14 офицеров-гидронавтов могли эвакуироваться на лодку-носитель, но вместо этого до конца боролись за живучесть глубоководной станции АС-31.
Подводники, по данным участников расследования, до последнего боролись за живучесть станции, израсходовав на тушение очагов пожара все имеющиеся на борту средства.
Погибли гидронавты от взрыва аккумуляторной батареи, когда им на помощь уже пришли члены сменного экипажа, пишет «КоммерсантЪ».
По данным близкого к расследованию катастрофы источника, вечером 1 июля гидронавты завершали контрольный выход АС-31 перед предстоящим выполнением боевого задания.
Тремя днями ранее атомная лодка-носитель «Подмосковье» доставила пристыкованную к ней станцию на полигон Северного флота в Мотовском заливе Баренцева моря.
Там два сменных экипажа АС-31 проверяли работу устройств и механизмов глубоководного аппарата после планового техобслуживания.
По окончании контрольного выхода лодка-носитель вместе с АС-31 должны были вернуться на базу, но во время стыковки станции с лодкой-носителем на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым.
«За 20 лет службы на разного типа подводных кораблях я горел три раза, но при этом ни разу не видел открытого огня»,— пояснил один из собеседников издания.
По его словам, пожара в привычном смысле этого слова на подводных лодках не бывает, поскольку конструкция и отделка отсеков лодок выполнена из негорючих материалов, а механизмы окрашиваются негорючей краской.
Пожар на лодках проявляется чаще и прежде всего не огнем, а дымом, и бороться с пожаром в отсеке приходится практически на ощупь.
Возможно, проблемы возникли в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, и даже небольшой дефект кабелей, по мнению специалиста, мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.
Источники «Коммерсанта» пояснили, что произошедшая авария, во всяком случае, в начальной её стадии, не представляла большой опасности для экипажа.
Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Каждый из членов экипажа имел при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее ему продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.
Однако действующее в военно-морском флоте «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте.
Оставление горящего отсека без приказа влечёт за собой уголовную ответственность.
Как пояснили собеседники издания, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, и гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.
Как только командиру доложили, что в аккумуляторном отсеке появился дым, он доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту АС-31 пожар (на подводной лодке любое появление дыма сразу объявляется пожаром), приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.
Борт покинуло шесть человек, а на станции осталось десять офицеров-гидронавтов, которые продолжили борьбу за живучесть корабля.
По данным источников, командиром экипажа был капитан первого ранга Константин Сомов, а старшим на борту — капитан первого ранга Денис Долонский.
Их действия, по мнению специалистов, восстановить в точности уже не удастся, поскольку все десять погибли.
Состоявшийся уже после доставки АС-31 на базу осмотр станции показал, что в борьбе за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения.
Пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых ёмкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).
Кроме того, через 40 минут работы на аварийной станции офицеры «издышали», как говорят собеседники издания, все изолирующие дыхательные средства.
После того, как закончились запасы портативных дыхательных устройств, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.
Только когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.
В команде, как следовало из их сообщения, были пострадавшие — несмотря на все средства защиты, люди надышались продуктами горения.
Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа.
Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, опять же неизвестно, поскольку спастись никому не удалось.
Скорее всего, в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв.
Уже в доке, разбираясь с инцидентом, эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея.
Как пояснили «Коммерсанту» близкие к техническому расследованию специалисты, взрыв был очень мощным. Аккумулятор, очевидно, стал и источником нарастающего объемного горения.
Чтобы выяснить причину воспламенения и взрыва батареи, проводятся десятки экспертиз.
Как поясняют специалисты, комиссией рассматриваются три традиционные в расследовании любой техногенной катастрофы версии — отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.
Было установлено, что глубоководные станции типа АС-31 долгое время комплектовались серебряно-цинковыми аккумуляторами, которые производились на Украине.
После осложнения отношений с этой страной аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи.
В качестве производителя и поставщика аккумуляторов для глубоководных аппаратов было выбран петербургский завод ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель».
Как сказано на сайте компании, «Ригель», основанный в 1897 году, является старейшим профильным предприятием в России, которое сегодня выступает «передовым разработчиком и производителем аккумуляторов», используемых в том числе для нужд глубоководного флота.
Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты обнаружили помимо прочего сертификаты, свидетельствующие о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность.
Сейчас выясняется, кто и каким образом испытывал изделия, и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Представители завода, к которым «КоммерсантЪ» обратился за разъяснениями, от комментариев воздержались.
Между тем, по мнению специалистов, к трагедии могли привести не только конструктивные или технологические дефекты аккумуляторов, но и экстремальные режимы работы батареи.
Так, например, оплавление изоляции токоведущих шин и возникающие в связи с этим короткие замыкания в сети могли вызвать непредсказуемые сбои в энергосистеме станции и регулирующей её автоматике.
Нельзя исключать, что именно короткие замыкания привели к перезаряду батареи или подаче на её клеммы токов с нештатными параметрами. Отмечается также, что в истории подводного флота ещё не было случаев подачи фреона в отсек с литий-ионными батареями.
До сих пор с помощью системы ЛОХ тушили только объёмные пожары в отсеках, а случаев возгорания серебряно-цинковых аккумуляторов вообще не было.
Наконец, некоторые участники расследования вообще сомневаются в том, что химические реакции в литий-ионных элементах вызвали столь значительный взрыв.
Собеседники утверждают, что хотя террористическая версия трагедии и не рассматривается специалистами в качестве приоритетной, несколько предоставленных «Ригелем» для испытаний аккумуляторов уже были взорваны на полигоне тротиловыми шашками.
Теперь экспертам предстоит сравнить обломки изделий, разрушенных на тестах и в реальной жизни.
Напомним, 1 июля пожар на глубоководной станции АС-31 «Лошарик» привёл к гибели 14 морских офицеров.
Читайте также на СеверПост: В отношении инструктора пропавших дайверов возбуждено уголовное дело
Житель Мурманска 1987 года рождения признан виновным в побоях и незаконном проникновении в жилище. «Следствием и судом установлено, что 23 марта 2025 года осужденный, проживающий в одном из домов по проспекту Кольскому в Мурманске, находясь в состоянии алкогольного опьянения, после обоснованных претензий со стороны своих пожилых соседей о залитии их квартиры...подробнее
Глава Минтруда Антон Котяков сообщил, что на сегодняшний день число многодетных семей в России составляет 2,8 миллиона. «Сегодня в нашей стране уже 2,8 миллиона многодетных семей, из них в реестре (многодетных семей - ред.) уже 2,1 миллиона. Мы его наполняем», - сказал Котяков на совещании по социальным вопросам, пишет РИА Новости. В России...подробнее
14 июля в 06.46 поступило сообщение о возгорании в жилом пятиэтажном доме на улице Баштыркова, 9 в Ковдоре. На месте происшествия работал дежурный караул ПЧ-68 Кандалакшского филиала ГПС Управления по ГОЧС и ПБ Мурманской области - 5 человека личного состава, пожарная автоцистерна и пожарная автолестница. В 07.57 возгорание, в результате которого в однокомнатной квартире на...подробнее
Региональному управлению Роспотребназдора пришлось через суд запрещать продажу табачной и никотинсодержащей продукции магазину, который располагался неподалёку от мурманской школы.18 октября 2024 года в Управление из Министерства развития Арктики и экономики Мурманской области поступило обращение гражданина. Факт продажи табачной продукции он подтвердил чеком. Согласно...подробнее
Завершён суд по уголовному делу в отношении 29-летней жительницы Островного, обвиняемой в хищении чужого имущества путём обмана, совершённое с использованием своего служебного положения в особо крупном размере. «С сентября 2024 по январь 2025 года подсудимая, являясь начальником отделения почтовой связи в ЗАТО г. Островной, незаконно провела более 20 безналичных...подробнее
В отдел полиции Ковдора с заявлением о мошенничестве обратилась местная жительница 1971 года рождения. Заявительница стала жертвой преступления, связанного с мошенничеством в сфере информационных технологий. Сотрудники полиции опросили ковдорчанку и выяснили, что н «На одном из интернет-ресурсов она нашла предложение заработать на инвестиционной площадке. Информация...подробнее
Инфляция в России в июне вновь начала замедляться после небольшого ускорения в мае. По данным Росстата, рост цен в прошлом месяце составил 0,2%, что почти вдвое ниже майского показателя в 0,43%. С января по апрель инфляция планомерно снижалась – с 1,23 до 0,4%. В годовом выражении рост цен также замедлился – до 9,4% в июне после 9,88% в мае и 10,23% в апреле. В...подробнее
Первым музыкальным хедлайнером Gastro Industry Fest 2025 в Никеле (0+) будет российская рок-группа «7Б». «Готовьтесь к мощному живому звуку и мурашкам от песен, которые мы все знаем наизусть. Уже 30 августа хором споём «Молодые ветра» и «Некрещёную луну», - написали организаторы. «Дрифт – это жизнь между рулем и...подробнее
Вечером 13 июня на пляже «Арктический берег» у Прибрежной дороги северяне заметили явно нетрезвого мужчину. Мужчина сел в машину марки Renault Logan, но, как показали дальнейшие события, не для того, чтобы там посидеть. Он отправился в город. Проехать водителю удалось лишь до выезда на Прибрежную дорогу. Там его «приняли» сотрудники...подробнее
13 июля в районе мыса Дежнёва атомный ледокол «Вайгач» ФГУП «Атомфлот» завершил первую в этом году проводку каравана судов на восток: два танкера доставят в бухту Лаврентия дизельное и авиационное топливо. Данный рейс открыл программу северного завоза в отдалённые районы страны с ограниченными сроками завоза грузов в рамках реализуемого пилотного...подробнее
В министерстве здравоохранения Мурманской области объяснили, почему задерживаются выплаты студентам-целевикам Кольского медицинского колледжа. «В настоящее время производится перераспределение средств на выплаты стипендии студентам, получающим среднее медицинское образование. Ориентировочный срок поступления средств - до 25.07.2025, - рассказали СеверПост в ведомстве. -...подробнее
В Кольском медицинском колледже сначала попросили перезвонить, а потом отказались оперативно комментировать ситуацию с задержкой выплат студентам-целевикам. Исполняющая обязанности директора Мария Комарова в телефонном разговоре с журналистом СеверПост отказалась оперативно прояснить ситуацию, потребовав официальный письменный запрос. Ранее студенты-целевики, обучающиеся в...подробнее
11 июля около 13.24 на 77 км автодороги Пиренга - Ковдор 38-летний местный житель на Jeep Grand Cherokee неверно выбрал скорость движения и, потеряв контроль, съехал под откос, в результате чего получил травмы, с которыми доставлен в медицинское учреждение. 12 июля в Мурманске около 00.38 на регулируемом перекрёстке улиц Челюскинцев и Карла Либкнехта водитель 1988 года...подробнее
В апатитскую полицию поступило сообщение от сотрудника сетевого магазина цифровой техники о краже веб-камеры и компьютерной мыши стоимостью около 4 тысяч рублей. Сотрудники полиции просмотрели камеры видеонаблюдения, установленные в помещение торгового зала. В результате был установлен и доставлен в отдел полиции для дальнейшего разбирательства 30-летний местный житель,...подробнее
На прошедших выходных поздним вечером сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии оперативно пресекли дебош в одном из местных санаториев и задержали агрессивного мужчину. Инцидент произошёл около 22.00 часов. «35-летний житель Апатитов, находясь в помещении санатория, громко выражался нецензурной бранью в адрес персонала и, не реагируя на замечания, устроил драку с...подробнее
Начинают сказываться результаты Путинского импортозамещения, о чём он с треском провозвестил 5 лет назад.
Дядя-вы больной ? Какие на секретном военном объекте могут быть импортные изделия?
На секретном объекте все должно быть надежным, а не отечественным.
Моряки были бы живы, не будь "осложнения отношений" вызванного Крымом. Бумеранг вернулся через 5 лет.