Общество

2019-04-02, 11:51
nakhodka-city.ru

Мало учителей? Будем учить врачей

Почти в каждой второй школе Мурманска не хватает учителей. Из года в год в заполярной столице занимаются латанием «кадровых дыр». Учителя, не выдерживая нагрузок, бегут из школы. А кто остался, как умеет, так и учит.

В Мурманской области начался старт приёмной кампании. Дни открытых дверей прошли в главных вузах региона: МГТУ и МАГУ. Представители университетов, факультетов лично встретились со своими будущими студентами и их родителями, ответили на интересующие вопросы, и теперь ждут, кто придёт осенью. 

Кошмарный сон преподавателя высшей математики - абитуриент с 52 баллами по математике, идущий учиться в техвуз. Такое явление, увы, не редкость. Преподаватели жалуются: с каждым годом уровень подготовки абитуриентов падает всё ниже. С приличными баллами поступают лишь треть абитуриентов.

То, что успеваемость на первых курсах зависит от школьного багажа знаний, понимают все. Но поводов для оптимизма здесь немного.

Тревожный звоночек

Школьными учителями «2 в 1», преподающими сразу два предмета, сегодня никого не удивишь. Так, в мурманской школе №27 биолог учит шестиклассников также и географии. А во втором Мурманском лицее, где с нового учебного года спустя 8 лет, ввиду большого количества детей в микрорайоне, обещано открыть первый класс, учителя начальной школы искали не один месяц.  И таких примеров - десятки.

В заполярной столице нарастает кадровый дефицит. Почти в каждой второй школе не хватает учителей. В мурманских школах - более сотни свободных вакансий. И это цифры из официальной статистики регионального Министерства образования и науки. 

Как свидетельствуют данные мурманского областного Центра занятости, больше всего не хватает учителей «точных» наук, начальной школы и словесности. В пятёрку дефицитных попали и учителя физкультуры.

Сегодня многим «Марьиваннам» проще заняться репетиторством, которое хорошо оплачивается и востребовано. А востребовано оно как раз потому, что в наших школах всё хуже и хуже учат.





Кстати, репититорство в нашей области принимает и вовсе причудливые формы. Так, сердобольный директор одной из школ города Полярные Зори приглашает репетиторов из... Мурманска для того, чтобы подготовить своих выпускников к успешной сдаче ЕГЭ. Бывшие коллеги приезжают сессионно для того, чтобы подготовить, практически официально, детей для получения приличных баллов. Интересно, есть ли такое в других регионах?

Судя по оценкам специалистов, кадровый дефицит в Мурманске будет только нарастать.

«Открытие мурманского отделения Нахимовского училища спровоцировало большой отток специалистов. Этой осенью у них открывается новый курс пятиклашек, так что снова Мурманск лишится учителей. Спрогнозировать это было невозможно. Решение о строительстве Нахимовского училища президентом было принято практически молниеносно, учреждение было построено всего за год», - делится с СеверПост первый заместитель министра образования и науки Мурманской области Татьяна Ларина.

По словам Татьяны Лариной, острый кадровый дефицит обоснован, в первую очередь тем, что в наш регион не приезжают на работу из других регионов. В таких условиях приходится располагать теми ресурсами, что есть на «месте».

Но всё это только вершина айсберга. В Мурманске, по сути, развалено педагогическое образование.

Был пед, стал – мед

В своё время существовал крепкий педагогический вуз, который готовил учителей по всем дисциплинам. Бывший педагогический университет сначала дважды сменил вывеску (сначала на гуманитарный, а затем на арктический), а потом и ориентир.

Статус опорного вуза Мурманского арктического государственного университета обязывал его стать драйвером развития своего региона. И вчерашний педвуз бросился «во все тяжкие» на поиски себя и новых востребованных специальностей на основании, как убеждал ректор вуза, кадровых потребностей области.

Там стали готовить специалистов для всех отраслей региона, включая сферу туризма и сервиса.

Только по экономике, помнится, были набраны сотни студентов по семи различным направлениям подготовки, включая, например, бизнес­информатику с профилем «архитектура предприятия» или менеджмент с профилем «логистика».



Об итогах судить не беремся. Вот только один пример приведём.

В состав МАГУ, наряду с Хибинским техническим колледжем, вошёл Кольский филиал Петрозаводского государственного университета. В основном, обучение шло по техническим направлениям. До объединения с МАГУ было около 1 800 студентов. После - 400 с небольшим. И это факт!

Причиной оттока студентов эксперты называют то, что из реестра вуза были убраны все технические специальности.

В настоящее время в МАГУ свелась до минимума подготовка учителей начальных классов, русского и литературы, математики. Зато уже этой осенью откроется «Лечебное дело», где запланирована подготовка врачей общей практики. Как утверждает ректор Андрей Сергеев, будущим врачам преподавать будут врачи, кандидаты и доктора наук.

Только могут ли врачи быть хорошими педагогами — вот в чём вопрос. Невольно со скепсисом начинаешь думать о таком начинании. Тем более, при тотальной нехватке врачей в самих медицинских учреждениях. 

Похоже, с учителями в нашем регионе будет не лучше, чем с медиками. Как говорили в одной известной киноленте: ошибки врачей дорого обходятся людям. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счёте, они обходятся не менее дорого. 

В июне состоится коллегия Министерства образования и науки Мурманской области. Главным вопросом станет обеспеченность кадрами педагогов в регионе.

Сесе Секо Мобуту | 2019-04-22 14:47:03

Учителей, говорите, не хватает? А что же тогда всячески отпихиваются, когда к ним обращаются по вакансиям? Не потому ли, что совмещение всем этим Марьиваннам (а заодно и директорам школ) выгодно, как и областному Минобру (а как же - экономия фонда зарплаты)? А когда у них спрашивают - что ж в школе такой бардак - начинается нытье про нехватку кадров.

Ответить