14 офицеров-гидронавтов могли эвакуироваться на лодку-носитель, но вместо этого до конца боролись за живучесть глубоководной станции АС-31.
Подводники, по данным участников расследования, до последнего боролись за живучесть станции, израсходовав на тушение очагов пожара все имеющиеся на борту средства.
Погибли гидронавты от взрыва аккумуляторной батареи, когда им на помощь уже пришли члены сменного экипажа, пишет «КоммерсантЪ».
По данным близкого к расследованию катастрофы источника, вечером 1 июля гидронавты завершали контрольный выход АС-31 перед предстоящим выполнением боевого задания.
Тремя днями ранее атомная лодка-носитель «Подмосковье» доставила пристыкованную к ней станцию на полигон Северного флота в Мотовском заливе Баренцева моря.
Там два сменных экипажа АС-31 проверяли работу устройств и механизмов глубоководного аппарата после планового техобслуживания.
По окончании контрольного выхода лодка-носитель вместе с АС-31 должны были вернуться на базу, но во время стыковки станции с лодкой-носителем на борту АС-31 в аккумуляторном отсеке появился дым.
«За 20 лет службы на разного типа подводных кораблях я горел три раза, но при этом ни разу не видел открытого огня»,— пояснил один из собеседников издания.
По его словам, пожара в привычном смысле этого слова на подводных лодках не бывает, поскольку конструкция и отделка отсеков лодок выполнена из негорючих материалов, а механизмы окрашиваются негорючей краской.
Пожар на лодках проявляется чаще и прежде всего не огнем, а дымом, и бороться с пожаром в отсеке приходится практически на ощупь.
Возможно, проблемы возникли в электросистеме АС-31, которая использует токи силой до 1000 ампер, и даже небольшой дефект кабелей, по мнению специалиста, мог привести к их разогреву с последующим оплавлением изоляции.
Источники «Коммерсанта» пояснили, что произошедшая авария, во всяком случае, в начальной её стадии, не представляла большой опасности для экипажа.
Все находившиеся на борту АС-31 люди могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Каждый из членов экипажа имел при себе портативное дыхательное устройство ПДУ-3, позволяющее ему продержаться не менее 20 минут без кислорода даже при очень сильном задымлении.
Однако действующее в военно-морском флоте «Руководство по борьбе за живучесть подводных лодок» предписывает каждому члену экипажа оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте.
Оставление горящего отсека без приказа влечёт за собой уголовную ответственность.
Как пояснили собеседники издания, специальных указаний, касающихся моряков глубоководных аппаратов, в этом документе нет, и гидронавты руководствуются соответствующими инструкциями для подводников.
Как только командиру доложили, что в аккумуляторном отсеке появился дым, он доложил командиру подводной лодки-носителя, что на борту АС-31 пожар (на подводной лодке любое появление дыма сразу объявляется пожаром), приказал проверить дыхательные аппараты и перейти на носитель всем, кто не будет задействован в борьбе за живучесть.
Борт покинуло шесть человек, а на станции осталось десять офицеров-гидронавтов, которые продолжили борьбу за живучесть корабля.
По данным источников, командиром экипажа был капитан первого ранга Константин Сомов, а старшим на борту — капитан первого ранга Денис Долонский.
Их действия, по мнению специалистов, восстановить в точности уже не удастся, поскольку все десять погибли.
Состоявшийся уже после доставки АС-31 на базу осмотр станции показал, что в борьбе за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения.
Пустыми оказались огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых ёмкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).
Кроме того, через 40 минут работы на аварийной станции офицеры «издышали», как говорят собеседники издания, все изолирующие дыхательные средства.
После того, как закончились запасы портативных дыхательных устройств, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты (ШДА), подающие воздух из баллонов воздуха высокого давления.
Только когда некоторые члены экипажа начали терять сознание, командир запросил у командира лодки-носителя разрешения эвакуироваться на носитель.
В команде, как следовало из их сообщения, были пострадавшие — несмотря на все средства защиты, люди надышались продуктами горения.
Чтобы помочь им подняться из АС-31 в носитель, у шлюзового устройства их встречали четверо гидронавтов из второго экипажа.
Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, опять же неизвестно, поскольку спастись никому не удалось.
Скорее всего, в момент подготовки экипажа к эвакуации произошел взрыв.
Уже в доке, разбираясь с инцидентом, эксперты установили, что взорвалась аккумуляторная батарея.
Как пояснили «Коммерсанту» близкие к техническому расследованию специалисты, взрыв был очень мощным. Аккумулятор, очевидно, стал и источником нарастающего объемного горения.
Чтобы выяснить причину воспламенения и взрыва батареи, проводятся десятки экспертиз.
Как поясняют специалисты, комиссией рассматриваются три традиционные в расследовании любой техногенной катастрофы версии — отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.
Было установлено, что глубоководные станции типа АС-31 долгое время комплектовались серебряно-цинковыми аккумуляторами, которые производились на Украине.
После осложнения отношений с этой страной аккумуляторы АС-31, находящейся на гарантийном обслуживании завода-производителя, заменили на российские литий-ионные батареи.
В качестве производителя и поставщика аккумуляторов для глубоководных аппаратов было выбран петербургский завод ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель».
Как сказано на сайте компании, «Ригель», основанный в 1897 году, является старейшим профильным предприятием в России, которое сегодня выступает «передовым разработчиком и производителем аккумуляторов», используемых в том числе для нужд глубоководного флота.
Изучая сопроводительную документацию к продукции «Ригеля», эксперты обнаружили помимо прочего сертификаты, свидетельствующие о том, что переданные флоту батареи прошли испытания на взрывобезопасность.
Сейчас выясняется, кто и каким образом испытывал изделия, и почему при этом не присутствовали представители заказчика — Минобороны. Представители завода, к которым «КоммерсантЪ» обратился за разъяснениями, от комментариев воздержались.
Между тем, по мнению специалистов, к трагедии могли привести не только конструктивные или технологические дефекты аккумуляторов, но и экстремальные режимы работы батареи.
Так, например, оплавление изоляции токоведущих шин и возникающие в связи с этим короткие замыкания в сети могли вызвать непредсказуемые сбои в энергосистеме станции и регулирующей её автоматике.
Нельзя исключать, что именно короткие замыкания привели к перезаряду батареи или подаче на её клеммы токов с нештатными параметрами. Отмечается также, что в истории подводного флота ещё не было случаев подачи фреона в отсек с литий-ионными батареями.
До сих пор с помощью системы ЛОХ тушили только объёмные пожары в отсеках, а случаев возгорания серебряно-цинковых аккумуляторов вообще не было.
Наконец, некоторые участники расследования вообще сомневаются в том, что химические реакции в литий-ионных элементах вызвали столь значительный взрыв.
Собеседники утверждают, что хотя террористическая версия трагедии и не рассматривается специалистами в качестве приоритетной, несколько предоставленных «Ригелем» для испытаний аккумуляторов уже были взорваны на полигоне тротиловыми шашками.
Теперь экспертам предстоит сравнить обломки изделий, разрушенных на тестах и в реальной жизни.
Напомним, 1 июля пожар на глубоководной станции АС-31 «Лошарик» привёл к гибели 14 морских офицеров.
Читайте также на СеверПост: В отношении инструктора пропавших дайверов возбуждено уголовное дело
На сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) начал работу реестр должников по алиментным обязательствам. Для поиска неплательщика обязательно вводить только имя и фамилию. Опционально можно также добавить отчество и дату рождения. Суд в Заполярье лишил семейную пару родительских прав 01 04 2025 Чтобы найти должника именно в Мурманской области нужно выбрать...подробнее
В Новооскольском округе Белгородской области железнодорожный состав наехал на взрывное устройство, заложенное под рельсами. В результате произошел взрыв. Пострадавших нет. Повреждена контактная сеть железнодорожного пути. Движение поездов временно приостановлено. На месте работают все оперативные службы. Информация уточняется, сообщил губернатор Белгородской области Вячеслав...подробнее
В воскресенье 25 мая в районе дома №7 на улице Инженерной загорелось моторное отделение автомобиля Opel Vectra. Сообщение о пожаре поступило в 18.56. Пожар был потушен в 19.09 силами дежурного караула 11 пожарной части Мурманского филиала ГПС Управления по ГОЧС и ПБ Мурманской области. Районные больницы присоединят к Мурманской областной 25 05 2025 Моторный отсек...подробнее
В Мурманске прошла первая весенняя гроза. Туча пришла в город с юга и основательно полила город дождём. В объектив удалось поймать молнию и раскаты грома. Ливень был достаточно сильным и основательно прибил пыль в городе. Аллергикам Заполярья приготовиться: Начинается сезон цветения 25 05 2025 Напомним, грозовая туча пришла на город с юга. В Кандалакше и Апатитах...подробнее
На Мурманск двигается грозовая туча. Она уже «отметилась» в Кандалакше и Апатитах. Теперь пришла очередь столицы Заполярья. Тёмно-серая туча закрывает горизонт. В домах постепенно начинает темнеть. Скоро грозовое облако доберётся до центра города. Уже слышен первый гром. В Апатитах ночью была настоящая полицейская погоня [видео] 25 05 2025 Напомним, так...подробнее
В Мурманской области начинается сезон цветения главных аллергенов: ольхи и берёзы. С понедельника 26 мая активность цветения ольхи станет высокой. Это коснётся южной части региона и западной — в районе Раякоски и посёлка Светлого. Активное цветение берёзы в Заполярье также начнётся с 26 мая по прогнозам Яндекс.Погоды. В первую очередь это коснётся южной части...подробнее
В красивую дату 25.05.2025 в Мурманске справили свадьбы 18 пар. Городской ЗАГС отменил выходной и открыл двери для влюблённых северян. Но это не единственная уникальная дата, когда мурманчане смогут расписаться: 06.06.2025 ЗАГС будет работать до полуночи. Кит Станислав вернулся в Териберку 25 05 2025 Ещё можно успеть подать заявление на регистрацию в День семьи,...подробнее
С 1 сентября 2025 года из школьной программы в 6 и 7 классах уберут обществознание, а с 1 сентября 2026 года — и в 8-х классах. Переход на новые программы по обществознанию будет происходить постепенно в течение двух лет. «С 1 сентября 2025 года обществознание останется для учеников восьмых-одиннадцатых классов, с 1 сентября...подробнее
Правительство утвердило перечень веществ, которые запрещено сбрасывать в воды исключительной экономической зоны России. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном портале правой информации. С плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов запрещено сбрасывать в морские воды все виды пластмасс, включая рыболовные сети и синтетические тросы....подробнее
В Мурманске первый раз за 248 дней температура воздуха перевалила за +16°. Утром в городе воздух прогрелся до +16,9°. Это самая высокая температура воздуха с 19 сентября 2024 года, когда в Мурманске было +19,0°. Районные больницы присоединят к Мурманской областной 25 05 2025 Напомним, в Заполярье аномальная жара грозит...подробнее
Воскресной ночью в Апатитах патрульная машина ГАИ около 20минут гналась за Daewoo Nexia, водитель которой не остановился по требованию инспекторов ДПС. Управлявший Daewoo, по предварительным данным, десять раз проехал на «красный» и дважды выехал на «встречку», где это запрещено. Полицейские смогли остановить нарушителя на четвёртом километре дороги...подробнее
Роспотребнадзор рассказал, как выглядит сладкая клубника. У такой ягоды есть расстояние между листиками и ягодой. При плотном прилегании листиков к ягоде, она, скорее всего, будет кислить, уточнил Роспотребнадзор. Ведомство объяснило также, на что следует обратить внимание при покупке клубники: - ягоды должны быть сухими, без признаков гниения. Цвет должен быть однородным и...подробнее
25 мая около 03.40 Посольство России в Швеции подверглось очередному нападению с использованием дрона. Беспилотник пролетел над территорией посольства и сбросил ёмкость с краской на площадку перед главным входом. «Особый цинизм инциденту придаёт то, что операторами дрона была использована стеклянная емкость, которая при сбросе с высоты способна нанести тяжелые увечья...подробнее
На фоне подготовки к Последнему звонку в школах в России заметно вырос интерес к кондитерам и флористам. В топ-3 регионов по росту спроса на выпечку вошли Ленинградская область (+21%), Тула (+20%) и Мурманск (+16%). С началом высокого сезона для кондитеров количество вакансий в России выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Работодатели...подробнее
Двор на Кольском проспекте, 91 корп. 3 в Мурманске в день общегородского субботника остался без воды, сообщил СеверПост жители дома.Ранее они выиграли в городском конкурсе озеленения звание «Лучший двор». Жители города приводят в порядок придомовые территории. Активисты лучшего двора на Кольском проспекте планировали произвести посадку новых саженцев цветов. Но...подробнее
Начинают сказываться результаты Путинского импортозамещения, о чём он с треском провозвестил 5 лет назад.
Дядя-вы больной ? Какие на секретном военном объекте могут быть импортные изделия?
На секретном объекте все должно быть надежным, а не отечественным.
Моряки были бы живы, не будь "осложнения отношений" вызванного Крымом. Бумеранг вернулся через 5 лет.