14 офицеров-гидронавтов могли эвакуироваться на лодку-носитель, но вместо этого до конца боролись за живучесть глубоководной станции АС-31.
Подводники, по данным участников расследования, до последнего боролись за живучесть станции, израсходовав на тушение очагов пожара все имеющиеся на борту средства.
Погибли гидронавты от взрыва аккумуляторной батареи, когда им на помощь уже пришли члены сменного экипажа, пишет «КоммерсантЪ».
По данным близкого к расследованию катастрофы источника, вечером 1 июля гидронавты завершали контрольный выход АС-31 перед предстоящим выполнением боевого задания.
Тремя днями ранее атомная лодка-носитель «Подмосковье» доставила пристыкованную к ней станцию на полигон Северного флота в Мотовском заливе Баренцева моря.
Там два сменных экипажа АС-31 проверяли работу устройств и механизмов глубоководного аппарата после планового техобслуживания.
По окончании контрольного выхода лодка-носитель вместе с АС-31 должны были вернуться на базу, но во время стыковки станции с лодкой-носителем на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым.
«За 20 лет службы на разного типа подводных кораблях я горел три раза, но при этом ни разу не видел открытого огня»,— пояснил один из собеседников издания.
По его словам, пожара в привычном смысле этого слова на подводных лодках не бывает, поскольку конструкция и отделка отсеков лодок выполнена из негорючих материалов, а механизмы окрашиваются негорючей краской.
Пожар на лодках проявляется чаще и прежде всего не огнем, а дымом, и бороться с пожаром в отсеке приходится практически на ощупь.
Возможно, проблемы возникли в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, и даже небольшой дефект кабелей, по мнению специалиста, мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.
Источники «Коммерсанта» пояснили, что произошедшая авария, во всяком случае, в начальной её стадии, не представляла большой опасности для экипажа.
Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Каждый из членов экипажа имел при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее ему продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.
Однако действующее в военно-морском флоте «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте.
Оставление горящего отсека без приказа влечёт за собой уголовную ответственность.
Как пояснили собеседники издания, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, и гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.
Как только командиру доложили, что в аккумуляторном отсеке появился дым, он доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту АС-31 пожар (на подводной лодке любое появление дыма сразу объявляется пожаром), приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.
Борт покинуло шесть человек, а на станции осталось десять офицеров-гидронавтов, которые продолжили борьбу за живучесть корабля.
По данным источников, командиром экипажа был капитан первого ранга Константин Сомов, а старшим на борту — капитан первого ранга Денис Долонский.
Их действия, по мнению специалистов, восстановить в точности уже не удастся, поскольку все десять погибли.
Состоявшийся уже после доставки АС-31 на базу осмотр станции показал, что в борьбе за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения.
Пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых ёмкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).
Кроме того, через 40 минут работы на аварийной станции офицеры «издышали», как говорят собеседники издания, все изолирующие дыхательные средства.
После того, как закончились запасы портативных дыхательных устройств, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.
Только когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.
В команде, как следовало из их сообщения, были пострадавшие — несмотря на все средства защиты, люди надышались продуктами горения.
Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа.
Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, опять же неизвестно, поскольку спастись никому не удалось.
Скорее всего, в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв.
Уже в доке, разбираясь с инцидентом, эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея.
Как пояснили «Коммерсанту» близкие к техническому расследованию специалисты, взрыв был очень мощным. Аккумулятор, очевидно, стал и источником нарастающего объемного горения.
Чтобы выяснить причину воспламенения и взрыва батареи, проводятся десятки экспертиз.
Как поясняют специалисты, комиссией рассматриваются три традиционные в расследовании любой техногенной катастрофы версии — отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.
Было установлено, что глубоководные станции типа АС-31 долгое время комплектовались серебряно-цинковыми аккумуляторами, которые производились на Украине.
После осложнения отношений с этой страной аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи.
В качестве производителя и поставщика аккумуляторов для глубоководных аппаратов было выбран петербургский завод ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель».
Как сказано на сайте компании, «Ригель», основанный в 1897 году, является старейшим профильным предприятием в России, которое сегодня выступает «передовым разработчиком и производителем аккумуляторов», используемых в том числе для нужд глубоководного флота.
Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты обнаружили помимо прочего сертификаты, свидетельствующие о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность.
Сейчас выясняется, кто и каким образом испытывал изделия, и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Представители завода, к которым «КоммерсантЪ» обратился за разъяснениями, от комментариев воздержались.
Между тем, по мнению специалистов, к трагедии могли привести не только конструктивные или технологические дефекты аккумуляторов, но и экстремальные режимы работы батареи.
Так, например, оплавление изоляции токоведущих шин и возникающие в связи с этим короткие замыкания в сети могли вызвать непредсказуемые сбои в энергосистеме станции и регулирующей её автоматике.
Нельзя исключать, что именно короткие замыкания привели к перезаряду батареи или подаче на её клеммы токов с нештатными параметрами. Отмечается также, что в истории подводного флота ещё не было случаев подачи фреона в отсек с литий-ионными батареями.
До сих пор с помощью системы ЛОХ тушили только объёмные пожары в отсеках, а случаев возгорания серебряно-цинковых аккумуляторов вообще не было.
Наконец, некоторые участники расследования вообще сомневаются в том, что химические реакции в литий-ионных элементах вызвали столь значительный взрыв.
Собеседники утверждают, что хотя террористическая версия трагедии и не рассматривается специалистами в качестве приоритетной, несколько предоставленных «Ригелем» для испытаний аккумуляторов уже были взорваны на полигоне тротиловыми шашками.
Теперь экспертам предстоит сравнить обломки изделий, разрушенных на тестах и в реальной жизни.
Напомним, 1 июля пожар на глубоководной станции АС-31 «Лошарик» привёл к гибели 14 морских офицеров.
Читайте также на СеверПост: В отношении инструктора пропавших дайверов возбуждено уголовное дело
18 сентября Пятёрочка Франчайзинг приглашает предпринимателей, собственников коммерческой недвижимости и инвесторов Мурманска на бизнес-встречу «Новые возможности роста в продуктовом ритейле» (18+). В ходе мероприятия эксперты сети подробно расскажут, как открыть собственный магазин «Пятёрочка» без опыта в ритейле и какие преимущества предоставляет...подробнее
В Мурманской области расширен перечень должностей сотрудников региональной полиции, которые имеют право на получение доплат. Так, начиная с 1 сентября получать выплаты могут участковые уполномоченные полиции, а также младший начальствующий состав Мурманского линейного отдела МВД России на транспорте. Ежемесячные доплаты коснутся более чем 500 сотрудников полиции,...подробнее
В краеведческом музее готовится постоянная экспозиция, посвящённая специальной военной операции. Об этом следует из данных портала Госзакупок. Услуги по созданию дизайн-проекта постоянной экспозиции, посвященной СВО, подготовке файлов к печати, а также по «проектированию нестандартного экспозиционного оборудования» оценили в 600 тысяч рублей. Указанные работы...подробнее
Жительница Оленегорска пожаловалась, что её выписали из роддома вместе с новорожденным, однако губернаторского подарка она не получила. В региональном центре соцподдержки пообещали вопрос решить. «Завтра будут вручены подарки всем, кому ранее не удалось их передать», – указали там. Тех, кто столкнулся с подобной ситуацией, в ведомстве просят сообщать по...подробнее
Такой вывод можно сделать из ответа администрации областного центра на запрос информагентства СеверПост. Ранее в мэрию поступил вопрос по поводу сноса заброшенного здания бывшего общежития на улице Садовой, 1: ожидается ли на этом месте стройка? Как проинформировали в мэрии, ранее застройщиком было получено разрешение на осуществление земляных работ на установку...подробнее
В ноябре Мурманская областная Дума приступит к работе над проектом регионального бюджета будущего года. Об этом заявил спикер регионального парламента Сергей Дубовой. «Хочу подчеркнуть, что поддерживаю мнение спикера Госдумы Вячеслава Володина о том, что в этой работе недопустимы популизм и демагогия – они разрушительны. Решения, не подкрепленные...подробнее
На 90-м году жизни не стало легенды кинематографа Роберта Рэдфорда. Причиной его смерти послужило заболевание сердца, сообщил его представитель. Голливудский актер известен участием в фильмах «Непристойное предложение», «Афера», «Шпионские игры», «Великий Гэтсби». Кроме того, за свою режиссерскую работу - картину...подробнее
В Мурманской области услуги ремонта и монтажа бьют рекорды по спросу. Так, монтаж водоснабжения под ключ показал прирост в 567%. Работа электрика стала востребованнее на 113%, а услуги сантехников – на 72%. Спрос на услуги бригад, которые выполняют ремонт квартир и домов под ключ, в областном центре увеличился на 16% по сравнению с весной. Примерно такую...подробнее
Сезонные изменения могут вызвать не только депрессию у домашнего питомца, но и обострения хронических заболеваний, опасных для его жизни и здоровья. Об этом СеверПост рассказал ветеринар Мурманской областной станции по борьбе с болезнями животных Леонид Зайцев. «Депрессии у животных описаны, как частично реальные, но в связи с сезонными изменениями температуры,...подробнее
В Мурманске на улице Домостроительной будут введены временные ограничения движения всех видов транспортных средств.Как сообщили в горадминистрации, нельзя будет проехать в районе дома №5 на 1/2 проезжей части в южном направлении с 8 часов 18 сентября до 17 часов 22 сентября 2025.Также ограничение будет действовать в районе дома №5 на 1/2 проезжей части в северном направлении с...подробнее
В областном центре стартовал конкурс профессионального мастерства педагогов «Учитель города Мурманска – 2025». Об этом сообщил врио главы заполярной столицы Иван Лебедев. По словам градоначальника, конкурс проводится уже в 29-й раз. Уточняется, что за звание «Учитель города» поборются 27 педагогов из 17 школ — учителя начальных классов,...подробнее
Теплоход «Клавдия Еланская» 16 сентября отправляется в первый рейс после планового ремонта, сообщил региональный Минтранс. «После ремонтных работ проведены швартовные и ходовые испытания судна, получены свидетельства Морского судового регистра», - добавили в министерстве. Постамент «Пушки» восстановят в прежнем виде 16 09...подробнее
Получить ценные финансовые советы, познакомиться со специальной кассовой техникой, научиться отличать подлинные банкноты от фальшивых. Такое станет возможным в рамках Дня открытых дверей (0+), который состоится 27 сентября во всех отделениях Центрального банка РФ.В Мурманске гостей приглашают по адресу: Профсоюзов, 11, сообщают организаторы. Как отмечается, посетители...подробнее
В Заполярном местные жители жалуются на огромную свалку мусора. Она образовалась в районе улицы Привокзальной.На свалке северяне обнаружили строительные отходы и старые автомобильные покрышки. В Мурмашах огонь повредил четыре гаража и опоры линии электропередачи 16 09 2025 Напомним, в Мурманской области ищут 73-летнюю...подробнее
Энергетики АО «МОЭСК» обеспечили надежное и бесперебойное электроснабжение 49 избирательных участков в Мурманской области, подключенных к сетям компании. Для этого был реализован комплекс мер, включая формирование аварийного запаса материалов, обеспечение готовности бригад и техники, а также отмену плановых работ на линиях электропередачи. В рамках подготовки к...подробнее
Начинают сказываться результаты Путинского импортозамещения, о чём он с треском провозвестил 5 лет назад.
Дядя-вы больной ? Какие на секретном военном объекте могут быть импортные изделия?
На секретном объекте все должно быть надежным, а не отечественным.
Моряки были бы живы, не будь "осложнения отношений" вызванного Крымом. Бумеранг вернулся через 5 лет.