Фото:topcor.ru
14 офицеров-гидронавтов могли эвакуироваться на лодку-носитель, но вместо этого до конца боролись за живучесть глубоководной станции АС-31.
Подводники, по данным участников расследования, до последнего боролись за живучесть станции, израсходовав на тушение очагов пожара все имеющиеся на борту средства.
Погибли гидронавты от взрыва аккумуляторной батареи, когда им на помощь уже пришли члены сменного экипажа, пишет «КоммерсантЪ».
По данным близкого к расследованию катастрофы источника, вечером 1 июля гидронавты завершали контрольный выход АС-31 перед предстоящим выполнением боевого задания.
Тремя днями ранее атомная лодка-носитель «Подмосковье» доставила пристыкованную к ней станцию на полигон Северного флота в Мотовском заливе Баренцева моря.
Там два сменных экипажа АС-31 проверяли работу устройств и механизмов глубоководного аппарата после планового техобслуживания.
По окончании контрольного выхода лодка-носитель вместе с АС-31 должны были вернуться на базу, но во время стыковки станции с лодкой-носителем на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым.
«За 20 лет службы на разного типа подводных кораблях я горел три раза, но при этом ни разу не видел открытого огня»,— пояснил один из собеседников издания.
По его словам, пожара в привычном смысле этого слова на подводных лодках не бывает, поскольку конструкция и отделка отсеков лодок выполнена из негорючих материалов, а механизмы окрашиваются негорючей краской.
Пожар на лодках проявляется чаще и прежде всего не огнем, а дымом, и бороться с пожаром в отсеке приходится практически на ощупь.
Возможно, проблемы возникли в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, и даже небольшой дефект кабелей, по мнению специалиста, мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.
Источники «Коммерсанта» пояснили, что произошедшая авария, во всяком случае, в начальной её стадии, не представляла большой опасности для экипажа.
Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Каждый из членов экипажа имел при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее ему продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.
Однако действующее в военно-морском флоте «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте.
Оставление горящего отсека без приказа влечёт за собой уголовную ответственность.
Как пояснили собеседники издания, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, и гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.
Как только командиру доложили, что в аккумуляторном отсеке появился дым, он доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту АС-31 пожар (на подводной лодке любое появление дыма сразу объявляется пожаром), приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.
Борт покинуло шесть человек, а на станции осталось десять офицеров-гидронавтов, которые продолжили борьбу за живучесть корабля.
По данным источников, командиром экипажа был капитан первого ранга Константин Сомов, а старшим на борту — капитан первого ранга Денис Долонский.
Их действия, по мнению специалистов, восстановить в точности уже не удастся, поскольку все десять погибли.
Состоявшийся уже после доставки АС-31 на базу осмотр станции показал, что в борьбе за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения.
Пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых ёмкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).
Кроме того, через 40 минут работы на аварийной станции офицеры «издышали», как говорят собеседники издания, все изолирующие дыхательные средства.
После того, как закончились запасы портативных дыхательных устройств, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.
Только когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.
В команде, как следовало из их сообщения, были пострадавшие — несмотря на все средства защиты, люди надышались продуктами горения.
Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа.
Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, опять же неизвестно, поскольку спастись никому не удалось.
Скорее всего, в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв.
Уже в доке, разбираясь с инцидентом, эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея.
Как пояснили «Коммерсанту» близкие к техническому расследованию специалисты, взрыв был очень мощным. Аккумулятор, очевидно, стал и источником нарастающего объемного горения.
Чтобы выяснить причину воспламенения и взрыва батареи, проводятся десятки экспертиз.
Как поясняют специалисты, комиссией рассматриваются три традиционные в расследовании любой техногенной катастрофы версии — отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.
Было установлено, что глубоководные станции типа АС-31 долгое время комплектовались серебряно-цинковыми аккумуляторами, которые производились на Украине.
После осложнения отношений с этой страной аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи.
В качестве производителя и поставщика аккумуляторов для глубоководных аппаратов было выбран петербургский завод ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель».
Как сказано на сайте компании, «Ригель», основанный в 1897 году, является старейшим профильным предприятием в России, которое сегодня выступает «передовым разработчиком и производителем аккумуляторов», используемых в том числе для нужд глубоководного флота.
Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты обнаружили помимо прочего сертификаты, свидетельствующие о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность.
Сейчас выясняется, кто и каким образом испытывал изделия, и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Представители завода, к которым «КоммерсантЪ» обратился за разъяснениями, от комментариев воздержались.
Между тем, по мнению специалистов, к трагедии могли привести не только конструктивные или технологические дефекты аккумуляторов, но и экстремальные режимы работы батареи.
Так, например, оплавление изоляции токоведущих шин и возникающие в связи с этим короткие замыкания в сети могли вызвать непредсказуемые сбои в энергосистеме станции и регулирующей её автоматике.
Нельзя исключать, что именно короткие замыкания привели к перезаряду батареи или подаче на её клеммы токов с нештатными параметрами. Отмечается также, что в истории подводного флота ещё не было случаев подачи фреона в отсек с литий-ионными батареями.
До сих пор с помощью системы ЛОХ тушили только объёмные пожары в отсеках, а случаев возгорания серебряно-цинковых аккумуляторов вообще не было.
Наконец, некоторые участники расследования вообще сомневаются в том, что химические реакции в литий-ионных элементах вызвали столь значительный взрыв.
Собеседники утверждают, что хотя террористическая версия трагедии и не рассматривается специалистами в качестве приоритетной, несколько предоставленных «Ригелем» для испытаний аккумуляторов уже были взорваны на полигоне тротиловыми шашками.
Теперь экспертам предстоит сравнить обломки изделий, разрушенных на тестах и в реальной жизни.
Напомним, 1 июля пожар на глубоководной станции АС-31 «Лошарик» привёл к гибели 14 морских офицеров.
Читайте также на СеверПост: В отношении инструктора пропавших дайверов возбуждено уголовное дело
1 ноября неизвестный взломал сервера Мурманэнергосбыта. Неустановленное лицо заблокировало файлы на серверах АО «МЭС», желая завладеть 9,5 млн рублей. Об этом сообщает адвокатское бюро «Панфилов и партнёры». По факту взлома серверов компании возбуждено уголовное дело в отношении неустановленного лица. В его действиях «усматриваются признаки...подробнее
В Мурманской области на одного участкового полицейского приходится 4 600 жителей (данные 2024 года). Это в полтора раза больше нормы. Кстати, это не так много, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на одного участкового приходится 8,5 и 8,2 тысячи жителей соответственно. Больше всего участковых на Чукотке. Там на одного работника приходится 889,4...подробнее
Компания НОВАТЭК получила положительное заключение на проектную документацию по строительству терминала на берегу Кольского залива. Терминал предназначен для приёма и отгрузки сырья с морских судов дедвейтом до 150 тыс. т и длиной до 277 м (танкеры типоразмера Aframax и Suezmax). Грузооборот составит 5,823 млн тонн в год. На объекте будет проводиться перевалка стабильного...подробнее
Лыжница Вероника Степанова предложила сдвинуть на 2-3 недели начало лыжного сезона в России, и проводить первые гонки в середине декабря. «Как насчёт прекратить делать вид, что на дворе все еще ±1985 год и поменять все расписание лыжных соревнований? В мире, у нас - везде. 40 лет назад, я так понимаю, тренироваться и даже соревноваться можно было в ноябре чуть ли...подробнее
В Мурманске на будущей неделе ожидается тёплая погода. Днём до +4°, ночью — до +3°. Кроме всю неделю, кроме вторника, прогнозируются дожди. По долгосрочному прогнозу до 11 ноября в Мурманске ожидается плюсовая погода и ночью, и днём. Про темень на трассе Кировск — Апатиты написали ресурсы Собчак 02 11 2025 Напомним, Мурманской области прогнозируют...подробнее
На трассе Кировск — Апатиты нет фонарей, водителям приходится ездить в полной темноте, жалуются местные жители. Северяне пишут, что чиновники не хотят устанавливать освещение, ссылаясь на то, что трасса не относится ни к одному из городов. «Поездка по этой трассе превращается в русскую рулетку. Мы буквально едем «на ощупь», в кромешной тьме, где...подробнее
В России появится ещё один профессиональный праздник — День сварщика. Он будет отмечаться в последнюю пятницу мая. Об этом сообщает правительство России. В Мончегорске сократили практически половину работников объединённых детсадов 02 11 2025 Напомним, в Росте с рельсов сошли вагоны грузового...подробнее
Размер неустойки за некачественно выполненные работы не может превышать их стоимости, в то время как за товары ненадлежащего качества он может в несколько раз превосходить его стоимость. Почему так происходит СеверПост разъяснял председатель Общества защиты прав потребителей Мурманской области Андрей Бутылин. Стоимость неустойки при некачественно выполненных ремонтных...подробнее
Почти половина сокращённых работников детсадов в Мончегорске уйдёт на пенсию, сообщил глава города Андрей Рудаков. При этом, как указывает мэр, это произойдёт «на максимально выгодных условиях, со всеми положенными выплатами». «Остальным администрация Мончегорска и Управление образования при содействии Службы занятости предложат новое место работы,...подробнее
К полицейским Оленегорска с заявлением обратилась 42-летняя горожанка. Женщина сообщила, что у нее пропал мобильный телефон стоимостью около 18 тысяч рублей. Об этом сообщает пресс-служба УМВД России по Мурманской области. «В ходе проведенной проверки сотрудники полиции восстановили хронологию событий. Инцидент произошел в квартире заявительницы на улице...подробнее
Председатель СК России Александр Бастрыкин дал указание возбудить уголовное дело в связи с обращением о нарушении прав жителей Мончегорска. О ситуации главе СК в комментариях на его странице ВКонтакте сообщила местная жительница. «В целях оптимизации системы дошкольного образования принято решение о закрытии детских садов и отчислении воспитанников. В результате...подробнее
О завершении творческого процесса сообщили в мурманском центре развития кинопроизводства. Группа молодых кинематографистов из Санкт-Петербурга и Москвы снимала сцены фильма в ДК им.Кирова, музее Северного флота, ДК Моряков, на морвокзале и на мурманских улицах. Творческая команда воссоздавала детали визита в Мурманск в 1963 году кубинского лидера. «Режиссёр Алена...подробнее
В Мурманске задержали 22-летнего жителя областного центра, подозреваемого в незаконном обороте синтетических наркотиков, сообщает пресс-служба УМВД России по Мурманской области. Как уточняется, соответствующие мероприятия проводились в вечернее время. «Полицейские зафиксировали, как молодой человек в лесополосе в районе улицы Планерной производил манипуляции с так...подробнее
В Мурманском областном перинатальном центре за последнюю неделю появилось на свет 42 ребенка. Об этом сообщили в администрации учреждения. Как уточняется, родилось по 21 девочке и 21 мальчику. «Наши поздравления с пополнением!» – написали в группе медучредения ВКонтакте. В перинатальном центре Мурманска временно запретили партнёрские роды 27 09...подробнее
Мурманск и китайский город Ляньюньган могут стать побратимами в конце ноября текущего года. Вопрос об установлении международных связей в повестке дня очередного заседания Горсовета областного центра. Обсуждение темы запланировано на 27 ноября. В Китае представили потенциал Мурманской области 01 11 2025 Напомним, годом ранее прежний глава Мурманска Юрий Сердечкин...подробнее
Начинают сказываться результаты Путинского импортозамещения, о чём он с треском провозвестил 5 лет назад.
Дядя-вы больной ? Какие на секретном военном объекте могут быть импортные изделия?
На секретном объекте все должно быть надежным, а не отечественным.
Моряки были бы живы, не будь "осложнения отношений" вызванного Крымом. Бумеранг вернулся через 5 лет.