными, не назовёшь. Чего стоит хотя бы оголтелая предновогодняя кампания на центральных телеканалах по очернению рыбаков. 

На тружеников отрасли вылили ушаты помоев, тенденциозных выводов и откровенной лжи. Кампания была рассчитана на тех зрителей, которые далеки от представления об истинном положении дел в отрасли, о том, как на самом деле, и в каких условиях, работают рыбаки. 

В тактике и стратегии «аукционистов» удивительным образом сочетаются наглая нахрапистость и демонстративное пренебрежение мнением рыбацкого сообщества, и неумная и трусливая конспирация. 

Тайком вписали в бюджет доходы от аукционов, тайком готовили текст законопроекта, тайком попытались протащить законопроект через правительственную комиссию без положенного по закону обсуждения... 

Только бурный протест рыбаков заставил Илью Шестакова обнародовать текст документа для его обсуждения и оценки регулирующего воздействия. А оценка эта — сугубо отрицательная, как показывает ход обсуждения. 

Дошло до того, что глава Росрыболовства, припёртый к стене, решил прикрыть попытку рейдерского захвата рыбной отрасли именем президента Путина. Причём, он отказался показывать участникам совещания в ведомстве текст президентского поручения. 

Во всей этой «аукционной» истории явно и позорно превалирует ложь. С самого начала этой эпопеи и по сей день Росрыболовство раскручивает и раскручивает пружину лжи. 

А что, если, распрямившись, эта пружина лжи больно ударит тех, кто сделал её своим главным оружием?