14 офицеров-гидронавтов могли эвакуироваться на лодку-носитель, но вместо этого до конца боролись за живучесть глубоководной станции АС-31.
Подводники, по данным участников расследования, до последнего боролись за живучесть станции, израсходовав на тушение очагов пожара все имеющиеся на борту средства.
Погибли гидронавты от взрыва аккумуляторной батареи, когда им на помощь уже пришли члены сменного экипажа, пишет «КоммерсантЪ».
По данным близкого к расследованию катастрофы источника, вечером 1 июля гидронавты завершали контрольный выход АС-31 перед предстоящим выполнением боевого задания.
Тремя днями ранее атомная лодка-носитель «Подмосковье» доставила пристыкованную к ней станцию на полигон Северного флота в Мотовском заливе Баренцева моря.
Там два сменных экипажа АС-31 проверяли работу устройств и механизмов глубоководного аппарата после планового техобслуживания.
По окончании контрольного выхода лодка-носитель вместе с АС-31 должны были вернуться на базу, но во время стыковки станции с лодкой-носителем на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым.
«За 20 лет службы на разного типа подводных кораблях я горел три раза, но при этом ни разу не видел открытого огня»,— пояснил один из собеседников издания.
По его словам, пожара в привычном смысле этого слова на подводных лодках не бывает, поскольку конструкция и отделка отсеков лодок выполнена из негорючих материалов, а механизмы окрашиваются негорючей краской.
Пожар на лодках проявляется чаще и прежде всего не огнем, а дымом, и бороться с пожаром в отсеке приходится практически на ощупь.
Возможно, проблемы возникли в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, и даже небольшой дефект кабелей, по мнению специалиста, мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.
Источники «Коммерсанта» пояснили, что произошедшая авария, во всяком случае, в начальной её стадии, не представляла большой опасности для экипажа.
Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Каждый из членов экипажа имел при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее ему продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.
Однако действующее в военно-морском флоте «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте.
Оставление горящего отсека без приказа влечёт за собой уголовную ответственность.
Как пояснили собеседники издания, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, и гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.
Как только командиру доложили, что в аккумуляторном отсеке появился дым, он доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту АС-31 пожар (на подводной лодке любое появление дыма сразу объявляется пожаром), приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.
Борт покинуло шесть человек, а на станции осталось десять офицеров-гидронавтов, которые продолжили борьбу за живучесть корабля.
По данным источников, командиром экипажа был капитан первого ранга Константин Сомов, а старшим на борту — капитан первого ранга Денис Долонский.
Их действия, по мнению специалистов, восстановить в точности уже не удастся, поскольку все десять погибли.
Состоявшийся уже после доставки АС-31 на базу осмотр станции показал, что в борьбе за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения.
Пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых ёмкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).
Кроме того, через 40 минут работы на аварийной станции офицеры «издышали», как говорят собеседники издания, все изолирующие дыхательные средства.
После того, как закончились запасы портативных дыхательных устройств, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.
Только когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.
В команде, как следовало из их сообщения, были пострадавшие — несмотря на все средства защиты, люди надышались продуктами горения.
Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа.
Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, опять же неизвестно, поскольку спастись никому не удалось.
Скорее всего, в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв.
Уже в доке, разбираясь с инцидентом, эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея.
Как пояснили «Коммерсанту» близкие к техническому расследованию специалисты, взрыв был очень мощным. Аккумулятор, очевидно, стал и источником нарастающего объемного горения.
Чтобы выяснить причину воспламенения и взрыва батареи, проводятся десятки экспертиз.
Как поясняют специалисты, комиссией рассматриваются три традиционные в расследовании любой техногенной катастрофы версии — отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.
Было установлено, что глубоководные станции типа АС-31 долгое время комплектовались серебряно-цинковыми аккумуляторами, которые производились на Украине.
После осложнения отношений с этой страной аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи.
В качестве производителя и поставщика аккумуляторов для глубоководных аппаратов было выбран петербургский завод ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель».
Как сказано на сайте компании, «Ригель», основанный в 1897 году, является старейшим профильным предприятием в России, которое сегодня выступает «передовым разработчиком и производителем аккумуляторов», используемых в том числе для нужд глубоководного флота.
Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты обнаружили помимо прочего сертификаты, свидетельствующие о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность.
Сейчас выясняется, кто и каким образом испытывал изделия, и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Представители завода, к которым «КоммерсантЪ» обратился за разъяснениями, от комментариев воздержались.
Между тем, по мнению специалистов, к трагедии могли привести не только конструктивные или технологические дефекты аккумуляторов, но и экстремальные режимы работы батареи.
Так, например, оплавление изоляции токоведущих шин и возникающие в связи с этим короткие замыкания в сети могли вызвать непредсказуемые сбои в энергосистеме станции и регулирующей её автоматике.
Нельзя исключать, что именно короткие замыкания привели к перезаряду батареи или подаче на её клеммы токов с нештатными параметрами. Отмечается также, что в истории подводного флота ещё не было случаев подачи фреона в отсек с литий-ионными батареями.
До сих пор с помощью системы ЛОХ тушили только объёмные пожары в отсеках, а случаев возгорания серебряно-цинковых аккумуляторов вообще не было.
Наконец, некоторые участники расследования вообще сомневаются в том, что химические реакции в литий-ионных элементах вызвали столь значительный взрыв.
Собеседники утверждают, что хотя террористическая версия трагедии и не рассматривается специалистами в качестве приоритетной, несколько предоставленных «Ригелем» для испытаний аккумуляторов уже были взорваны на полигоне тротиловыми шашками.
Теперь экспертам предстоит сравнить обломки изделий, разрушенных на тестах и в реальной жизни.
Напомним, 1 июля пожар на глубоководной станции АС-31 «Лошарик» привёл к гибели 14 морских офицеров.
Читайте также на СеверПост: В отношении инструктора пропавших дайверов возбуждено уголовное дело
Последствия снегопада в Мурманске планируется устранить в срок до понедельника. Об этом сообщил глава города Юрий Сердечкин.«В ночь было задействовано 59 единиц техники. По состоянию на 11 часов очищена от снега и обработана 371 лестница из 413 имеющихся (89%), 1400 квадратных метров тротуаров, 17 светофоров и 113 дорожных знаков. На площадку временного складирования...подробнее
В Апатитах на улице Фестивальная произошла авария с участием трёх автомобилей. По предварительным данным, водитель Opel при повороте налево не уступил дорогу встречному автомобилю Renault Duster. В результате столкновения виновника отбросило на сзади остановившийся автомобиль. Пассажирке Renault, не пристёгнутой ремнем безопасности, была оказана медицинская...подробнее
В Коле пассажиры автобусного маршрута №111 Мурманск - Мишуково вынуждены ждать транспорт по 50 минут на улице. На это посетовали северяне.«Рейсы постоянно опаздывают. В Коле людям приходится стоять по 50 минут, дети плачут от холода. Остановка холодная старая», - написали жители Колы.В региональном Минтрансе в ответ на жалобу заявили, что по промежуточным...подробнее
На Центральной площади в Кировске 1 декабря состоится торжественное открытие городской новогодней ёлки (0+). Как сообщили в администрации города, мероприятие начнется в 16 часов.«Приглашаем детей и родителей вместе зажечь новогодние огни на ёлке в компании Деда Мороза и поучаствовать в подвижных играх вместе со сказочными героями», - говорится в сообщении...подробнее
В областном центре задержали подозреваемого в совершении серии краж. Как сообщили в региональном УМВД, в полицию поступило сообщение от руководителя сетевого супермаркета о хищении мобильного телефона стоимостью более 19 тысяч рублей. «В ходе просмотра записей с камер видеонаблюдения, установленных в торговом зале, отчетливо видно, как неизвестный мужчина вошел в...подробнее
В областном центре дерево упало на припаркованный автомобиль. Об этом рассказали местные жители. По их словам в паблике «Мурманск ДТП ЧП», инцидент произошел во дворе на улице Свердлова, 26/2. Проезд по «федералке» в районе Мончегорске закрыли до утра 22 11 2024 Напомним, «Лыжную стрелу» из Москвы в Апатиты запустят...подробнее
Рейс EO-733 авиакомпании «Икар» совместно с авиакомпанией «Северный ветер» Казань - Мурманск задерживают на 17 часов.Самолет должен был приземлиться в аэропорту Мурмаши в 04.00 субботы. Об этом говорится на сайте главной воздушной гавани Заполярья.Согласно расписанию, рейс прилетит 23 ноября в 21.35.«Отправление рейса EO-734 по маршруту...подробнее
Проезд по автомобильной дороге Заполярный - Сальмиярви с 0 по 23 км закрыли накануне с 23.30. Об этом сообщил Мурманскавтодор.Как уточнили в транспортном предприятии, это связано с ухудшением погодных условий. На дороге наблюдаются метель и отсутствие видимости. В Видяево введут режим повышенной готовности 22 11 2024 Напомним, по дороге в Снежногорск в...подробнее
23 ноября погоду в Мурманской области будет определять активный циклон, сместившийся через Кольский полуостров на юго-запад Баренцева моря, сообщает Мурманское УГМС.По региону ожидается облачная погода, сильный порывистый ветер, местами снег, температура воздуха -1-6° в течение суток. Гололедица. В Мурманске выпало 103% месячной нормы снега 22 11...подробнее
В Мурманске подвели итоги II Международного театрального фестиваля «Арктическая сцена». Гран-при получил спектакль Мурманского областного драматического театра «Зойкина квартира» по пьесе Михаила Булгакова, постановка которого принадлежит режиссеру Николаю Гадомскому. Диплом «За лучшие костюмы» вручили художнику по...подробнее
В рамках рабочей поездки делегации Мурманской области в Белоруссию состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и председателя Минского городского исполнительного комитета Владимира Кухарева. Стороны обсудили итоги совместной работы и планы на будущее. Глава региона подчеркнул, что взаимоотношения сторон стабильно развиваются и укрепляются, прежние договоренности...подробнее
Днём в пятницу на 24 км автодороги Мишуково-Снежногорск автомобиль Renault Duster съехал в кювет и опрокинулся на крышу.В результате ДТП один человек погиб, ещё двое пострадали, сообщили в региональном Управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.На месте происшествия дежурным караулом отдельного поста 20 пожарной части Кольского...подробнее
В пятницу вечером сгорела деревянная бытовка на Кильдинском шоссе, д. 1/2 в Кильдинстрое. На месте происшествия работали дежурные караулы 22 пожарной части и её отдельного поста Кольского филиала ГПС Управления по ГОЧС и ПБ Мурманской области.В результате пожара огнём изнутри повреждено строение и бытовые вещи на общей площади 6 квадратных метров. Медведица с...подробнее
Проезд для легковых машин по федеральной автодороге Р-21 Кола с 1190 км по 1260 км, от поворота на Кольскую АЭС до Мончегорска, открыт. Об этом сообщили в Главном управлении МЧС России по Мурманской области. В Хибинах открыли горнолыжный сезон 22 11 2024 Напомним, ранее сообщалось, что дорогу перекрыли до 6...подробнее
Мурманский зооволонтёр Наталья Раевская помогла птице поганке, которую нашли в Гаджиево. «Поганки бывают разные, четко соответствуют названию и олицетворяют собой пословицу «не все то золото, что блестит». Считается, что название это произошло от «поганого» вкуса их мяса, отдающего рыбой. Мы, в реабилитации, назвали бы и покруче. У них не...подробнее
Начинают сказываться результаты Путинского импортозамещения, о чём он с треском провозвестил 5 лет назад.
Дядя-вы больной ? Какие на секретном военном объекте могут быть импортные изделия?
На секретном объекте все должно быть надежным, а не отечественным.
Моряки были бы живы, не будь "осложнения отношений" вызванного Крымом. Бумеранг вернулся через 5 лет.