Четыре года в Мурманске идет реконструкция здания Областного драматического театра. На стройку пришел новый подрядчик и работа вроде бы идёт, но не всех устраивает то, что делают сейчас строители. Искусствовед Светлана Водопьянова рассказала СеверПост, почему отреставрированный драмтеатр не будет похож на оригинал.
Летом прошлого года на боковых фасадах появились фальш стены с наличниками на окнах.
Заказчик работ и подрядчик объяснили, делается это в связи с проведенным исследованием, по вновь открывшимся обстоятельствам: найдены документы, подтверждающие - из проекта были изъяты «архитектурные излишества». Их то и решили «вернуть» на здание театра.
Реконструкция театра была оправдана изношенностью инженерной сети – системы вентиляции, отопления, водоснабжения, электроснабжения. Они не отвечали требованиям современных санитарных норм, правилам пожарной безопасности. Привлекала реконструкция обновлением технического оснащения сцены и зрительного зала, установкой лифтов для маломобильных групп населения. На протяжении последних лет происходила деформация стен здания.
«Наружные стены – несущие, кирпичные; на боковых фасадах имеются вертикальные трещина на всю высоту здания, частичное разрушение штукатурного слоя; внутренние стены – несущие кирпичные; на отдельных участках имеются трещины, отслоение штукатурного слоя» («Задание по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия» от 01.11.2012 г. составлено Комитетом по культуре и искусству МО и подписано Ершовым С.Б).
Фальш стены полностью маскируют поверхность несущих стен, не позволяют вести визуальное наблюдение! Значительно увеличивают нагрузку на фундамент, что создает угрозу целостности здания.
До начала производства работ в 1952 г. ГИПРОТЕАТР направил в Мурманск заключение профессора Абелева Ю.М.: «Как видно из заключения, участок строительства театра находится в пределах эрозионной впадины и сам театр (в настоящем его положении по генплану) одним своим краем со стороны заднего фасада будет основан на скальных породах, а в остальной части – на всевозможных мореных отложениях.
В этих условиях целесообразно передвинуть здание в сторону к проспекта Сталина 10-15 м, с таким расчетом, чтобы толщина грунтов в основании до коренных (скальных) пород была не менее 4,0 м… Следует указать, что в передвижке в сторону проспекта Сталина нуждается не только здание театра, но и запроектированные в ансамбле с ним жилые дома на театральной площади, так как есть основание предполагать, что они в смысле оснований находятся в аналогичных с театром условиях».
Выводы профессора полностью подтвердились во время строительства жилого дома вблизи театра пр. Ленина 51 (современное наименование), середина здания обрушилась.
В 1956 г. из опасений обрушения проектная группа Гипротеатра ответила отказом на предложение мурманских строителей облицевать стены театра 35 мм плиткой, отметив, что для этого им придется полностью пересчитать весь проект! Такой возможности у нынешних подрядчиков не было. Со слов заказчика работ Министерства строительства МО – проект до сих пор не найден.
Формальное обоснование возвращения излишеств изложено в исторической справке, составленной ООО «Научно-реставрационное объединение» г. Москва, выполненной по контракту от 07.11.2018 г. с ГОКУ «Управлением капитального строительства МО».
Только в конце 2018 г. директор Бендус А.Д. обратился к председателю Комитета градостроительного и территориального развития администрации г. Мурманска с просьбой оказать содействие сотрудникам ООО Салимовой М.А. и Елисеевой И.Г. в сборе информации об объекте культурного наследия «Здания Мурманского областного драматического театра», г. Мурманск, пр. Ленина, 49, для составления исторической записки.
Документ подтверждает – оправдание сделанному попытались найти уже после того как на стены были «возвращены» архитектурные излишества и выполнен эскизный проект реконструкции.
Подготовительные работы и строительство театра в Мурманске велись почти двадцать лет с 1947 по 1963 гг. Первым предложением мурманчан было строительство театра на 1000 мест, с большой сценой и оркестровой ямой для постановки драматических, оперных и балетных спектаклей, выступлений симфонического или эстрадного оркестра. В 1948 г. решили строить театр на 800 зрителей.
В эти годы менялась концепция постановки театра на выбранном участке – вдоль красной линии на проспекте Сталина, в глубине театральной площади с отступом от красной линии. В первом варианте могли появиться широкие въездные арки и тогда жилые дома должны были разместиться по обе стороны от театра за ним.
Дальше эскиза этот вариант не пошел. Остановились на постановке с отступом от красной линии. Одновременно со зданием театра планировалось его обрамление зелеными газонами и разбивка сквера шириной в 100 метров на противоположной от театра стороне через проспект Сталина.
Менялся состав проектной группы, даже название проектной организации за время строительства театра сменилось с ТЕАПРОЕКТ на ГИПРОТЕАТР. Авторами первого проекта в 1952 г. были Максимов П.П., Бродский С.Г., Напреенко … Затем Бродский покинул проектную группу, вместо него соавтором выступила Чечик Е.Н. Сохранилось положительное экспертное заключение на технический проект театра (протокол № 205 отдела экспертизы Министрества культуры СССР от 27.11.1954 г.).
В нем отмечено: «Проектное задание было рассмотрено и согласовано на заседании Архитектурной комиссии 16 июня 1952 г. протокол № 11. В основу разработки проекта драмтеатра положен проект здания театра, выполненный ГИПРОТЕАТРОМ для г. Калуги. Утвержденный Советом Министров СССР 30 января 1952 г., распоряжением № 1843 г… Здание прямоугольной формы. Портальная стена делить его на зрительную и сценическую части.. Внешнее оформление здания решено в стиле русской классики. Главный фасад украшен многоколонным портиком, картушем, скульптурными группами…»
Именно так выглядит здание театра в Калуге.
В разбивке мест партера эксперт отмечает неудовлетворительную видимость 2 мест 3 крайних боковых лож. Речь идет об устройстве бенуара! «Наличие колонн, поддерживающих яруса и по задней стене, отделяющих балкон от лож – является положительным фактором с акустической и конструктивной точке зрения.
Способствует интересному решению интерьера. Помеха видимости с мест, расположенных в ложах, от наличия колонн, незначительная», отмечает эксперт.
Такой же театр мог появиться и в Мурманске. Все дальнейшие события изменили этот ход событий! В конце 1954 г. Максимов обращается к главному архитектору города Антонову А.Ф.: «сообщаю, что в плане работ нашего института, почему-то разработка раб. чертежей на 1955 г. – не стоит.
Мне думается следует позвонить нашему Министру или заместителю его тов. Калмыкову (который утвердил проект) и как можно скорее планы уже сверстаны». Рабочие чертежи по проекту Максимова так и не появились. На этом переписка с Максимовым прекратилась. Вместе с Напреенко он был направлен на строительство театра в Калугу. Дальнейшую переписку по проекту театра в Мурманске ведет Елизавета Натановна Чечик, во всех последующих документах она названа автором проекта.
В 1955 году вышло знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». ГИПРОТЕАТР срочно стал менять не запущенные в работу проекты! Здание драматического театра для Мурманска оказалось в их числе. ГИПРОТЕАТР направляет для согласования изменения в проекте. В Мурманске отмечают – «Предложения ГИПРОТЕАТРА по устранению излишеств в отделке, планировке здания драмтеатра г. Мурманска вносят существенные изменения в объем, композицию и архитектурный образ здания».
На плане 1956 г. четко обозначен план строения. Он уже отличается от проекта Максимова. Нельзя было полностью отказаться от излишеств декора, коринфских капителей, сложных карнизов, архивольт, парапетов, двухрядных колонн и тд., не изменив полностью проект здания, его архитектурный стиль. Фасаду была придана строгая простота и лаконичность. Боковые фасады решены в соответствии с главным. Изменился объем здания. По проекту Максимова - он составлял 38010 м куб, по проекту Чечик – 34500.
Проектировщикам понадобилось время для переработки проекта. В 1956 г. строительство театра было законсервировано по решения ГИПРОТЕАТРА. Готовятся рабочие чертежи, планы. Появился план готовности чертежей.
Архитектурное решение, которое предложила Чечик создает образ величественного монументального строения. Лишенное мелких деталей, оно восхищает гармонией и соразмерностью объемов.
Массивные колонны и пилоны портика увенчаны не классическим фронтоном, а аттиком. Здание вобрало в себя черты конструктивизма и неоклассицизма. Гармонично вписывается в архитектурную среду Мурманска. Доминантами которого, были и остаются здания и жилые дома в стиле конструктивизма и постконструктивизма.
Тем самым Елизавета Натановна воплотила одно из самых важных устремлений архитекторов середины 50-х гг. – создание уникальных, но связанных со стилем застройки архитектурных акцентов.
Зрительный зал драматического театра в Мурманске значительно отличается и от проекта Максимова и от зала калужского театра. Это так же говорит о том, что переработан проект был полностью. Решение зала лаконично, но изящно. Выполнено с большим вкусом.
Архитектор Чечик лично вела авторский надзор и постоянно участвовала в процессе строительства. В архиве сохранились ее замечания от 1963 г., сделанные накануне сдачи театра. «Швы штукатурки фасада, окрашенные в красный цвет местами обрываются ниже цоколя.
Местами вертикальные швы прерываются, отчего вместо нейтральной разбивки стены на квадраты образуются как бы гигантские камни, уложенные с перевязкой швов. Необходимо четко протянуть все швы, дотянуть вертикальные швы до гранитного цоколя… Барельеф на аттике главного фасада следовало бы выполнить в одинаковом цвете и фактуре с терразитовой штукатуркой стены…
Белый цвет, резко отличающийся от фона, делает всю композицию раздробленной» и т.д. Сегодня ее записки должны были стать руководством в проведении реконструкции театра.
В 1963 г. состоялась приемка здания театра. В авторитетную приемную комиссия под председательством Антонова А.Ф. вошли – гл. инженер Облсисполкома Зорич Н.А., начальник Областного управления культуры Клюшева Л.А., директор Обладрамтеатра Лепский Г.Н. и др. Единственным автором проекта здания значится – Чечик Е.Н.
Заслуженный архитектор РФ Чечик Елизавета Натановна прожила долгую жизнь. По ее проектам построено семь театров от Донецка до Улан-Удэ. Здание театра в Донецке признано памятником архитектуры. На пенсию вышла в 75 лет. В зрелом возрасте писала стихи, изучала иностранные языки, освоила компьютер. Ее не стало в год начала реконструкции нашего театра в 2015 году.
Мы обязаны сохранить если не целиком, то хотя бы то, что еще можно спасти от проекта выдающегося архитектора. Вернуть фасадам театра историческое решение! Проект реконструкции до сих пор не прошел историко-культурную экспертизу.
Изменение предмета охраны было выполнено в конце 2018 г., стоимость работ по договору с подрядчиком составила 450 тысяч рублей. Следует напомнить еще и том, что здание было включено в реестр памятников в том виде, в каком принимала его комиссия у автора проекта. Каким его полюбили мурманчане.
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее
«Вас что, правда так зовут?» Эту фразу обладатели необычных имён слышат чуть ли не каждый день. Как в наше время живётся мужчине с именем Ананий? В каких случаях Клеопатра выбирает быть просто Машей и почему Констанция терпеть не может «Трёх мушкетёров»? Истории людей с оригинальными именами собирал СеверПост. Хорошо, что не Хилари Отцу мурманчанки...подробнее
Вглядитесь в эти фото. На снимках – один и тот же человек. Первый кадр – то, как 75-летняя мурманчанка Александра Фёдоровна выглядела в последние несколько лет жизни. Второй – спустя всего 10 дней пребывания в Мурманском доме-интернате инвалидов и престарелых. В госорганизации пожилая женщина получила инсульт, пневмонию, гнойные пролежни, сепсис и оказалась в...подробнее
Сотни заполярных поисковиков с приходом лета надевают полевую форму, берут металлоискатели, лопаты и отправляются на поиски тех, кто встретил свой последний час в наших стылых сопках, именуемых на картах высотами. Вроде бы, год за годом порядок действий один, но каждый поисковый сезон в Заполярье отличается от другого. Итогами поискового сезона 2024 год и планами на новый...подробнее
Областной суд 14 мая может поставить точку в скандальном уголовном деле о мошенничестве в Ковдоре. Процесс уже стал эталоном бодания прокуратуры и юристов защиты. Здесь есть всё: и облажавшееся обвинение в виде эксперта с поддельным дипломом, и гуглфото в качестве доказательства, и выполненные «сверх» контракта работы, и чиновник под следствием, и ущерб почти в 12...подробнее
В день 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Мурманске по традиции прошёл военный парад, а вслед за ним - шествие «Бессмертного полка». О том, как всё это было - репортаж СеверПост. Мурманчане занимали места за несколько часов до начала парада:Первыми к трибуне привозили ветеранов, которым помогали подниматься и рассаживаться...подробнее
Начальник грузового двора станции Мурманск Василий Фомич Гольцов пережил войну. Пережил самую страшную бомбёжку Мурманска 18 июня 1942 года, когда прямо в земле испеклась картошка, которую мурманчане сажали во дворах. Но умер он спустя всего пять лет после Победы. Ему тогда было всего 35 лет. И ни внуков, ни правнуков, ни праправнуков он, конечно, не застал. Но вот они, его...подробнее
Приближается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В Заполярье состоится множество памятных мероприятий. Пройдёт по городу шествие «Бессмертного полка». И в этом полку мы увидим женщинау с плакатом, на котором будет сразу пятьдесят имён. Северянка считает, что больше об этих людях вспомнить некому. Нет в России семьи такой, где б не памятен был...подробнее
ЗАТО Островной – самый отдалённый городок в Мурманской области. Через два дня после начала Великой Отечественной здесь была образована Йоканьгская военно-морская база. После войны там базировались атомные субмарины. В лучшие годы – до 35 АПЛ, четыре дивизии. В Гремихе в 1970-е – до 40 тысяч жителей. И прикрывал всё это целый зенитно-ракетный полк. Но это в...подробнее
Миллионы людей на всей планете празднуют Пасху – светлое Христово Воскресение. Своими мыслями о сути и особенностях этого события поделился с СеверПост секретарь Архиерейского совета Мурманской митрополии, настоятель мурманского храма Святого великомученика и целителя Пантелеимона протоиерей Владимир Семёнов. Пасха – событие мировое, и затрагивает абсолютно всех,...подробнее