Общество

2020-02-22, 11:42
Фото: СеверПост

Коронавирус опустошил Териберку

Еще недавно от китайских туристов в Териберке было не протолкнуться, а сейчас их там практически нет. Спецкор СеверПост отправился в Териберку, чтобы увидеть, как в селе, где многое завязано на бизнесе с гостями из Поднебесной, пытаются обходиться без Китая.

Бедна как церковная мышь

«От туризма местный бюджет не зарабатывает ни копейки. Териберка бедна как церковная мышь. Но благодаря туризму губернатор обратил внимание на нашу дорогу. Как говорится, лишней рекламы быть не может. Она даёт надежды на инвесторов», - признаётся в разговоре глава поселка Елена Крывонос.

Впрочем, перемены в поселке после «ухода» китайцев видны невооруженным глазом: пляж пустой, нет толп вечно спешащих азиатов, а в ресторане «Териберский берег» есть свободные места.

«Раньше с туристами зимой мы в принципе не ели, потому что в единственном ресторане был всегда аншлаг. Китайцы часто просто сидели в... Интернете по местному wi-fi и ничего не заказывали. Бывало, заходим в полдень, заказываем еду на 15 часов. Приезжаем в это время, и ждём ещё часа два. Сейчас всё стало намного оперативнее», - описывает действительность президент Ассоциации профессиональных экскурсий «Арктические гиды» Владимир Онацкий.

Как сообщил Онацкий, зимой, на пике сезона, в Териберку ежедневно приезжает до тысячи туристов в день, весной, осенью — под сотню, летом — пара сотен.

Териберка — самое популярное село в регионе. И в пятёрке самых привлекательных в стране. По официальным данным регионального правительства, в 2019 в поморском селе побывало 12 тысяч китайцев и 7 тысяч тайцев. По неофициальной  -  в разы выше.

Ежегодно с октября по середину февраля китайцы оккупируют Териберку.

В четырех местных мини-гостиницах бронируют места за полгода. Сначала приезжают китайцы, потом тайцы, корейцы. За ними кайтеры, дайверы, музыканты, байкеры.

А сколько в тамошних окрестностях кино снимают! Впору переименовывать Териберку в Терривуд. И неважно, вернёт губернатор скелет Левиафана или нет.

В последнее время в посёлке стало модно отмечать корпоративы и важные даты крупных федеральных компаний...

А кроме того, в Териберке то забег, то заплыв, то фестивали, то рыбаки со всего света.

Кстати, о последних.

 О злободневном и по-большому

В 2019 году за сутки заявлялось на выход в море 520 лодок. В каждой от двух до 10 человек.

Итого, в среднем, 1000 человек в сутки выходит на рыбалку. И так в течение месяца. И весь этот объём никто и нигде не учитывают. И никто не платит ни копейки. А при этом рыбаки требуют с местных властей оборудованного места для парковки и туалетов: какая, дескать, мекка, да без сортира?..

«Внимание, вопрос: как вы думаете, за какое время 1000 человек загадят 1 биотуалет? Правильный ответ: за сутки», - делится глава поселка Елена Крывонос.

Между тем, по данным главы, разовая работа машины, которая обеспечивает канализационную откачку, стоит 17 000.

30 дней - это свыше полумилилиона рублей.

И все это для гостей, которые оставляют на память о себе рыбьи кости, головы и кишки по всему побережью.

«Я только за организованный туризм, чтоб за мусор головами отвечали», - восклицает глава.

«Да куда они, китайцы, денутся…»

Но китайцев всё же было больше всех... Особенно во время празднования их Нового года.

Судя по забронированным датам, большинство из них рассчитывали вернуться в Шанхай в середине февраля… Но вмешался коронавирус.

«Все коллективные брони из Китая сейчас аннулированы, потому что большие группы не пускают», - рассказывает администратор ресторана турбазы «Терский берег» Марина.

Она пять лет работает в Териберке, и считает, что один азиат привёл в посёлок пятерых.

На вопрос, не боится ли она заболеть, отвечает по-русски: «Чем больше боишься, тем выше вероятность».

А на вопрос, что дальше-то будет, заключает следующее: «Да куда ж они денутся, китайцы-то. Вот и по телеку говорят, что число заболевших на спад пошло».

Кстати, если вы думаете, что в Териберке все повально ходят в медицинских масках, то глубоко заблуждаетесь. Местным она вообще не нужна.

Мы идем в магазин. Электронное табло «Продукты» в трех вариантах: на русском, английском и китайском.

В маленьком помещении вкусно пахнет хлебом (его пекут в местной пекарне) и, как селедок в бочке, людей.

Девушки азиатской внешности объясняют продавцу свои желания на пальцах. Указательный палец правой руки, как жезл регулировщика, показал на «доширак», два пальца вверх на левой руке – количество.

Общение с китайцами всегда проходит на невербальном языке, потому что, по признанию продавца, ни они, ни местные английского не знают.

«Мы им «гунянь», что в переводе на русский означает «девушка», они нам в ответ»: Спасисо», - со всей бесхитростной простотой объясняет продавщица.

«Как вам без китайцев?» - спрашиваю у нее.

«Меньше народу – больше кислороду! Хотя на нашем мелком бизнесе это никак не сказалось», - смеется в ответ продавщица Евгения Денисова и продолжает:

«Теперь к нам едут тайцы, индонезийцы, иранцы… У нас пусто не бывает. Для торговли  китайский турист это, конечно, хорошо, также местные зарабатывают на сдаче жилья».

«А что у вас кроме «дошираков» покупают азиатские гости?»

«Им очень нравится и наш хлеб, и сыр, и колбаска. Берут в основном дорогую - «окраинскую». Еще пиво наше териберское, или мурманское любят, и квас», - добавляет Евгения.

Почувствовали на себе отсутствие туристов и снегоходчики. Время  -  обед, суббота, а кто-то уже домой пошёл. А ведь катать туристов на снегоходах - особый вид заработка у местных.

Первопроходчиком в катаниях на санях стал бывший моряк, а после этого - работник 55-ой подстанции в Дальней Губе Владимир.

Его, будучи моряком, занёс на берег Териберки в буквальном смысле шторм, а увидев такую красоту, мужчина не захотел возвращаться в Москву.

Звягинцеву и не снилось

25 06 2019



Про свой бизнес говорит лаконично:

«Не жили богато, не стоит и начинать. От туристов одно ...овно, даже в тундре. Вместо подснежников у нас повсюду одноразовые нагревательные пакеты. Основная масса народа от китайца не зарабатывает, а мучается. В Териберке всё давно вытоптано, всё выдавлено. Не туристический сбор поможет сохранить её богатство, а статус ЗАТО».



Развод - дело тонкое

«Экономический выхлоп от китайца - невысокий. Путевка для туриста из Поднебесной в Териберку - ниже себестоимости. Её часто оплачивают их профсоюзы. Туры организуют китайские компании. Китайское агентство набирает желающих, и гид выкупает эту группу», - рассказывает Владимир Онацкий.

По его словам, сам гид платит несколько тысяч евро для того, чтобы сопровождать туристов в России, и там он промывает им мозги, дескать, не выпустят из страны, пока не купят… янтарь. И начинаются «обязательные остановки», где они покупают за бешеные деньги брошки-сережки.

«За счёт двойной продажи услуг уже оплачены снегоходы. Впрочем, когда дело дойдёт до них, у китайцев снова попросят юани. Таким образом, их обманывают собственные же сограждане», - подытоживает Онацкий.



Впрочем, по его словам, скоро  китайцы «прозреют», и начнут плести свои хитрые сети.

«В будущем они обзаведутся своей инфраструктурой - у них уже по области есть свои гонконгские турбазы. Дальше они построят в Териберке гостиницу», - убеждает Владимир.

 «А вы почувствовали в своей сфере отсутствие китайцев?» - обращаюсь к таксисту.

«Я только что высадил несколько китайских товарищей в гостиницу, они к нам из Питера прилетели, жаловались, что билет на самолёт дешевле такси, скидку ещё просили у меня, обиделись немного на мой отказ», - ответил мужчина, представившись Александром.

«Не уступили?», - уточняю я.

«Так, они у всех просят скидку, менталитет такой. Они и путёвку на дешевый Север за гроши покупают. Хорошо хоть этот пролетариат - большинство туристов-азиатов из рабочей среды - в местный музей не ходят», - разоткровенничался Александр.

Любовь под северным сиянием

«А куда китайцы на променад ходят?» - этот вопрос снова адресую главе.

«Подхожу я как-то к своему дому, слышу голоса людей на крыше, поднимаю голову, вижу двух китайцев. Я их спрашиваю, что они там делают. А они в ответ, мы, мол, собираемся ночевать на крыше, будем «ловить» северное сияние. Такие вот у нас гости», - комментирует Елена Крывонос.

Самое популярное место у китайцев то, откуда видно северное сияние.

«Наш козырь – мы знаем, где искать северное сияние. У нас есть чат гидов, кто «нашел» сияние, извещает, и туристы отправляются в погоню. Китайцы могут неделю ждать молча, и их загадочную душу не понять», - улыбается Владимир Онацкий.

Кстати, китайские туристы смеются, когда узнают от гида, что русские думают, что туристы из Поднебесной едут на Кольский Север, чтобы зачать детей под сполохами северного сияния.

На самом деле они летят с другого конца Земли для того, чтобы увидеть в нашем небе... китайского дракона.

Извивающиеся формы полярного сияния часто изображаются как небесные змеи в их древних хрониках.

«Здесь очень красиво, очень холодно. Мы узнали о Териберке из Instagram, у меня появилась мечта увидеть северное сияние. Захотелось познакомиться с русским бытом и людьми. Ваши люди очень красивые, но очень грустные. В нашем менталитете принято улыбаться, а здесь люди редко это делают», - поделилась туристка из Индонезии Роффи.

В целом, в Териберке нет ни одного знакового проекта, которому угрожает коронавирус. Туристическая карусель едет дальше.

«Мне всё равно: хоть черненький, хоть беленький, в крапинку, или полосочку - лишь бы туристы уважали тех, кто их радушно приютил», - рассуждает глава Териберки.

Месяц-два, и Териберка забудет об этой ситуации, и поток туристов снова будет сбивать Териберку с её шатких деревянных ног.

Ну а пока - можно немного перевести дух...



Подробнее: https://severpost.ru/read/80918/

любитель тв | 2020-02-24 00:24:33

Огромное спасибо редакции за отличный и познавательный репортаж. Сожалею, что не указан автор.

Ответить