Фото: СеверПост
Сегодня как гром среди ясного неба прозвучала новость о том, что с 1 апреля мурманчане могут остаться без общественного транспорта. На линии не выйдут автобусы и троллейбусы, сотрудники предприятия АО «Электротранспорт» останутся без работы.
Фокус от администрации
В Мурманске действует очень странная схема с определением стоимости проезда. После того, как региональное правительство передало муниципалитету полномочия по установке тарифов, городская администрация стала определять так называемый экономически выгодный тариф.
Он был утверждён в размере 35 рублей 95 копеек, а стоимость проезда — в размере 32 рублей. Разницу городская администрация желает получать из областного бюджета.
В 2019 году набежало, ни много ни мало, 60 миллионов рублей.
«А ещё у нас есть потрясающее постановление от администрации города, согласно которому школьники, студенты и пользователи единого социального проездного билета выведены за категорию льготников. Правильно и везде - наоборот, а нас так. Зато компенсация выпадающих расходов растёт», - сообщил СеверПост источник, пожелавший остаться неизвестным.
Минтранс, который сегодня обвинили во всех грехах, был против такого расклада: бюджет не резиновый. Да и раньше, когда тарифы устанавливало областное правительство, оно исходило из величины проездной платы, и всё сходилось.
Состоялись несколько судов, которые подтвердили правоту регионального правительства и отменили постановление администрации о «выпадающих доходах».
Тогда их попытались «узаконить» другим способом. Депутаты, отстаивающие интересы администрации Мурманска, внесли на заседании комитета Мурманской областной Думы по транспорту, дорожному хозяйству и информатизации поправки в закон о предоставлении льготного проезда учащимся.
Но вмешался комитет по тарифному регулированию.
«Комитет по тарифному регулированию выдал предписание, что своими решениями администрация Мурманска сама нарушила закон, и такого разночтения быть не должно в соответствии с законом», – сказал тогда председатель комитета Думы Михаил Антропов.
Комитет также в суде доказал, что руководство областного центра незаконно повысило цену школьных проездных.
«Администрация города сталкивает лбами Минтранс и АО «Электротранспорт». У Коробкова нет других вариантов, ему нужно получить эти деньги, нужно оплачивать расходы предприятия и платить людям зарплаты. Этим пользуется администрация», - уверен источник СеверПост.
Между тем, неделю назад администрация Мурманска сообщила о том, что считает экономически обоснованным тариф «на сегодня» — 37 рублей 49 копеек, а плата за проезд поднимается до 33 рублей. Соответственно, компенсация на одного пассажира подрастает до четырёх с половиной рублей.
Шантаж мы уже проходили
Между тем, транспортный шантаж в истории Мурманска уже был. Давайте вспомним Василия Пимина, который, будучи владельцем «Автоколонны 1118» , в 2014 году делал громкие заявления о возможном повышении стоимости пассажирских перевозок и угрожал остановкой работы автобусов пригородных и междугородних маршрутов.
Вложив 120 миллионов в автотранспортное предприятие, сказал Василий Пимин, он просил от областного правительства субсидии в размере всего 3 миллионов, но не смог получить даже их. И продал акции предприятия на Кипр.
Так, региональная власть и предприниматель не смогли договориться о компенсации транспортному предприятию расходов на перевозку льготников.
Тогда губернатор Марина Ковтун назвала выступление Пимина «шантажом и вымогательством», а всю ситуацию «логическим завершением признания собственной несостоятельности как бизнесмена».
Сегодня на заседании городского Совета Сергей Коробков уверял, что в 2018 году «Электротранспорт» смог получить деньги из регионального бюджета лишь почти через год судебных тяжб. Что сейчас в судах 15 исков. Половина из них имеет решение в пользу его предприятия. Но денег по-прежнему нет.
Всё это не оставляет ему другого выбора. Хоть и выглядит всё это, как тот же шантаж, что и у Пимина. Только не такой истеричный и эмоциональный.
Сейчас в Мурманске практически монополия: автобусы и троллейбусы принадлежат одному предприятию - АО «Электротранспорт». Его руководитель, Евгений Коробков сегодня чётко дал понять: с 1 апреля нас ждёт транспортный кризис. Такой, какого ещё не было. Настоящий транспортный апокалипсис.
Разруливать его придется оперативно, и понятно, что так или иначе, но АО «Электротранспорт» получит деньги. Но будет ли чудесная схема с экономически обоснованным тарифом работать дальше?
«Я не знаю, может, это и угроза, но я отнёсся к этому серьезно. Новая ситуация требует анализа, консультации с участниками всех участников процесса, и я обязательно этим займусь. Уже сегодня начну собирать информацию. Имею полное право не ждать своего назначения. Как заместитель губернатора я имею полное право в эту тему вгрызаться» - заявил СеверПост вице-губернатор Евгений Никора через несколько минут после своего избрания на пост главы администрации Мурманска.
Что останется от схемы в качестве «огрызка», станет понятно очень скоро. А пока мурманчане готовятся платить в новом году за проезд на троллейбусе и автобусе на рубль больше.
В Мурманской области, как и по всей России, действует программа льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение за счет бюджета широко декларируется. Однако в Заполярье пока чиновники считают деньги, пациенты считают таблетки и дни, оставшиеся до следующей попытки получить рецепт. Разрыв в цепочке Судя по обращениям в соцсетях региона, особенно остро...подробнее
Еще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными потерями для здоровья и настроения, СеверПост узнал у экспертов. Психиатр: добавьте света и движений Полярная ночь является серьезным испытанием для жителей Севера. Сокращение продолжительности светового дня, холодная...подробнее
В 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных проекта-победителя всероссийском конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Кроме того, работы идут и на других знаковых объектах. Где благоустройство уже завершено, а где пробуксовывает - расскажем в нашем...подробнее
С 1 января 2026 года МРОТ для жителей Мурманской области с учётом северного коэффициента (40%) и полных полярных надбавок (80%) МРОТ будет соответствовать 59 604,6 рубля. А у бюджетников - на пару тысяч больше. Это означает и значительное повышение размера выплат, привязанных к минимальному размеру оплаты труда – отпускных, больничных, пособия по беременности и...подробнее
Пить или не пить? Отвечая на вопрос, сторонники приёма БАДов выбирают второй вариант. В течение 2024 года жители России потратили на эти средства 145,7 млрд рублей, что почти на 14% больше, чем год назад. Что и говорить, траты на «волшебные пилюли» стремятся в космос. Но почему, несмотря на бодрый ценник и отсутствие гарантированного эффекта, их потребление растёт,...подробнее
Благотворительный «Фонд Мурманск» прекратил свою деятельность спустя 14 лет со дня основания. Продолжительное время организация с её боксами для сбора средств на лечение детей Мурманска была неотъемлемой частью городской жизни. Сейчас же сердца для пожертвований направлены на склад до лучших времен… О причинах закрытия и наиболее памятных моментах...подробнее
В Кировске проследили ход реализации в текущем году социальных проектов, поддержку которым оказывает компания «ФосАгро». Этой теме было посвящено совещание с участием генерального директора АО «Апатит» Дениса Новикова, а также глав городов Кирвско-Апатитской агломерации и руководителей учреждений соцсферы. По словам главы администрации Кировска...подробнее
300 миллиардов рублей. Столько доверчивые россияне перечислили мошенникам в 2024 году. Среди самых простодушных соотечественников немалая часть – люди пожилого или преклонного возраста, безвозвратно «испорченные» советским временем, когда телефонного мошенничества не было, а привычка доверять людям была. СеверПост при поддержке регионального Мининформа...подробнее
Повальная цифровизация, призванная облегчить жизнь людям, по факту отдалила конечного потребителя от тех, кто должен решать его проблему. Речь про горячие линии. До колл-центра поликлиник невозможно дозвониться в понедельник с утра. Не сильно лучше ситуация в другие дни. Городская аварийка «051» хронически перегружена. И если ваша УКашка желает общаться именно...подробнее
В публикациях «к дате» обычно принято говорить исключительно о положительном, приятном и успешном. СеверПост решил сломать этот шаблон и попросил ряд известных мурманчан рассказать о том, что в сегодняшнем городе им по нраву, а с чем необходимо расстаться. И пусть иногда их соображения звучат не слишком комплиментарно, зато честно, откровенно, и с нескрываемой...подробнее
Жительница Гаджиева очень любит играть. И делает это и на работе, и дома. Как логопед в декретном отпуске превратила идею в бизнес-план - в материале СеверПост. В России растёт число детей с нарушениями речи. При этом, качество обучающих игр, представленных на рынке, не всегда отвечают взыскательным запросам логопедов. Многодетная мама Наталья Завязкина из...подробнее
Чиновники на всех уровнях в последнее время много говорят о демографии, повышении рождаемости и господдержке многодетных семей. Появление ребенка, несомненно, большое счастье, но и большие затраты. СеверПост поговорил с молодыми мамами и посчитал, сколько в действительности «стоят» дети, и хватает ли «детских» выплат на самом деле. Здравствуй,...подробнее
И чего только нельзя найти в интернете! Найти и приобрести. В объявлениях северян в Сети встречаются весьма необычные товары – от кости мамонта до телефонной будки. Что еще оригинального продают и покупают мурманчане – в материале СеверПост. Очередь за унитазом Популярные ресейл-площадки регулярно пополняются всё новыми и новыми оригинальными лотами. Так, за...подробнее
За год инфляция в Мурманской области достигла почти 10%. Это официально, с подачи статистиков и Центробанка. Но если зайти в продуктовые магазины или оплатить вновь выросшие счета за «коммуналку», в эти 10% трудно поверить. И наиболее болезненно это разгул инфляции ударяет по тем, кто вынужден выживать на минимальный размер оплаты труда. Сколько их, и как они...подробнее
Тепловой воздушный шар, названный в честь ключевого социального проекта компании «ФосАгро», под управлением Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло установил новый национальный рекорд высоты полета. В Алтайском крае завершилась новая экспедиция всемирно известного путешественника Фёдора Конюхова. В ходе нее он и президент Федерации воздухоплавательного спорта России Иван...подробнее