Четыре года в Мурманске идет реконструкция здания Областного драматического театра. На стройку пришел новый подрядчик и работа вроде бы идёт, но не всех устраивает то, что делают сейчас строители. Искусствовед Светлана Водопьянова рассказала СеверПост, почему отреставрированный драмтеатр не будет похож на оригинал.
Летом прошлого года на боковых фасадах появились фальш стены с наличниками на окнах.
Заказчик работ и подрядчик объяснили, делается это в связи с проведенным исследованием, по вновь открывшимся обстоятельствам: найдены документы, подтверждающие - из проекта были изъяты «архитектурные излишества». Их то и решили «вернуть» на здание театра.
Реконструкция театра была оправдана изношенностью инженерной сети – системы вентиляции, отопления, водоснабжения, электроснабжения. Они не отвечали требованиям современных санитарных норм, правилам пожарной безопасности. Привлекала реконструкция обновлением технического оснащения сцены и зрительного зала, установкой лифтов для маломобильных групп населения. На протяжении последних лет происходила деформация стен здания.
«Наружные стены – несущие, кирпичные; на боковых фасадах имеются вертикальные трещина на всю высоту здания, частичное разрушение штукатурного слоя; внутренние стены – несущие кирпичные; на отдельных участках имеются трещины, отслоение штукатурного слоя» («Задание по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия» от 01.11.2012 г. составлено Комитетом по культуре и искусству МО и подписано Ершовым С.Б).
Фальш стены полностью маскируют поверхность несущих стен, не позволяют вести визуальное наблюдение! Значительно увеличивают нагрузку на фундамент, что создает угрозу целостности здания.
До начала производства работ в 1952 г. ГИПРОТЕАТР направил в Мурманск заключение профессора Абелева Ю.М.: «Как видно из заключения, участок строительства театра находится в пределах эрозионной впадины и сам театр (в настоящем его положении по генплану) одним своим краем со стороны заднего фасада будет основан на скальных породах, а в остальной части – на всевозможных мореных отложениях.
В этих условиях целесообразно передвинуть здание в сторону к проспекта Сталина 10-15 м, с таким расчетом, чтобы толщина грунтов в основании до коренных (скальных) пород была не менее 4,0 м… Следует указать, что в передвижке в сторону проспекта Сталина нуждается не только здание театра, но и запроектированные в ансамбле с ним жилые дома на театральной площади, так как есть основание предполагать, что они в смысле оснований находятся в аналогичных с театром условиях».
Выводы профессора полностью подтвердились во время строительства жилого дома вблизи театра пр. Ленина 51 (современное наименование), середина здания обрушилась.
В 1956 г. из опасений обрушения проектная группа Гипротеатра ответила отказом на предложение мурманских строителей облицевать стены театра 35 мм плиткой, отметив, что для этого им придется полностью пересчитать весь проект! Такой возможности у нынешних подрядчиков не было. Со слов заказчика работ Министерства строительства МО – проект до сих пор не найден.
Формальное обоснование возвращения излишеств изложено в исторической справке, составленной ООО «Научно-реставрационное объединение» г. Москва, выполненной по контракту от 07.11.2018 г. с ГОКУ «Управлением капитального строительства МО».
Только в конце 2018 г. директор Бендус А.Д. обратился к председателю Комитета градостроительного и территориального развития администрации г. Мурманска с просьбой оказать содействие сотрудникам ООО Салимовой М.А. и Елисеевой И.Г. в сборе информации об объекте культурного наследия «Здания Мурманского областного драматического театра», г. Мурманск, пр. Ленина, 49, для составления исторической записки.
Документ подтверждает – оправдание сделанному попытались найти уже после того как на стены были «возвращены» архитектурные излишества и выполнен эскизный проект реконструкции.
Подготовительные работы и строительство театра в Мурманске велись почти двадцать лет с 1947 по 1963 гг. Первым предложением мурманчан было строительство театра на 1000 мест, с большой сценой и оркестровой ямой для постановки драматических, оперных и балетных спектаклей, выступлений симфонического или эстрадного оркестра. В 1948 г. решили строить театр на 800 зрителей.
В эти годы менялась концепция постановки театра на выбранном участке – вдоль красной линии на проспекте Сталина, в глубине театральной площади с отступом от красной линии. В первом варианте могли появиться широкие въездные арки и тогда жилые дома должны были разместиться по обе стороны от театра за ним.
Дальше эскиза этот вариант не пошел. Остановились на постановке с отступом от красной линии. Одновременно со зданием театра планировалось его обрамление зелеными газонами и разбивка сквера шириной в 100 метров на противоположной от театра стороне через проспект Сталина.
Менялся состав проектной группы, даже название проектной организации за время строительства театра сменилось с ТЕАПРОЕКТ на ГИПРОТЕАТР. Авторами первого проекта в 1952 г. были Максимов П.П., Бродский С.Г., Напреенко … Затем Бродский покинул проектную группу, вместо него соавтором выступила Чечик Е.Н. Сохранилось положительное экспертное заключение на технический проект театра (протокол № 205 отдела экспертизы Министрества культуры СССР от 27.11.1954 г.).
В нем отмечено: «Проектное задание было рассмотрено и согласовано на заседании Архитектурной комиссии 16 июня 1952 г. протокол № 11. В основу разработки проекта драмтеатра положен проект здания театра, выполненный ГИПРОТЕАТРОМ для г. Калуги. Утвержденный Советом Министров СССР 30 января 1952 г., распоряжением № 1843 г… Здание прямоугольной формы. Портальная стена делить его на зрительную и сценическую части.. Внешнее оформление здания решено в стиле русской классики. Главный фасад украшен многоколонным портиком, картушем, скульптурными группами…»
Именно так выглядит здание театра в Калуге.
В разбивке мест партера эксперт отмечает неудовлетворительную видимость 2 мест 3 крайних боковых лож. Речь идет об устройстве бенуара! «Наличие колонн, поддерживающих яруса и по задней стене, отделяющих балкон от лож – является положительным фактором с акустической и конструктивной точке зрения.
Способствует интересному решению интерьера. Помеха видимости с мест, расположенных в ложах, от наличия колонн, незначительная», отмечает эксперт.
Такой же театр мог появиться и в Мурманске. Все дальнейшие события изменили этот ход событий! В конце 1954 г. Максимов обращается к главному архитектору города Антонову А.Ф.: «сообщаю, что в плане работ нашего института, почему-то разработка раб. чертежей на 1955 г. – не стоит.
Мне думается следует позвонить нашему Министру или заместителю его тов. Калмыкову (который утвердил проект) и как можно скорее планы уже сверстаны». Рабочие чертежи по проекту Максимова так и не появились. На этом переписка с Максимовым прекратилась. Вместе с Напреенко он был направлен на строительство театра в Калугу. Дальнейшую переписку по проекту театра в Мурманске ведет Елизавета Натановна Чечик, во всех последующих документах она названа автором проекта.
В 1955 году вышло знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». ГИПРОТЕАТР срочно стал менять не запущенные в работу проекты! Здание драматического театра для Мурманска оказалось в их числе. ГИПРОТЕАТР направляет для согласования изменения в проекте. В Мурманске отмечают – «Предложения ГИПРОТЕАТРА по устранению излишеств в отделке, планировке здания драмтеатра г. Мурманска вносят существенные изменения в объем, композицию и архитектурный образ здания».
На плане 1956 г. четко обозначен план строения. Он уже отличается от проекта Максимова. Нельзя было полностью отказаться от излишеств декора, коринфских капителей, сложных карнизов, архивольт, парапетов, двухрядных колонн и тд., не изменив полностью проект здания, его архитектурный стиль. Фасаду была придана строгая простота и лаконичность. Боковые фасады решены в соответствии с главным. Изменился объем здания. По проекту Максимова - он составлял 38010 м куб, по проекту Чечик – 34500.
Проектировщикам понадобилось время для переработки проекта. В 1956 г. строительство театра было законсервировано по решения ГИПРОТЕАТРА. Готовятся рабочие чертежи, планы. Появился план готовности чертежей.
Архитектурное решение, которое предложила Чечик создает образ величественного монументального строения. Лишенное мелких деталей, оно восхищает гармонией и соразмерностью объемов.
Массивные колонны и пилоны портика увенчаны не классическим фронтоном, а аттиком. Здание вобрало в себя черты конструктивизма и неоклассицизма. Гармонично вписывается в архитектурную среду Мурманска. Доминантами которого, были и остаются здания и жилые дома в стиле конструктивизма и постконструктивизма.
Тем самым Елизавета Натановна воплотила одно из самых важных устремлений архитекторов середины 50-х гг. – создание уникальных, но связанных со стилем застройки архитектурных акцентов.
Зрительный зал драматического театра в Мурманске значительно отличается и от проекта Максимова и от зала калужского театра. Это так же говорит о том, что переработан проект был полностью. Решение зала лаконично, но изящно. Выполнено с большим вкусом.
Архитектор Чечик лично вела авторский надзор и постоянно участвовала в процессе строительства. В архиве сохранились ее замечания от 1963 г., сделанные накануне сдачи театра. «Швы штукатурки фасада, окрашенные в красный цвет местами обрываются ниже цоколя.
Местами вертикальные швы прерываются, отчего вместо нейтральной разбивки стены на квадраты образуются как бы гигантские камни, уложенные с перевязкой швов. Необходимо четко протянуть все швы, дотянуть вертикальные швы до гранитного цоколя… Барельеф на аттике главного фасада следовало бы выполнить в одинаковом цвете и фактуре с терразитовой штукатуркой стены…
Белый цвет, резко отличающийся от фона, делает всю композицию раздробленной» и т.д. Сегодня ее записки должны были стать руководством в проведении реконструкции театра.
В 1963 г. состоялась приемка здания театра. В авторитетную приемную комиссия под председательством Антонова А.Ф. вошли – гл. инженер Облсисполкома Зорич Н.А., начальник Областного управления культуры Клюшева Л.А., директор Обладрамтеатра Лепский Г.Н. и др. Единственным автором проекта здания значится – Чечик Е.Н.
Заслуженный архитектор РФ Чечик Елизавета Натановна прожила долгую жизнь. По ее проектам построено семь театров от Донецка до Улан-Удэ. Здание театра в Донецке признано памятником архитектуры. На пенсию вышла в 75 лет. В зрелом возрасте писала стихи, изучала иностранные языки, освоила компьютер. Ее не стало в год начала реконструкции нашего театра в 2015 году.
Мы обязаны сохранить если не целиком, то хотя бы то, что еще можно спасти от проекта выдающегося архитектора. Вернуть фасадам театра историческое решение! Проект реконструкции до сих пор не прошел историко-культурную экспертизу.
Изменение предмета охраны было выполнено в конце 2018 г., стоимость работ по договору с подрядчиком составила 450 тысяч рублей. Следует напомнить еще и том, что здание было включено в реестр памятников в том виде, в каком принимала его комиссия у автора проекта. Каким его полюбили мурманчане.
В 2004 году в городе построили одно из главных его украшений - храм Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Спустя 20 лет здание капитально отремонтировали, сделав храм ещё более величественным и прекрасным. Драгоценный дар И строительство, и реконструкция храма были выполнены на средства компании «ФосАгро». Это стало подарком для кировчан:...подробнее
За безликими стенами единственной в области детской больницы скрывается особый мир онкологического отделения, где каждый день наполнен борьбой за здоровье, а порой и жизнь. Недели и даже месяцы проводят дети вдали от дома, там, где и воздух кажется стерильным. СеверПост узнал, кто и как скрашивает серые будни маленьких пациентов. Страшный диагноз – ещё не...подробнее
Более 100 представителей бизнеса, федеральных и региональных структур власти, экспертов собрались на масштабном форуме «День экспорта Мурманской области». В офлайн и онлайн режимах, на сессиях и в кулуарах участники активно делились мнениями о современных мерах поддержки, способах проведения расчётов в текущих экономических реалиях и перспективах развития...подробнее
Начавшаяся реконструкция площади Пяти Углов в Мурманске поставила перед городскими властями нелёгкую задачу. Непонятно, где теперь разместить главную ёлку областного центра и определить место для традиционных гуляний в новогоднюю ночь и на Рождество. СеверПост попытался прикинуть варианты. Оставим в стороне вопрос, почему при планировании работ на площади никто...подробнее
Журнал Forbes рассказал об эффективных ESG-практиках ФосАгро. Они охватывают самые чувствительные непроизводственные сферы - от экологии до образования, и везде приносят осязаемые плоды. К такому выводу пришли журналисты авторитетного делового издания. В конце октября в свет вышел специальный выпуск делового журнала Forbes, на страницах которого представлен анализ...подробнее
Ещё недавно у Натальи Щебаровой была размеренная жизнь: она работала в мурманском офисе экономистом. Но в 34 года поняла, что хочет тёплого климата и перемен в жизни. Спустя 15 часов перелёта из Москвы она оказалась в Азии. Теперь каждое утро она едет в школу на байке, где дети называют её мисс Натали. Учитель во вьетнамской школе. Новый мир и новая жизнь. Без оценок...подробнее
Профессионалы от Бога. Именно так в самом прямом смысле можно сказать о героях нашей истории. При этом к сану все они шли разными путями. Одним привили религиозный образ мысли ещё в детстве, другие обратились к вере в сознательном возрасте. Но так или иначе, все они решили посвятить жизнь духовному служению. Как становятся священниками? Истории жителей Мурманской области...подробнее
Потенциальное расширение списка причин для эвтаназии уличных животных вызвало целую бурю в обществе региона. По традиции зоозащитники выступили против «высшей меры» для собак, а в поддержку инициативы выступают муниципальные чиновники и часть северян.Если посмотреть официальную статистику последних лет, то становится понятным, почему власти заинтересованы в...подробнее
Университет «Синергия» открыл в этом году в Мурманске колледж цифровых профессий. 2-го сентября 2024 г. студенты колледжа уже начали свое обучение по следующим направлениям: программирование; графический дизайнер; интернет-маркетинг. «Открытие колледжа — это хорошая возможность для ребят обучиться современным и востребованным профессиям в регионе....подробнее
СеверПост продолжает знакомить своих читателей с удивительными семьями Мурманской области. В Год семьи мы намерены поделиться историями самых необычных представителей Кольского полуострова. Наша цель – честно поведать о жизни и быте этих людей и вместе с экспертами дать ответы на актуальные вопросы. Наша сегодняшняя героиня – 17 летняя девушка, которая два года...подробнее
Результаты репродуктивной диспансеризации в Мурманской области удивили врачей. Оказалось, что ситуация ещё хуже, чем ожидалось. У 75% тех, кто прошёл обследование, обнаружили риски развития заболеваний репродуктивной сферы, либо уже имеющиеся отклонения. О том, какие патологии выявляют у северян, и только ли они влияют на способность зачать ребёнка, СеверПост поговорил с...подробнее
Новый проект реконструкции площади Пять Углов представили в национальном центре «Россия». Эксперты оценили его высоко. Мы поговорили с главой команды создателей проекта, главным архитектором бюро «Базис» Иваном Охапкиным. Каким он видит центр Мурманска — в материале СеверПост. Главный проект - Архитектурное бюро...подробнее
Коллектив аварийно-спасательного отряда города Мурманска массово увольняется. В течение нескольких месяцев служба, к которой относится специальное подразделение, лишилась 15 человек. А накануне октября заявления написали ключевые сотрудники – сами спасатели. «Это была лучшая работа в мире!» - так они попрощались с тысячами благодарных за их работу северян. В...подробнее
Она 14 раз приходила на выписку из роддома. 14 раз она видела первые шаги и первый зуб. Каково это быть бабулей для 14 детей? В преддверии Международного дня пожилых людей, который мы отметим 1 октября, СеверПост предлагает историю многодетной бабушки. Большие и маленькие Жени и Саши «Сейчас уроки закончатся, прибегут со школы внучок, внучка и дочка, они...подробнее
Раньше детей учили читать и писать в школе. Теперь там проверяют, как детей всему этому научили дома. Впрочем, некоторые особо щепетильные родители нанимают для своих отпрысков репетиторов уже с возраста 5-6 лет. К ним добавляются занятия по иностранному языку (чаще английскому), спортивная секция и творческий кружок. Весь спектр занятости называется витиевато –...подробнее