Летчиков-«палубников» в три раза меньше, чем космонавтов. А при «плохом настроении» они не поднимаются в небо. Об особенностях их работы - в материале СеверПост.
«Двигатели на полном «ходу», при касании с палубой самолёт делает скачок на 15-20 метров. Форсаж, ручка от себя, самолёт пару секунд качается, а потом всё нормализовалось, и я улетаю на аэродром. Когда командир полка посмотрел на мои «выкрутасы», то принял решение лететь за мной следом», – такую историю не прочитаешь в учебниках.
Это один из эпизодов службы в палубной авиации, которую намедни рассказал участник военно-исторической конференции, посвященной 30-летию первой посадки корабельного истребителя на палубу авианосца.
По просьбе заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Виктора Соколова не называем фамилий.
Посадка на корабль считается одним из самых сложных элементов летной подготовки. Главная трудность в том, что у летчика нет права на ошибку. И при этом он имеет минимальный запас полосы для торможения до полной остановки.
«У нормального летчика на аэродроме полоса точного приземления – это 300 метров. У «палубника» – 36 метров, плюс-минус 2-3 метра», – объясняет Павел Подгузов.
Командир 279 корабельного истребительного авиаполка Северного флота, действующий строевой летчик-снайпер Павел Подгузов – личность в палубной авиации легендарная – на счету около 250 посадок на палубу авианосца «Адмирала Кузнецова». Это больше, чем у всех действующих летчиков.
И более того – он участвовал абсолютно во всех походах «Кузи» – так по-домашнему называют авианосец те, кому он приходится вторым домом.
1 ноября – важная дата в истории отечественной палубной авиации. Ровно 30 лет, в 13.46, в акватории Черного моря, впервые в истории ВМФ СССР была выполнена горизонтальная посадка на палубу корабля.
Сложнейшую операцию совершил корабельный самолет – Су-33, за штурвалом которого находился летчик-испытатель, Герой Советского Союза Виктор Пугачев, который посадил истребитель на авианосец «Адмирал Кузнецов».
В честь 30-летия первой посадки корабельного истребителя на палубу авианосца в мурманской «Нахимовке» встретились легенды палубной авиации, чтобы вспомнить, как это было.
«Я просто попал в первую десятку, когда ставился вопрос ребром: либо первые 10 летчиков садятся на корабль, либо авианосец будет сокращен, или будет распилен и продан. Поэтому лично я садился с общим налетом на Су-33 – 9 часов», – отвечает Павел Подгузов на вопрос, как он стал летчиком палубной авиации.
По признанию летчика, как и 30 лет назад, за каждым вылетом наблюдают с палубы, затаив дыхание. А 1 ноября 1989 года разрешение на полет был получен в самый последний момент – все спешили выполнить задачу.
Между тем, по признанию бывшего командующего морской авиацией Северного флота, генерал-лейтенанта запаса Николая Мордовалова, 1 ноября была пасмурная погода, моросящий дождь.
«А в небе парил истребитель, который вот-вот должен был вернуться на палубу авианосца. Все ждали затаив дыхание. Посадка же произошла штатно, плавно. Всего две секунды она длилась, но за ней стоял титанический труд инженеров, техников, личного состава. Пугачев вышел, поклонился палубе корабля, а его уже со всех сторон окружили и начали подкидывать в воздух, качать на руках. Все хотели поблагодарить лётчика», – рассказал ветеран.
После событий, произошедших 1 ноября 1989 года, вышедший на испытания корабль получил второе рождение, стал полноценным авианосцем. С это дня получила развитие палубная авиация Военно-морского флота СФ.
К слову, конструкторы несколько лет разрабатывали надежный палубный истребитель.Так появились складывающиеся крылья, усилена стойка шасси.
От пилота требуется филигранная точность пилотирования – машину нужно с ходу уместить на крошечное «лобное место». По признанию Подгузова, с высоты взлетно-посадочная полоса выглядит как спичечный коробок.
Задача летчика – при снижении зацепиться за натянутые поперек палубы стальные тросы тормозным гаком – крюком в хвостовой части самолета, который выпускается вручную. На «Кузнецове» их четыре.
Затем срабатывает автоматика, натягивающая трос, и 20-тонная машина тормозит. Однако посадка самолета всегда требует предельной концентрации и филигранной точности.
«Сила удара – приличная. Скорость при посадке – 250 км/ч – то есть торможение происходит на полном ходу. Если лопнул трос, самолет сам не остановится – уходишь на второй круг. Если скорость низкая, самолет может упасть в воду, летчику придется катапультироваться», - добавляет Подгузов.
Однако количество внештатных ситуаций, по счастью, незначительно. Российские морские летчики научились уверенно садиться на «Кузнецове» и в шторм, и ночью, и в сложных метеоусловиях. «Прицеливаться» помогает телевизионная система «Луна» – вмонтированные в полетную палубу объективы.
Но стать летчиком-палубником способен не каждый, признается Подгузов.
В советские годы летчиков палубной авиации обучали на наземном испытательном тренировочном комплексе – «НИТКА» в Крыму. Тренажер имитирует палубу авианосца и представляет собой стальную взлетно-посадочную полосу, оборудованную трамплином и аэрофинишерами.
Каждая посадка требовала не только хорошей натренированности, но и высокой психологической устойчивости, ведь летчик должен уметь сохранять абсолютное хладнокровие и мгновенно принимать решения в нештатной ситуации.
Кстати, если у пилота голова болит или душевное какое беспокойство, - он может не лететь. Это факт.
«В свое время нас командир отбирал поштучно – это факт. Не зря же Чезаре Ломброзо считал, что ничто не исправит то, что заложила в нас природа. И я свою работу ни на какую другую не поменял бы», – объясняет Павел Подгузов.
Впрочем, небесный ас признается, что в летное училище он шел с перспективой войти в отряд космонавтов.
«А когда заразился палубной авиацией, понял, что космос подождет. Тем более НЛО я уже видел. Но какие еще наши годы», – смеется Подгузов и отмечает, что в нашей стране летчиков-«палубников» в три (!) раза меньше, чем космонавтов.
И про НЛО полковник не пошутил.
«Я был курсантом на третьем курсе, когда охранял стоянку самолетов в Борисоглебском высшем военном авиационном училище. И увидел в небе НЛО. В полетах не видел – занят был», – улыбается Подгузов.
За три десятилетия экипаж авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» прошёл большой путь, его главным оружием – корабельной палубной авиации – вписано много славных страниц в историю Военно-морского флота России. Он выполнял боевые задачи и в Средиземном море, и в контртеррористической операции в Сирии.
Как признаются небесные асы, в наши дни уже создаются истребители пятого поколения, которые выполняют не просто красивые маневры в воздухе, но имеют новые возможности реагирования в боевой обстановке.
Использование систем дистанционного управления на цифровой основе открывает ряд перспектив для службы, как, например, применительно к воздушному бою, так и к уничтожению наземных объектов противника.
Но какие бы новые устройства не появлялись, в палубной авиации всегда будут ценить людей, которые каждый день готовы на форсаж и любят свою работу за то, что охраняют наш покой и мирное небо над головами.
Чиновники на всех уровнях в последнее время много говорят о демографии, повышении рождаемости и господдержке многодетных семей. Появление ребенка, несомненно, большое счастье, но и большие затраты. СеверПост поговорил с молодыми мамами и посчитал, сколько в действительности «стоят» дети, и хватает ли «детских» выплат на самом деле. Здравствуй,...подробнее
И чего только нельзя найти в интернете! Найти и приобрести. В объявлениях северян в Сети встречаются весьма необычные товары – от кости мамонта до телефонной будки. Что еще оригинального продают и покупают мурманчане – в материале СеверПост. Очередь за унитазом Популярные ресейл-площадки регулярно пополняются всё новыми и новыми оригинальными лотами. Так, за...подробнее
За год инфляция в Мурманской области достигла почти 10%. Это официально, с подачи статистиков и Центробанка. Но если зайти в продуктовые магазины или оплатить вновь выросшие счета за «коммуналку», в эти 10% трудно поверить. И наиболее болезненно это разгул инфляции ударяет по тем, кто вынужден выживать на минимальный размер оплаты труда. Сколько их, и как они...подробнее
Тепловой воздушный шар, названный в честь ключевого социального проекта компании «ФосАгро», под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло установил новый национальный рекорд высоты полета. В Алтайском крае завершилась новая экспедиция всемирно известного путешественника Фёдора Конюхова. В ходе нее он и президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван...подробнее
В минувшую субботу в Ковдоре было шумно, интересно, весело. Город встречал свой главный профессиональный праздник – День шахтёра. Как поздравляли главных работников индустрии – в материале СеверПост. Новая жизнь города С самого утра представители профессии принимали поздравления – от родных, близких, коллег. Торжественным маршем они прошли по городу...подробнее
В Мурманске открылся Губернаторский лицей, где будут учить детей по новым программам, на новом современном оборудовании. Корреспондент СеверПост побывал на открытии образовательного учреждения и теперь завидует детям. Что есть внутри и кто будет учить юных дарований? Все детали в материале агентства. Учиться? По конкурсу! Поступающие в лицей проходили отбор, где оценки были...подробнее
В Кировске с размахом отпраздновали День горняка, и, по традиции, озвучили имя лучшего горняка года. Ярким музыкальным подарком для жителей и многочисленных гостей города стали выступления группы «Иванушки International» и заслуженной артистки России Елены Ваенги. О самых ярких моментах – в репортаже СеверПост. Калейдоскоп...подробнее
В последний понедельник накануне Дня знаний министр образования и науки Диана Кузнецова бодро отрапортовала о масштабных летних ремонтах. Все образовательные учреждения получили положительное заключение о готовности к приёму детей. Сомнений, что школы 1 сентября заработают, нет и у нас. Вот только реальная картинка частично расходится с отчётом профильного министерства....подробнее
В 2025 году Акционерному обществу «Северо-Западная Фосфорная Компания» исполняется 20 лет. И подарок они себе уже сделали. 7 августа в карьере была добыта юбилейная – пятидесятимиллионная тонна руды, а в подземном руднике – юбилейная – пятнадцатимиллионная тонна. О новой стратегии развития предприятия, рекордах и...подробнее
Променад с динозаврами, необыкновенные мастер-классы, выступление единственного в стране «Театра вкуса», лекции, встреча с Гошей Куценко, киновечер – все это IX фестиваль «Табуретка», вновь организованный фондом «Живая классика» при поддержке компании «Норникель» и администрации Мончегорска. Его темой стали семейные...подробнее
Сейдозеро можно по праву считать самым загадочным водоёмом Мурманской области. По одной из легенд, под горой на его берегу скрыт от глаз людей древний город саамских шаманов. И по сей день озеро привлекает не только мистиков, но и учёных. Одну из его загадок им, похоже, удалось разгадать. Какую – узнаете из материала СеверПост. Подальше от несуществующих...подробнее
С начала года в Мурманской области проходит реорганизация бюджетных учреждений. Уже несколько месяцев их укрупняют, объединяют, в них по-новому настраивают рабочие процессы. Но что от этого получили сами госорганизации? Есть ли реальная польза от принятых решений? О первых итогах преобразований СеверПост рассказали руководители обновлённых структур. Все на...подробнее
В Мурманской области за неделю число жалоб в социальных сетях выросло на 30%, Основные темы неизменны и неистребимы - содержание зелёных насаждений, отсутствие горячей воды, ямы на дорогах и льготные лекарства. Зимой к этому списку можно было бы смело добавить неубранный снег и проблемы с отоплением. С ростом внимания властей к соцсетям, шанс, что о вашей проблеме услышат стал...подробнее
В Мончегорске в субботу было жарко. И речь не столько о температуре воздуха, сколько о фейерверке эмоций. Сальто автомобилей, трюки на мотоциклах, пожарные в упряжке, дефиле-перфоманс от металлургов и выступления популярных хедлайнеров помогли зажечь на полную катушку, заставив всех гулять допоздна. Всё это стало грандиозным праздником, посвящённым сразу двум событиям:...подробнее
Некоторые детские сады Мурманской области ждёт реинкарнация. Дошкольные учреждения в регионе закрывают под лозунгом повышения бюджетной эффективности. На их месте откроют спортивные и образовательные центры, турбазу и офисы общественных организаций. Какая неожиданная вторая жизнь уготована дошкольным учреждениям, в материале СеверПост. В апатитских детсадах будут...подробнее