Общество

2019-03-09, 18:26
Фото: spasnavodah.su

О Великом посте, вере и разуме

11 марта у православных христиан начинается Великий пост, главный и самый строгий. Протоиерей Андрей Амелин, настоятель храма Спаса на водах и благочинный Мурманска, рассказал СеверПост, в чём суть и цель поста, и развеял самые распространённые заблуждения верующих.

«Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всей душою своей, всем разумением своим». То есть, разумом. Надо всегда включать разум, потому что вера без разума может превратиться в религиозный фанатизм. А это очень опасный путь. 


Великий пост — не диета
 

Так и с Великим постом. Великий пост — не диета. Это, прежде всего, духовно-телесное упражнение, древняя практика. И постимся мы по образу Иисуса Христа, который сразу после своего крещения удалился в пустыню, и сорок дней пребывал в молитве и посте.

Древняя церковь знала только Великий пост. Потом появилась практика Филиппова (Рождественского) поста, Успенского поста, Петрова поста...

Все ограничения, связанные с пищей, прописаны в монастырском уставе. И, по сути дела, миряне, которые пытаются поститься строго, как монахи, на деле пытаются надеть на себя монашескую кольчугу, которая может оказаться им не по силам.

И человек, который пытается поститься по уставу, вот так, резко — он может надорваться. Ведь в духовной жизни действуют те же принципы, что и, например, в спорте.

Это регулярность упражнений, постепенное возрастание нагрузок. Если попытаться поднять штангу, которую ты не поднимал никогда, то можно надорвать спину, порвать связки... Вот так и с Великим постом.

Если вы поститесь впервые 
 

Тем, кто только начинает поститься, я рекомендую просто для начала отказаться от мяса. Древние христиане отказывались именно от мяса, потому, что часто мясо было жертвой идолам. Потом уже появилась практика отказываться от всего скоромного - и от молока, и от яиц, и от творога, и даже от рыбы в Великий пост.

Но нет никакой «обязаловки», это надо понимать. То есть, если ты не постишься строго, как монахи, то в этом нет никакого греха.

Каждый человек должен определить свою меру поста. А для этого посоветоваться с врачом, если есть какие-то болезни, и посоветоваться со своим духовником, дабы батюшка благословил на то или иное послабление. Потому, что оно бывает необходимым.

Допустим, если у человека язва желудка, и ему нельзя без молока. Или сахарный диабет в тяжёлой форме — надо есть варёную говядину, и тут без мяса не обойтись. 
 

Дух - превыше

И если ты вкушаешь мясо в силу своей болезни, то, может быть, стоит усилить пост чем-то другим, духовным. Почитай больше духовных книг, или откажись от телевизора.

Просмотр тех или иных сериалов часто засоряет душу, поскольку не все сериалы являются качественными и позитивными. Мы должны помнить, что пост — это духовно-телесное упражнение. И дух выше.

Апостол Павел говорит: «Царствие божие не есть пища и питие, а радость о Духе святом». Просто есть такая хорошая древняя практика воздержания от пищи, поскольку пока наша душа в теле, она во многом зависит от тела. Это самое простое упражнение.

И человеку, научившемуся воздерживать своё чрево от той или иной пищи, легче воздерживать свой язык. Часто из наших уст вырываются совершенно ненужные слова. И часто лучше в себе удержать гнев, и стараться не общаться на совершенно пустые, бессмысленные темы. И вот об этом надо задуматься в Великий пост.

А человек, научившийся воздерживать свой язык, сможет воздерживать и свой разум, управлять им. Ведь грех входит в человека, прежде всего, через его ум.

И задача — управляя своим разумом, поставить заслон всему дурному, чтобы все дурные помыслы рикошетом от нас отлетали. И пост этому способствует. То есть, воздерживаем чрево, воздерживаем язык, воздерживаем мысль.

Конечная цель поста — максимально очиститься от скверны, от черноты. Для этого — исповедь, причастие. И чем лучше мы приготовимся к встрече Пасхи, кульминации Великого поста, тем радостнее будет эта встреча.

Об опасности перепоститься

Пост — это не голодание, ни в коем случае! Мы не вкушаем только тяжёлую пищу, которая отягощает чрево, а за ним — и душу. Да, многие отмечают, что пост очень полезен для физического здоровья.

Но, повторюсь, мирянам не надо надевать на себя монашескую кольчугу. Тем более, что во многом это часто невыполнимо. Есть военные, есть врачи, которые не будут оперировать, валясь с ног... А женщины беременные, что носят дитя во чреве?

Одна моя прихожанка перепостилась. Она от меня пряталась, потому, что догадывалась, что я её благословлю на послабление, а она хотела поститься как монахи.

На четвёртую неделю она пришла в храм на дрожащих ногах, похожая на скелет, обтянутый кожей. Там же потеряла сознание, вызвали «скорую», привели в чувство. А потом она долго каялась, что бегала от меня.

Я ей сказал: «Видишь, ты пост употребила себе в гордость, захотела стать «отличницей» перед Богом. А Богу не это нужно».

Пост — не повод для фарисейства

Я часто благословляю рыбу есть в Великий пост. Мы всё-таки на Севере живём, и нам без белка очень тяжело. Кого-то благословляю на молочное, потому что люди с больным желудком, с гастритом без молочного не могут.

Во мне всегда вызывает протест, когда кто-то из прихожан так истово кается из-за того, что в пост съел булочку, а в её составе масло оказалось. И каются, как будто убийство совершили. И не замечают в себе других страстей — зависти, осуждения, гнева...

А оскоромился случайно - ну, что ж... Мы же не фарисеи. Господь как раз с фарисейством боролся.

И вот такое отцеживание всего внешнего может привести к тому, что человек возгордится от того, что он верующий, а другие — нет. Но пусть кто-то не пришёл пока к Богу, но у него есть совесть.

В каждом заложена искра Божья. А совесть человека — это голос Божий в его душе. И мы должны помнить всегда, что главная цель поста — духовная.