Зачем в Мурманске по несколько раз асфальтируют одни и те же улицы? Почему покрытие не выдерживает и одного сезона, при этом работы стоят безумных денег. А ещё - количество не всегда равно качеству. СеверПост обсудил эти вопросы с экспертами, и проверил новые дороги на соответствие ГОСТам.
«Дорогу от Х-Fit и в сторону улицы Полярные Зори ремонтировали в прошлом месяце. Между тем, она была без единой ямы. Здесь, навскидку, закопано миллионов 10. Выходит, никому денег не жалко - ради «галочки» новый ремонт сделали», - считает Денис Быковский.
Быковский - дорожник с 15-летним стажем, гендиректор трёх строительных компаний, считает, что в Мурманске сплошь и рядом новое покрытие кладётся либо вместо другого совсем свежего асфальта, либо вместо пусть не самого нового, но вполне качественного и ровного покрытия.
Один из таких объектов - участок на Кольском проспекте, в районе остановки «Автопарк» и до Морской, где дорожники недавно положили хороший асфальт на... такой же.
Аналогичная ситуация на другом участке - от Фадеева Ручья до улицы Первомайской. Там сняли при этом 12 сантиметров асфальтового покрытия.
«Это же безумие: снять 12 сантиметров асфальта. Одна тонна асфальта стоит 3 900, а тут их тысячи. И это цена без НДС, то есть, к этой сумме еще добавится 20%. Баснословные деньги!» - возмущается Быковский.
На минуточку, наш регион в лидерах по освоению федеральных денежных средств! Но, похоже, и в лидерах по бездумности трат.
Особого внимания заслуживает разделительная полоса на Кольском проспекте, что появилась этой осенью от остановки «Фадеев Ручей» и тянется до остановки «Переулок Якорный».
Эту дорожную артерию и так нельзя назвать простой - поток машин на ней всегда плотный.
«Там за последние пару десятков лет от силы раз пять с автолюбителями случалось ДТП с выездом на встречку! Зачем она нужна была - никто в толк не возьмет? Это пустая трата денег. К тому же, данное сооружение создает помеху оперативному проезду в пробках «Скорой помощи», пожарным и полиции к месту назначения», - удивляется Быковский.
Дороги - бездонная яма. Туда можно бездумно «закопать» уйму денег, а потом отчитаться, что вот оно, мол всё сделано. Между тем, о дороговизне содержания и ремонта автодорог в условиях Заполярья говорят многие.
Так, например, глава «Мурманскавтодора» посетовал СеверПост на то, что многие страны прагматичнее относятся к дорожным затратам. Так, ни в Финляндии, ни в Германии нет световозвращающего элемента на барьерном ограждении через каждые 2,5 метра. Даже на автобанах.
«В европейских странах такое не практикуется. Это же нужно содержать, на это нужны деньги. У них их нет, у нас - есть. В своё время я объехал 10 иностранных государств, чтобы сравнить дороги разных стран», - отметил дорожник с 57-летним стажем, начальник ГОКУ «Мурманскавтодор» Виктор Козлов.
По мнению эксперта, проблемные участки на дорогах были, есть и будут. Ситуация сродни ремонту в квартире, где периодически кто-то что-то меняет или ремонтирует.
«Чтобы прослужило дольше - не нужно доводить до критической ситуации. За дорожным покрытием нужно регулярно следить. Ничего не возникает само собой. Ямы образуются из-за того, что межремонтные сроки нарушены. Так называемый «недоремонт»», - отметил Виктор Козлов.
Как отметил эксперт, дорожное покрытие не должно стоять год. Минимальный срок - 4 года. А в идеале - от 6 лет. Однако в Мурманске дороги зачастую асфальтируют каждое лето, якобы, из-за колейности.
А то, что она возникает из-за некачественного ремонта - власти молчат, и, похоже, имеют в этом свой интерес.
«Ремонтировать «кирпичом» - технология недолговечная. Более того - категорически запрещено это делать на федеральных трассах, где высокая скорость и куски кирпича могут разбить лобовое стекло. Но если завод по производству асфальта стоит, дорожники вынуждены использовать подручные средства. Иначе к ним предъявят претензии ГИБДД», - прокомментировал СеверПост Виктор Козлов.
Если же в течение гарантийных обязательств по контракту дорожное покрытие разрушилось, подрядчик должен за свой счёт все устранить.
Совсем недавно, в Мурманске на улице Привокзальная, 8 дорожники сняли зачем-то недавно уложенное асфальтовое покрытие.
А на улице Халтурина уложенный асфальт размыло через на третий день. А ещё ямы в заполярной столице заделывают картоном. Впору анекдоты сочинять.
Но власти твердят одно и тоже: качество отличное, претензий нет.
Хорошо, хоть прокуратура иногда ещё реагирует на этих вопиющие случаи.
Ещё одна претензия со стороны автолюбителей. Дороги клали и продолжают ремонтировать в снег. Здравый смысл не хочет этого принимать.
Но у чиновников и тут находятся объяснения.
Как объясняют специалисты в дорожной структуре, дело не в халатном отношении к работе, а в том, что дорожникам выгоднее переделать брак, чем сорвать сроки контракта.
Выполнить работы за свой счёт в следующем году может быть дешевле и выгоднее, чем не исполнить обязательства по срокам выполнения работ сейчас.
Размеры штрафных санкций в рамках контракта для подрядчика могут быть в два раза выше, чем сам контракт.
«Подрядчику-исполнителю контракта иногда проще сделать всё в срок контракта, чем откладывать на завтра, лучше уж переделать ремонт на следующий год. За каждый день невыполненного контракта - снимается какая-то суммы подряда за простой. Затянешь - суммы штрафов будут в два раза выше, чем сам контракт, - рассказал СеверПост генеральный директор ООО «Дорстройтех» Олег Пак.
По словам Олега Пака, если в течение гарантийных обязательств по контракту покрытие разрушилось, подрядчик обязан за свой счёт все устранить.
Именно огромные размеры штрафов толкают дорожников на некачественные работы, ведут к тому, что асфальт кладут в те дни, когда работать нельзя.
Как отметил эксперт, когда слишком много воды, на следующий год дорожное покрытие однозначно придётся переделывать. При ливне есть только одно правило: останавливать работы.
Но только это останавливает не всех. Вот и перекладывают потом снова и снова... И, похоже, это никого не волнует.
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее
«Вас что, правда так зовут?» Эту фразу обладатели необычных имён слышат чуть ли не каждый день. Как в наше время живётся мужчине с именем Ананий? В каких случаях Клеопатра выбирает быть просто Машей и почему Констанция терпеть не может «Трёх мушкетёров»? Истории людей с оригинальными именами собирал СеверПост. Хорошо, что не Хилари Отцу мурманчанки...подробнее
Вглядитесь в эти фото. На снимках – один и тот же человек. Первый кадр – то, как 75-летняя мурманчанка Александра Фёдоровна выглядела в последние несколько лет жизни. Второй – спустя всего 10 дней пребывания в Мурманском доме-интернате инвалидов и престарелых. В госорганизации пожилая женщина получила инсульт, пневмонию, гнойные пролежни, сепсис и оказалась в...подробнее
Сотни заполярных поисковиков с приходом лета надевают полевую форму, берут металлоискатели, лопаты и отправляются на поиски тех, кто встретил свой последний час в наших стылых сопках, именуемых на картах высотами. Вроде бы, год за годом порядок действий один, но каждый поисковый сезон в Заполярье отличается от другого. Итогами поискового сезона 2024 год и планами на новый...подробнее
Областной суд 14 мая может поставить точку в скандальном уголовном деле о мошенничестве в Ковдоре. Процесс уже стал эталоном бодания прокуратуры и юристов защиты. Здесь есть всё: и облажавшееся обвинение в виде эксперта с поддельным дипломом, и гуглфото в качестве доказательства, и выполненные «сверх» контракта работы, и чиновник под следствием, и ущерб почти в 12...подробнее
В день 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Мурманске по традиции прошёл военный парад, а вслед за ним - шествие «Бессмертного полка». О том, как всё это было - репортаж СеверПост. Мурманчане занимали места за несколько часов до начала парада:Первыми к трибуне привозили ветеранов, которым помогали подниматься и рассаживаться...подробнее
Начальник грузового двора станции Мурманск Василий Фомич Гольцов пережил войну. Пережил самую страшную бомбёжку Мурманска 18 июня 1942 года, когда прямо в земле испеклась картошка, которую мурманчане сажали во дворах. Но умер он спустя всего пять лет после Победы. Ему тогда было всего 35 лет. И ни внуков, ни правнуков, ни праправнуков он, конечно, не застал. Но вот они, его...подробнее
Приближается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В Заполярье состоится множество памятных мероприятий. Пройдёт по городу шествие «Бессмертного полка». И в этом полку мы увидим женщинау с плакатом, на котором будет сразу пятьдесят имён. Северянка считает, что больше об этих людях вспомнить некому. Нет в России семьи такой, где б не памятен был...подробнее
ЗАТО Островной – самый отдалённый городок в Мурманской области. Через два дня после начала Великой Отечественной здесь была образована Йоканьгская военно-морская база. После войны там базировались атомные субмарины. В лучшие годы – до 35 АПЛ, четыре дивизии. В Гремихе в 1970-е – до 40 тысяч жителей. И прикрывал всё это целый зенитно-ракетный полк. Но это в...подробнее
Миллионы людей на всей планете празднуют Пасху – светлое Христово Воскресение. Своими мыслями о сути и особенностях этого события поделился с СеверПост секретарь Архиерейского совета Мурманской митрополии, настоятель мурманского храма Святого великомученика и целителя Пантелеимона протоиерей Владимир Семёнов. Пасха – событие мировое, и затрагивает абсолютно всех,...подробнее
"Одному подушку - под голову, другому - под ноги!"Да как же вам угодить-то? Не делают - плохо, теперь делают - опять плохо.