Общество

2020-02-15, 14:22
Фото: СеверПост

«Операционные медсёстры – руки хирурга»

Профессия операционной медицинской сестры давно эволюционировала. Сегодня к среднему медперсоналу прислушиваются врачи, медсёстры получают высшее сестринское образование и выступают спикерами за границей.

В День операционной медицинской сестры, 15 февраля, СеверПост побеседовал со старшей операционной медицинской сестрой Мурманского многопрофильного центра им. Н. И. Пирогова ФМБА России, чтобы узнать больше об этой сложной профессии.

- Нина Анатольевна, вы помните, какая была первая операция, которую вам пришлось наблюдать?

- Да, конечно, такое не забывается. Это была операция по пупочной грыже.

- А почему вы выбрали именно эту специализацию?

- Меня пригласили в качестве медицинской сестры попробовать себя в операционной – я не стала отказываться, на тот момент я ещё работала в Мурманском перинатальном центре в гинекологическом отделении.

Потом мне предложили прийти старшей медсестрой в «Пироговку», и я не стала отказываться, потому что всё новое мне очень интересно. Плюс - это было на тот момент повышением квалификации.

- А сегодня вы бы выбрали эту профессию?

- Знаете, да – я себя без операционной уже не представляю.

Самое сложное в работе – длинные операции, но при этом они самые интересные. И уже после операции ты осознаешь, что помог человеку. Еще интересны новые операции, которые раньше хирурги не делали. Вчера, например, всё делали это лапаротомическим методом (с помощью разрезов), а тут уже есть лапароскопические, эндоскопические операции: всего три прокола, практически нет крови, быстрее заживает, быстрее проходит реабилитация.

Ещё сложно – это когда ты не знаешь ход новой операции, и надо быстро среагировать, сориентироваться где что взять. А так обычно ничего сложного, мы и хирурги, конечно, друг другу помогаем.

- Сколько часов вы проводите на ногах ежедневно?

- До 12 часов бывает. Я же старшая сестра, слежу за всеми, если девочки новенькие появляются, то хожу за ними везде и всюду: учу, помогаю, рассказываю.

Общий стаж работы у меня 26 лет, операционный – 15 лет.

- А как вы отдыхаете?

- Я спортом занимаюсь, хожу в тренажёрный зал 3 раза в неделю – всегда нахожу время, чтобы отвлечься от работы. Занимаюсь с тренером, предпочитаю силовые упражнения. Больше времени не хватает ни на что.

- А есть любимые операции?

- Сейчас мне нравится пластическая хирургия, конечно, блефаропластика (операция по коррекции век).Что удивительно: приходят девушки возрастом около 30, а потом вообще 18-летними от нас уходят. Минус 10 лет точно скидывают.

Мне действительно кажется нет ничего более завораживающего, чем наблюдать за тем, как пальцы хирурга двигаются по телу пациента, умело исполняя вокруг бьющегося сердца идеально выверенные движения.

- Мне кажется, самое сложное в вашей работе, как и в нашей, – это работа с людьми, ведь люди есть разные: психически неустойчивые, грубые... Как вы справляетесь с эмоциональным выгоранием?

- Нам проще, потому что у нас есть лучшие друзья – хирурги и анестезиологи. Но когда пациента привозят, перекладывают с каталки на каталку, мы, часто с ними беседуем, чтобы не переживали, отвлекаем вопросами какими-то, потому что когда видишь эти переживания, спрашиваем - как себя чувствует, удобно ли лежать и прочее. Но с агрессией перед операцией я не встречалась – люди нервничают, переживают – им не до этого.

- Но помогать людям, говорить хорошие слова не всем дано – какие качества вам в этом помогают?

- Ну, во-первых, это понимание того, что человеку больно, он переживает. Порой нужно представить, что на его месте мог быть я или кто-то из близких людей, и чтобы тогда я хотела бы услышать в качестве слов поддержки.

Когда человек лежит, он в любом случае чувствует себя одиноким, его родственники за пределами больницы, ему нужна поддержка. Доброта, милосердие, сопереживание – без этого нельзя идти в медицину.

- Какой у вас круг обязанностей в операционной?

- Сначала переодевание, влажная уборка операционного зала, подготовка хирургических инструментов, чтобы всё было в наличии, потом мы накрываем операционные столы. Потом привозят пациента – ждём врачей, готовим операционное поле, и затем операция уже начинается.

Хирурги мурманской «Пироговки» проводят сложнейшие операции

30 04 2019



Операционные медсестры, как руки хирурга, должны в ответственный момент операции подать необходимый инструмент. Иногда по одному только взгляду, по вскинутым бровям врача уже понимаем, что ему нужно.

- Можно сказать, что профессия медсестры эволюционировала за долгие годы?

- За мой стаж да, конечно. Раньше мы только подчинялись врачу, а сейчас можем принять своё решение, посоветовавшись с врачом. За ним, понятное дело, последнее слово, но то, что можно уже поговорить – обсудить вопросы с врачом, - это прогресс.

Кроме того, я могу решать как руководитель среднего звена административные вопросы. И к нам прислушиваются.

Ну и, конечно, операционные сестры наряду с хирургами совершенствуют свои знания и умения. Повысился авторитет и престиж нашей профессии. Мы постоянно учимся и повышаем свою квалификацию. Работа с новым оборудованием и инструментарием накладывают дополнительные требования. Кроме того, многие медсестры получают высшее сестринское образование.

- А много ли медбратьев у вас работает?

- Однозначно, больше парней стало. У нас в отделении работают два медбрата. Мы молодых людей только приветствуем, ведь сестринское дело часто сопряжено с высокими физическими нагрузками.

А новичков мы не боимся, напротив, очень им рады. Мы знаем: как научим – так и будут работать. Как мне однажды сказали, когда я пришла работать: «Забудь всё, чему тебя учили, мы тебя научим работать».

И я доверилась, а теперь мне доверяют ответственную работу и молодёжь для передачи накопленного опыта.

- Вида крови вы никогда не боялись?

- Что Вы, конечно, нет.

-Я, полагаю, что и фильмы ужасов смотрите спокойно?

- Конечно, - смеется.

- А доход, который приносит ваша профессия, устраивает? Ведь все мы понимаем, что мало денег не бывает.

- Знаете, без лишнего пафоса скажу, что об этом мы меньше всего думаем. Вот честно. Потому что если пришёл в эту профессию, то из неё уже сложно выйти – даже в отпуске тебя тянет к операционному столу, даже если устал уже и хочется в отпуск, в отпуске всё равно начинает тянуть обратно.

- Кем мечтали быть в детстве?

- Я и в детстве мечтала быть медицинской сестрой, врачом. Стала операционной медсестрой. Я так и говорю: родилась со шприцем в руке.

Родители поддержали, хотя в медицине никого не было – мама рыбообработчик, отец моряк, поэтому сказали просто: «Иди вперёд за своей мечтой. Будет один медик в доме».

- Вам пригодились ваши знания за пределами больницы?

- Конечно. Помните фразу из кинофильма «Берегись автомобиля»: «...у Деточкина есть очень много всяких болезненных родственников, в разных городах Советского Союза».

- А приходилось оказывать медпомощь на вокзале, в полёте или ещё каких-то общественных местах?

- В 90-х годах, в Мурманске, когда я ещё только начинала карьеру, столкнулась с приступом эпилепсии – вызвала «скорую помощь» и была с человеком до приезда бригады. Больше таких случаев не было.

- А фильмы любите про медиков?

- О, нет – я как профессионал смотрю, вижу много ляпов и расстраиваюсь.

- Хотели бы вы хоть раз побывать на месте хирурга – попробовать, что это такое?

- Наверное, да. К нам приходят молодые врачи – руки трясутся. Боятся, но потом уже через какое-то время видно, что рука уже набита. Движения становятся все точнее и точнее.

- А в какой области вы хотели бы быть врачом – только в хирургии или еще какие-то интересны?

- Хирургия вообще широкое понятие – и пластика, и урология, и гинекология и многие другие. Просто в общей хирургии.

- Напоследок мне хотелось бы узнать, какие перспективы вы видите в вашей профессии?

- Она точно не умрет. Операционная медсестра всегда будет нужна, даже если роботы будут работать. Даже в этом случае она сможет постоять рядышком и быть готова к любой неожиданности.

На заметку



В Мурманском многопрофильном центре им. Н.И. Пирогова ФМБА России работают девять операционных медицинских сестер, которые выполняют важную и ответственную работу, обеспечивая более 6 тысяч оперативных вмешательств разной категории сложности в год.

Знай наших


Левичева Нина Анатольевна, старшая операционная медсестра стационара ММЦ имени Н.И. Пирогова ФМБА России.

В 1994 году окончила Кольский медицинский колледж по специальности «Сестринское дело». После практики в хирургическом отделении МОМСЧ «Севрыба» начала работать палатной медицинской сестрой и получила практические навыки сестры перевязочного кабинета.

В 2001 году перешла в гинекологическое отделение Мурманского областного перинатального центра. В 2003 году там же получила сертификат операционной медицинской сестры.

В 2013 году решением квалификационной комиссии Нине Анатольевне была присвоена высшая категория операционной медицинской сестры. Каждые пять лет повышает квалификацию.

С 2015 года работает старшей операционной медсестрой операционного блока Мурманского многопрофильного центра им. Н.И. Пирогова ФМБА России.

За добросовестный труд в системе здравоохранения и профессиональное мастерство получила грамоту от директора Мурманского многопрофильного центра имени Н.И. Пирогова ФМБА России.