Новости

2014-05-23, 19:54

В Баренцевом и Карском морях необходимо поднимать затопленные АПЛ

В первую очередь необходимо поднять атомную подлодку К-27, затопленную в Карском море, и К-159, которая затонула в результате аварии в горле Кольского залива. Суммарная активность топлива в лодке К-159 в полтора раза превосходит активность всех радиоактивных отходов, затопленных в свое время в Карском море.

«О необходимости подъема этих подводных лодок К-27 и К-159 говорят уже давно. И года три назад были расставлены эти приоритеты. Уже все ясно. Поэтому пора бы уже переходить к обсуждению практических проектов и делать в этом направлении шаги. Время заседаний закончилось», - уверен Председатель Правления ЭПЦ «Беллона» из Санкт Петербурга Александр Никитин.

Именно АПЛ К-159 представляет максимальную потенциальную опасность радиационного загрязнения. Активность отработавшего ядерного топлива в реакторах АПЛ составляет около 5319,7 ТБк по оценке на 2012 г. и превосходит активность всех других затопленных объектов. АПЛ затонула рядом с судоходными трассами и районами рыбного промысла, сообщает Беллона-Мурманск.

Захоронения в Карском море проводились с 1965 по 1988 год прошлого века. Там захоронено 17 000 тонн твердых радиоактивных отходов, АПЛ К-27, реакторный отсек АПЛ 901 с двумя реакторами. Кроме того, там затоплена экранная сборка с атомохода «Ленин» с частью ОЯТ второго реактора, местонахождение которой до сих пор не обнаружено, как не обнаружен и реактор левого борта АПЛ 421.

Особый интерес представляет «Комсомолец». Подлодка затонула аварийно, реакторы не были подготовлены к затоплению. Это единственная лодка, из которой был зарегистрирован выход радионуклидов, поскольку произошла разгерметизация первого контура реактора. Однако при последнем обследовании АПЛ в 2007 году было установлено, что с 1994 года концентрация радионуклидов в месте их выхода из АПЛ снизилась более чем в 30 раз.

По мнению эксперта, необходима подробная инвентаризация затопленных в Арктике объектов, после которой нужно будет провести комплексные инженерно-радиационные обследования. После этого будет составлена едина база данных о состоянии затопленных объектов, которая ляжет в основу разработки Мастер-плана по дальнейшему обращению с ними.

«Необходимо принимать решение, политическое решение о том, что делать с этими объектами. Мое мнение – их надо поднимать, тем более, что они начинают представлять серьезные трудности для нефтегазовых проектов в Арктике», - отметил начальник лаборатории НИЦ «Курчатовский институт» Алексей Казеннов.

Читайте также на СеверПост: Из АПЛ «Ленинский комсомол», которая находится в Заполярье, сделают музей