Четыре года в Мурманске идет реконструкция здания Областного драматического театра. На стройку пришел новый подрядчик и работа вроде бы идёт, но не всех устраивает то, что делают сейчас строители. Искусствовед Светлана Водопьянова рассказала СеверПост, почему отреставрированный драмтеатр не будет похож на оригинал.
Летом прошлого года на боковых фасадах появились фальш стены с наличниками на окнах.
Заказчик работ и подрядчик объяснили, делается это в связи с проведенным исследованием, по вновь открывшимся обстоятельствам: найдены документы, подтверждающие - из проекта были изъяты «архитектурные излишества». Их то и решили «вернуть» на здание театра.
Реконструкция театра была оправдана изношенностью инженерной сети – системы вентиляции, отопления, водоснабжения, электроснабжения. Они не отвечали требованиям современных санитарных норм, правилам пожарной безопасности. Привлекала реконструкция обновлением технического оснащения сцены и зрительного зала, установкой лифтов для маломобильных групп населения. На протяжении последних лет происходила деформация стен здания.
«Наружные стены – несущие, кирпичные; на боковых фасадах имеются вертикальные трещина на всю высоту здания, частичное разрушение штукатурного слоя; внутренние стены – несущие кирпичные; на отдельных участках имеются трещины, отслоение штукатурного слоя» («Задание по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия» от 01.11.2012 г. составлено Комитетом по культуре и искусству МО и подписано Ершовым С.Б).
Фальш стены полностью маскируют поверхность несущих стен, не позволяют вести визуальное наблюдение! Значительно увеличивают нагрузку на фундамент, что создает угрозу целостности здания.
До начала производства работ в 1952 г. ГИПРОТЕАТР направил в Мурманск заключение профессора Абелева Ю.М.: «Как видно из заключения, участок строительства театра находится в пределах эрозионной впадины и сам театр (в настоящем его положении по генплану) одним своим краем со стороны заднего фасада будет основан на скальных породах, а в остальной части – на всевозможных мореных отложениях.
В этих условиях целесообразно передвинуть здание в сторону к проспекта Сталина 10-15 м, с таким расчетом, чтобы толщина грунтов в основании до коренных (скальных) пород была не менее 4,0 м… Следует указать, что в передвижке в сторону проспекта Сталина нуждается не только здание театра, но и запроектированные в ансамбле с ним жилые дома на театральной площади, так как есть основание предполагать, что они в смысле оснований находятся в аналогичных с театром условиях».
Выводы профессора полностью подтвердились во время строительства жилого дома вблизи театра пр. Ленина 51 (современное наименование), середина здания обрушилась.
В 1956 г. из опасений обрушения проектная группа Гипротеатра ответила отказом на предложение мурманских строителей облицевать стены театра 35 мм плиткой, отметив, что для этого им придется полностью пересчитать весь проект! Такой возможности у нынешних подрядчиков не было. Со слов заказчика работ Министерства строительства МО – проект до сих пор не найден.
Формальное обоснование возвращения излишеств изложено в исторической справке, составленной ООО «Научно-реставрационное объединение» г. Москва, выполненной по контракту от 07.11.2018 г. с ГОКУ «Управлением капитального строительства МО».
Только в конце 2018 г. директор Бендус А.Д. обратился к председателю Комитета градостроительного и территориального развития администрации г. Мурманска с просьбой оказать содействие сотрудникам ООО Салимовой М.А. и Елисеевой И.Г. в сборе информации об объекте культурного наследия «Здания Мурманского областного драматического театра», г. Мурманск, пр. Ленина, 49, для составления исторической записки.
Документ подтверждает – оправдание сделанному попытались найти уже после того как на стены были «возвращены» архитектурные излишества и выполнен эскизный проект реконструкции.
Подготовительные работы и строительство театра в Мурманске велись почти двадцать лет с 1947 по 1963 гг. Первым предложением мурманчан было строительство театра на 1000 мест, с большой сценой и оркестровой ямой для постановки драматических, оперных и балетных спектаклей, выступлений симфонического или эстрадного оркестра. В 1948 г. решили строить театр на 800 зрителей.
В эти годы менялась концепция постановки театра на выбранном участке – вдоль красной линии на проспекте Сталина, в глубине театральной площади с отступом от красной линии. В первом варианте могли появиться широкие въездные арки и тогда жилые дома должны были разместиться по обе стороны от театра за ним.
Дальше эскиза этот вариант не пошел. Остановились на постановке с отступом от красной линии. Одновременно со зданием театра планировалось его обрамление зелеными газонами и разбивка сквера шириной в 100 метров на противоположной от театра стороне через проспект Сталина.
Менялся состав проектной группы, даже название проектной организации за время строительства театра сменилось с ТЕАПРОЕКТ на ГИПРОТЕАТР. Авторами первого проекта в 1952 г. были Максимов П.П., Бродский С.Г., Напреенко … Затем Бродский покинул проектную группу, вместо него соавтором выступила Чечик Е.Н. Сохранилось положительное экспертное заключение на технический проект театра (протокол № 205 отдела экспертизы Министрества культуры СССР от 27.11.1954 г.).
В нем отмечено: «Проектное задание было рассмотрено и согласовано на заседании Архитектурной комиссии 16 июня 1952 г. протокол № 11. В основу разработки проекта драмтеатра положен проект здания театра, выполненный ГИПРОТЕАТРОМ для г. Калуги. Утвержденный Советом Министров СССР 30 января 1952 г., распоряжением № 1843 г… Здание прямоугольной формы. Портальная стена делить его на зрительную и сценическую части.. Внешнее оформление здания решено в стиле русской классики. Главный фасад украшен многоколонным портиком, картушем, скульптурными группами…»
Именно так выглядит здание театра в Калуге.
В разбивке мест партера эксперт отмечает неудовлетворительную видимость 2 мест 3 крайних боковых лож. Речь идет об устройстве бенуара! «Наличие колонн, поддерживающих яруса и по задней стене, отделяющих балкон от лож – является положительным фактором с акустической и конструктивной точке зрения.
Способствует интересному решению интерьера. Помеха видимости с мест, расположенных в ложах, от наличия колонн, незначительная», отмечает эксперт.
Такой же театр мог появиться и в Мурманске. Все дальнейшие события изменили этот ход событий! В конце 1954 г. Максимов обращается к главному архитектору города Антонову А.Ф.: «сообщаю, что в плане работ нашего института, почему-то разработка раб. чертежей на 1955 г. – не стоит.
Мне думается следует позвонить нашему Министру или заместителю его тов. Калмыкову (который утвердил проект) и как можно скорее планы уже сверстаны». Рабочие чертежи по проекту Максимова так и не появились. На этом переписка с Максимовым прекратилась. Вместе с Напреенко он был направлен на строительство театра в Калугу. Дальнейшую переписку по проекту театра в Мурманске ведет Елизавета Натановна Чечик, во всех последующих документах она названа автором проекта.
В 1955 году вышло знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». ГИПРОТЕАТР срочно стал менять не запущенные в работу проекты! Здание драматического театра для Мурманска оказалось в их числе. ГИПРОТЕАТР направляет для согласования изменения в проекте. В Мурманске отмечают – «Предложения ГИПРОТЕАТРА по устранению излишеств в отделке, планировке здания драмтеатра г. Мурманска вносят существенные изменения в объем, композицию и архитектурный образ здания».
На плане 1956 г. четко обозначен план строения. Он уже отличается от проекта Максимова. Нельзя было полностью отказаться от излишеств декора, коринфских капителей, сложных карнизов, архивольт, парапетов, двухрядных колонн и тд., не изменив полностью проект здания, его архитектурный стиль. Фасаду была придана строгая простота и лаконичность. Боковые фасады решены в соответствии с главным. Изменился объем здания. По проекту Максимова - он составлял 38010 м куб, по проекту Чечик – 34500.
Проектировщикам понадобилось время для переработки проекта. В 1956 г. строительство театра было законсервировано по решения ГИПРОТЕАТРА. Готовятся рабочие чертежи, планы. Появился план готовности чертежей.
Архитектурное решение, которое предложила Чечик создает образ величественного монументального строения. Лишенное мелких деталей, оно восхищает гармонией и соразмерностью объемов.
Массивные колонны и пилоны портика увенчаны не классическим фронтоном, а аттиком. Здание вобрало в себя черты конструктивизма и неоклассицизма. Гармонично вписывается в архитектурную среду Мурманска. Доминантами которого, были и остаются здания и жилые дома в стиле конструктивизма и постконструктивизма.
Тем самым Елизавета Натановна воплотила одно из самых важных устремлений архитекторов середины 50-х гг. – создание уникальных, но связанных со стилем застройки архитектурных акцентов.
Зрительный зал драматического театра в Мурманске значительно отличается и от проекта Максимова и от зала калужского театра. Это так же говорит о том, что переработан проект был полностью. Решение зала лаконично, но изящно. Выполнено с большим вкусом.
Архитектор Чечик лично вела авторский надзор и постоянно участвовала в процессе строительства. В архиве сохранились ее замечания от 1963 г., сделанные накануне сдачи театра. «Швы штукатурки фасада, окрашенные в красный цвет местами обрываются ниже цоколя.
Местами вертикальные швы прерываются, отчего вместо нейтральной разбивки стены на квадраты образуются как бы гигантские камни, уложенные с перевязкой швов. Необходимо четко протянуть все швы, дотянуть вертикальные швы до гранитного цоколя… Барельеф на аттике главного фасада следовало бы выполнить в одинаковом цвете и фактуре с терразитовой штукатуркой стены…
Белый цвет, резко отличающийся от фона, делает всю композицию раздробленной» и т.д. Сегодня ее записки должны были стать руководством в проведении реконструкции театра.
В 1963 г. состоялась приемка здания театра. В авторитетную приемную комиссия под председательством Антонова А.Ф. вошли – гл. инженер Облсисполкома Зорич Н.А., начальник Областного управления культуры Клюшева Л.А., директор Обладрамтеатра Лепский Г.Н. и др. Единственным автором проекта здания значится – Чечик Е.Н.
Заслуженный архитектор РФ Чечик Елизавета Натановна прожила долгую жизнь. По ее проектам построено семь театров от Донецка до Улан-Удэ. Здание театра в Донецке признано памятником архитектуры. На пенсию вышла в 75 лет. В зрелом возрасте писала стихи, изучала иностранные языки, освоила компьютер. Ее не стало в год начала реконструкции нашего театра в 2015 году.
Мы обязаны сохранить если не целиком, то хотя бы то, что еще можно спасти от проекта выдающегося архитектора. Вернуть фасадам театра историческое решение! Проект реконструкции до сих пор не прошел историко-культурную экспертизу.
Изменение предмета охраны было выполнено в конце 2018 г., стоимость работ по договору с подрядчиком составила 450 тысяч рублей. Следует напомнить еще и том, что здание было включено в реестр памятников в том виде, в каком принимала его комиссия у автора проекта. Каким его полюбили мурманчане.
В 2025 году Акционерному обществу «Северо-Западная Фосфорная Компания» исполняется 20 лет. И подарок они себе уже сделали. 7 августа в карьере была добыта юбилейная – пятидесятимиллионная тонна руды, а в подземном руднике – юбилейная – пятнадцатимиллионная тонна. О новой стратегии развития предприятия, рекордах и...подробнее
Променад с динозаврами, необыкновенные мастер-классы, выступление единственного в стране «Театра вкуса», лекции, встреча с Гошей Куценко, киновечер – все это IX фестиваль «Табуретка», вновь организованный фондом «Живая классика» при поддержке компании «Норникель» и администрации Мончегорска. Его темой стали семейные...подробнее
Сейдозеро можно по праву считать самым загадочным водоёмом Мурманской области. По одной из легенд, под горой на его берегу скрыт от глаз людей древний город саамских шаманов. И по сей день озеро привлекает не только мистиков, но и учёных. Одну из его загадок им, похоже, удалось разгадать. Какую – узнаете из материала СеверПост. Подальше от несуществующих...подробнее
С начала года в Мурманской области проходит реорганизация бюджетных учреждений. Уже несколько месяцев их укрупняют, объединяют, в них по-новому настраивают рабочие процессы. Но что от этого получили сами госорганизации? Есть ли реальная польза от принятых решений? О первых итогах преобразований СеверПост рассказали руководители обновлённых структур. Все на...подробнее
В Мурманской области за неделю число жалоб в социальных сетях выросло на 30%, Основные темы неизменны и неистребимы - содержание зелёных насаждений, отсутствие горячей воды, ямы на дорогах и льготные лекарства. Зимой к этому списку можно было бы смело добавить неубранный снег и проблемы с отоплением. С ростом внимания властей к соцсетям, шанс, что о вашей проблеме услышат стал...подробнее
В Мончегорске в субботу было жарко. И речь не столько о температуре воздуха, сколько о фейерверке эмоций. Сальто автомобилей, трюки на мотоциклах, пожарные в упряжке, дефиле-перфоманс от металлургов и выступления популярных хедлайнеров помогли зажечь на полную катушку, заставив всех гулять допоздна. Всё это стало грандиозным праздником, посвящённым сразу двум событиям:...подробнее
Некоторые детские сады Мурманской области ждёт реинкарнация. Дошкольные учреждения в регионе закрывают под лозунгом повышения бюджетной эффективности. На их месте откроют спортивные и образовательные центры, турбазу и офисы общественных организаций. Какая неожиданная вторая жизнь уготована дошкольным учреждениям, в материале СеверПост. В апатитских детсадах будут...подробнее
На берегу озера Имандра в Мончегорске прошёл водный фестиваль «Раскачай Имандру!». Он стал частью масштабной программы событий, посвященных 90-летнему юбилею «Норникеля». Корреспондент СеверПост попытался исполнить роль Фигаро: побывать везде и увидеть всё. Город мореплавателей в окружении гор Мончегорск находится в окружении не только гор, но и...подробнее
Новый день – новый «кормилец». Так живут «тарелочницы» - любительницы ходить по свиданиям, заказывать самые дорогие блюда, а после - бесследно исчезать. И да, в Мурманске они тоже обитают. Почему местные рестораны всегда им рады? В тонкостях бытия заполярных «тарелочниц» разбирался СеверПост. «Она смылась,...подробнее
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее