Политика

2019-02-20, 10:13
Фото: СеверПост

«У губернатора все должно быть… шикарным»

Как подчинённые поднимали престиж губернатора Мурманской области за счёт сбора денег с бизнеса под предлогом благотворительности,  -  в репортаже СеверПост из зала суда.

Коррупционное дело в отношении высокопоставленных чиновников областного правительства выходит на финишную прямую. Сегодня и завтра в суде Октябрьского округа Мурманска прозвучат последние показания обвиняемых. Реакции бывших сотрудников областного правительства на обвинение - в нашем репортаже.

Георгий Благодельский,
бывший замруководителя Управления по обеспечению деятельности регионального правительства:

«С 2015 года деньги от жертвователей собирались фактически не на благотворительность, а ради цели создания положительного имиджа губернатора. Как на региональном, так и на федеральном уровнях. Социальной подоплёки они под собой не имели».

Напомним, в деле ещё трое обвиняемых: экс-заместитель губернатора и двое его подчинённых: бывший начальник Благодельского Эдуард Никрашевский и его преемник Сергей Келлер. Всем им инкриминируется ч.3 ст.285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ, повлёкшее тяжкие последствия.

Поднимали престиж по-русски – дарёными конями. От подчинённых нужны деньги и ещё раз деньги на внешнеполитические игрища.

Так, по словам Георгия Благодельского, экс-вице-губернатор Игорь Бабенко требовал создания эксклюзивной сувенирной и полиграфической продукции. И не на 3 тысячи рублей, каков законодательный лимит сей суммы.

Гостей надо хорошенько развлекать, поить, и кормить. И 2,8 миллиона рублей ушло на покупку оборудования и экипировку губернатора и VIPов.

Приличные суммы брошены на «пиры» с местными дорогостоящими деликатесами на столах, отдых в стрелковом клубе «Кречет». Это всё фигурирует в томах уголовного дела.


Напомним, официально сумма ущерба превысила 8 миллионов рублей.

Но именно Благодельский заложил мину под механизм непрерывного процесса обслуживания областного правительства из внебюджетных средств. Он скрупулёзно вёл бухгалтерию «чёрной» кассы. А когда «прижали», всю её и принёс на флешечке с золотой каёмочкой.

Сменив «намоленные» кабинеты на нары СИЗО, бывшие чиновники разразились изобличающими речами против нынешнего губернатора Мурманской области, а также друг против друга. Драматургия перепасовок на высоте.

Денег нет, но развлечений хочется

По словам Благодельского, с конца 2014 года Келлер сообщает ему, что губернатор требует различных предметов и оплату разного рода услуг, а денег на это в бюджет не заложено, поскольку есть, так сказать, личные запросы. Таким образом, нужно как-то «выкручиваться».

И обвиняемые выкручиваются, как могут. Под благовидными предлогами, в том числе, на проведение новогодних ёлок для детей, поездки в Долину Славы ветеранов или адресную поддержку сирот собирают средства, которые по факту идут на другие цели.

На минуточку, практически всегда финансирование рыбалок VIP-гостей на Кольском Севере осуществлялось за счёт средств благотворительного фонда.

Обналичивались деньги через фиктивные закупки и договоры с контрагентами.

При этом, закупки проводились на суммы меньше 100 тысяч рублей, чтобы не проводить торги и не привлекать лишнего внимания. Именно Благодельский и Никрашевский по поручению Бабенко придумывали предметы фиктивных договоров и подыскивали «операторов», согласных участвовать в «серых» схемах.

Как прозвучало в ходе судебного разбирательства, Келлер готовил предварительные списки организаций, к которым предположительно можно было обратиться за финансовой помощью, Бабенко корректировал их и согласовывал с губернатором, а она лично проставляла суммы, которые у них запрашивались.





Письма для «меценатов» подписывала также лично Марина Ковтун. Деньги внебюджетного фонда хранились в сейфе.

«Ставилось ли имущество, например, дорогостоящий планшет, на баланс, или шло в личное пользование, судить не могу. Мне лишь отдавались «команды» купить самое шикарное, потому что это шло для губернатора», - добавляет Благодельский.

Помимо этого, на благотворительные средства чиновники покупали дорогостоящие гаджеты. В  период с 2015 по 2017 год, как утверждает Благодельский, новые айфоны приобретались трижды.

На минуточку, согласно 614 Постановлению регионального правительства, максимальная стоимость телефона для руководителя высшего звена не может превышать 15 тысяч рублей.

Схема транзита денежных средств действовала несколько лет, и, по сообщению Благодельского, вице-губернатор был недоволен чёткостью выполнения его указаний. 

Бабенко не нравились одни и те же договоры с одними и теми же контрагентами на одноименные услуги и на приблизительно одинаковые суммы. Он требовал проявить творческий подход в деле. И возмущался, что некоторые траты всё же оказываются засвечены и проходят через сайт госзакупок.

Там их могли отследить СМИ и надзорные органы.  

«Я признаюсь в составлении фиктивных договоров. Но умысла и корысти в моих действиях не было. В совершении этих преступлений я оказался средством. По сути, руководство меня использовало в тёмных делах, не разъясняя конечные цели. На нарушение закона я шёл потому, что не мог отказать своему руководству, боялся потерять работу, премии и отчасти хотел выслужиться», - на голубом глазу поведал в суде Георгий  Благодельский.

И тут же переводит все стрелки на «кукловода».

«Ручки, которые были на складе, губернатора не устраивали. Ей нужны были определённого образца. Если губернатор требовала срочно приобрести салфетки для личного пользования, а деньги на них не давала, полагаю, она понимала, есть какой-то денежный актив, к которому она может обращаться».

И такие просьбы личного характера, по словам Благодельского, иногда поступали от её помощника Рыбакина. (Алексей Рыбакин, личный помощник губернатора Марины Ковтун, в 2016 году возглавил Аппарат Мурманской областной Думы - ред. )

«Все как зомбированы были. Все старались угодить губернатору. Может она сама требовала от своих помощников, а они спускали это нам. Мы боялись возражать», - сообщил Благодельский.




Кстати, контрольно-счётную палату благотворительные деньги и их фактическое применение никогда не волновали. Отчёты о потраченных благотворительных средствах курировала лично Ковтун.

«Можно ли сказать, что по факту благотворительный фонд стал кормушкой и кошельком губернатора Мурманской области?», - прозвучал вопрос в ходе судебного заседания Георгию Благодельскому.

И ответ был утвердительным.

Судебный процесс подходит к концу, суду осталось выслушать самого высокопоставленного фигуранта - бывшего вице-губернатора Игоря Бабенко, и уже после этого вынести вердикт. А он может быть очень суровый, поскольку обвинения достаточно серьёзные.