14 офицеров-гидронавтов могли эвакуироваться на лодку-носитель, но вместо этого до конца боролись за живучесть глубоководной станции АС-31.
Подводники, по данным участников расследования, до последнего боролись за живучесть станции, израсходовав на тушение очагов пожара все имеющиеся на борту средства.
Погибли гидронавты от взрыва аккумуляторной батареи, когда им на помощь уже пришли члены сменного экипажа, пишет «КоммерсантЪ».
По данным близкого к расследованию катастрофы источника, вечером 1 июля гидронавты завершали контрольный выход АС-31 перед предстоящим выполнением боевого задания.
Тремя днями ранее атомная лодка-носитель «Подмосковье» доставила пристыкованную к ней станцию на полигон Северного флота в Мотовском заливе Баренцева моря.
Там два сменных экипажа АС-31 проверяли работу устройств и механизмов глубоководного аппарата после планового техобслуживания.
По окончании контрольного выхода лодка-носитель вместе с АС-31 должны были вернуться на базу, но во время стыковки станции с лодкой-носителем на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым.
«За 20 лет службы на разного типа подводных кораблях я горел три раза, но при этом ни разу не видел открытого огня»,— пояснил один из собеседников издания.
По его словам, пожара в привычном смысле этого слова на подводных лодках не бывает, поскольку конструкция и отделка отсеков лодок выполнена из негорючих материалов, а механизмы окрашиваются негорючей краской.
Пожар на лодках проявляется чаще и прежде всего не огнем, а дымом, и бороться с пожаром в отсеке приходится практически на ощупь.
Возможно, проблемы возникли в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, и даже небольшой дефект кабелей, по мнению специалиста, мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.
Источники «Коммерсанта» пояснили, что произошедшая авария, во всяком случае, в начальной её стадии, не представляла большой опасности для экипажа.
Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Каждый из членов экипажа имел при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее ему продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.
Однако действующее в военно-морском флоте «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте.
Оставление горящего отсека без приказа влечёт за собой уголовную ответственность.
Как пояснили собеседники издания, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, и гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.
Как только командиру доложили, что в аккумуляторном отсеке появился дым, он доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту АС-31 пожар (на подводной лодке любое появление дыма сразу объявляется пожаром), приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.
Борт покинуло шесть человек, а на станции осталось десять офицеров-гидронавтов, которые продолжили борьбу за живучесть корабля.
По данным источников, командиром экипажа был капитан первого ранга Константин Сомов, а старшим на борту — капитан первого ранга Денис Долонский.
Их действия, по мнению специалистов, восстановить в точности уже не удастся, поскольку все десять погибли.
Состоявшийся уже после доставки АС-31 на базу осмотр станции показал, что в борьбе за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения.
Пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых ёмкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).
Кроме того, через 40 минут работы на аварийной станции офицеры «издышали», как говорят собеседники издания, все изолирующие дыхательные средства.
После того, как закончились запасы портативных дыхательных устройств, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.
Только когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.
В команде, как следовало из их сообщения, были пострадавшие — несмотря на все средства защиты, люди надышались продуктами горения.
Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа.
Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, опять же неизвестно, поскольку спастись никому не удалось.
Скорее всего, в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв.
Уже в доке, разбираясь с инцидентом, эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея.
Как пояснили «Коммерсанту» близкие к техническому расследованию специалисты, взрыв был очень мощным. Аккумулятор, очевидно, стал и источником нарастающего объемного горения.
Чтобы выяснить причину воспламенения и взрыва батареи, проводятся десятки экспертиз.
Как поясняют специалисты, комиссией рассматриваются три традиционные в расследовании любой техногенной катастрофы версии — отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.
Было установлено, что глубоководные станции типа АС-31 долгое время комплектовались серебряно-цинковыми аккумуляторами, которые производились на Украине.
После осложнения отношений с этой страной аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи.
В качестве производителя и поставщика аккумуляторов для глубоководных аппаратов было выбран петербургский завод ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель».
Как сказано на сайте компании, «Ригель», основанный в 1897 году, является старейшим профильным предприятием в России, которое сегодня выступает «передовым разработчиком и производителем аккумуляторов», используемых в том числе для нужд глубоководного флота.
Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты обнаружили помимо прочего сертификаты, свидетельствующие о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность.
Сейчас выясняется, кто и каким образом испытывал изделия, и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Представители завода, к которым «КоммерсантЪ» обратился за разъяснениями, от комментариев воздержались.
Между тем, по мнению специалистов, к трагедии могли привести не только конструктивные или технологические дефекты аккумуляторов, но и экстремальные режимы работы батареи.
Так, например, оплавление изоляции токоведущих шин и возникающие в связи с этим короткие замыкания в сети могли вызвать непредсказуемые сбои в энергосистеме станции и регулирующей её автоматике.
Нельзя исключать, что именно короткие замыкания привели к перезаряду батареи или подаче на её клеммы токов с нештатными параметрами. Отмечается также, что в истории подводного флота ещё не было случаев подачи фреона в отсек с литий-ионными батареями.
До сих пор с помощью системы ЛОХ тушили только объёмные пожары в отсеках, а случаев возгорания серебряно-цинковых аккумуляторов вообще не было.
Наконец, некоторые участники расследования вообще сомневаются в том, что химические реакции в литий-ионных элементах вызвали столь значительный взрыв.
Собеседники утверждают, что хотя террористическая версия трагедии и не рассматривается специалистами в качестве приоритетной, несколько предоставленных «Ригелем» для испытаний аккумуляторов уже были взорваны на полигоне тротиловыми шашками.
Теперь экспертам предстоит сравнить обломки изделий, разрушенных на тестах и в реальной жизни.
Напомним, 1 июля пожар на глубоководной станции АС-31 «Лошарик» привёл к гибели 14 морских офицеров.
Читайте также на СеверПост: В отношении инструктора пропавших дайверов возбуждено уголовное дело
Следователи отпустили сооснователя маркетплейса Wildberries Владислава Бакальчука, задержанного по делу убийстве, покушении на полицейского и самоуправстве. Об этом он сам сообщил в своём Telegram-канале. «Я дома. И со мной всё в порядке. Спасибо вам за то, что поддерживали меня все эти дни. Я буду и дальше продолжать бороться за свою семью и за наш семейный...подробнее
Министр труда и социального развития Мурманской области Сергей Мякишев неожиданно для подписчиков снова взялся за уникальную серию «музыкальных» рисунков. Новая работа чиновника посвящена героям песен Алексея «Полковника» Хрынова. «Пятничное. Полузабытое… Алексей «Полковник» Хрынов, пожалуй, один из главных персонажей...подробнее
В Мурманской области сотрудники Лапландского заповедника сняли молодого любопытного медвежонка в лесу. Как они уточнили, молодой медведь старательно изучает, кто приходил к фотоловушке до него. «Установка фотоловушки – ст.н.с. Гилязов А.С.», - сообщают участники группы «Лапландский заповедник - Lapland Reserve». В Мурманске в...подробнее
В заполярной столице из-за сильного ветра на городских улицах зафиксированы перехлёсты электропроводов и повал деревьев, что привело к отключениям наружного освещения.Об этом сообщил Юрий Сердечкин в своём telegram-канале. Как отмечается, среди участков – одна сторона пр. Ленина (от ул. Полярной Дивизии до площади Пять Углов), а также территория от пр. Кольского (на...подробнее
У мурала «Прекрасное ветхое», что украшает дом N43 на улице Лобова в Мурманске, появился аудиогид. Об этом сообщили организаторы паблик-арта «РОСТ». «В основе сюжета - история про старый книжный шкаф со старыми книгами в доме родителей героя. Непонятные и не принятые в юности, позднее они раскрываются в совершенно ином свете и открывают иные...подробнее
Жительница Заполярья похвасталась в социальных сетях своим уловом. Из Баренцева моря она выловила огромного палтуса. Фотография рыбачки Ирины Корневой появилась в паблике ВК «Рыбалка в Мурманске и области». Девушка предложила знатокам - подписчикам группы - угадать вес рыбки. Мнения комментаторов разделились. Варианты последующих ответов - от 16 до 20,5...подробнее
В Мурманске на улице Самойловой на легковой автомобиль упало дерево. Об этом сообщают очевидцы.Фото инцидента северяне разместили в группе «Мурманск ДТП ЧП» социальной сети «ВКонтакте». Судя по снимку, рябина легла на бампер белого Chevrolet, припаркованного во дворе дома. О пострадавших не сообщается. Мурманские автолюбители попросили жёлтый...подробнее
Во дворе дома N22 на улице Книповича в Мурманске лежит вырванное с корнем дерево. Об этом сообщил корреспондент СеверПост. На снимке, снятым журналистом информагентства, видно, что это рябина. Северяне показали, как выглядит бушующее Баренцево море [видео] 20 09 2024 Напомним, жители Мурманска высадили кустарники и деревья по всему...подробнее
Сообщение о том, что к зимнему сезону китайские туристы выкупили места в мурманских отелях вызывает обеспокоенность у заполярных туроператоров. Об этом в беседе с СеверПост рассказала генеральный директор ООО «Полар Стар» Елена Пурлицис.«Не могу сказать, что именно Китай 100%, но это правда. Это в большей степени самостоятельные туристы, которые не...подробнее
В заполярной столице на проспекте Ленина созрели яблоки. Об этом сообщил корреспондент СеверПост. На снимке, снятым журналистом информагентства, видны круглые плоды красного цвета. «Размер самого крупного яблока с ноготь большого пальца», – уточняет корреспондент. В дендрарии заполярного ботанического сада пришло время урожая 12 09 2024 Напомним,...подробнее
В Кандалакшском природном заповеднике попал на видео заплыв медвежьего семейства. Два медвежонка плывут на заповедный остров, а медведица их сопровождает поодаль. «Таким образом семейство совершает обычный обход своей территории, в которую входит часть материка и острова заповедника», - сообщает паблик «ФГБУ Кандалакшский природный заповедник» во...подробнее
В Североморске жители дома N45 на улице Гвардейской жалуются на нашествие тараканов, появление которых люди связывают с ненадлежащей работой управляющей компании. Как уверяют северяне, тараканы ползают по всем подъездам. Кроме того, насекомые проникают и в квартиры. «С 2016 года живу в этом доме и постоянно борюсь с тараканами», - рассказал СеверПост...подробнее
Участница заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» Анна Кричфалуший рассказала СеверПост, как ей удалось так далеко зайти в конкурсе. «В работе с детьми, главное - это искренность и принятие их такими, какие они есть. Каждый день в работе воспитателя наполнен детством, радостью и добротой. А я всегда...подробнее
Следственным управлением возбуждено и расследуется уголовное дело о ненадлежащем исполнении обязанностей сотрудниками одного из медицинских учреждений региона по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.118 УК РФ (причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Об этом...подробнее
На территории сельского поселения Ура-Губа Кольского района введут режим «Повышенная готовность» с полуночи 21 сентября. Это связано с неблагоприятными метеорологическими и опасными явлениями, сообщили в Управлении по ГОЧС и ПБ Мурманской области. «Ограничение выхода маломерных судов на акваторию распространяется до 9 утра 23 сентября», – указали...подробнее
Начинают сказываться результаты Путинского импортозамещения, о чём он с треском провозвестил 5 лет назад.
Дядя-вы больной ? Какие на секретном военном объекте могут быть импортные изделия?
На секретном объекте все должно быть надежным, а не отечественным.
Моряки были бы живы, не будь "осложнения отношений" вызванного Крымом. Бумеранг вернулся через 5 лет.