Общество

2020-03-04, 13:44

Долгострой-театр: Взгляд изнутри

С 2015 года на мурманском проспекте Ленина продолжается стройка века. На новость из уст губернатора о завершении реконструкции главного театра региона в конце 2020 года даже самые ярые оптимисты отреагировали вяло - надежды фактически иссякли.

В том, что происходит на самом скандальном и дорогом долгострое региона, разбирался специальный корреспондент СеверПост.


Сразу скажем, попасть на этот культурный объект было непросто. Две недели СеверПост ждал ответа от министра культуры Евгения Гомана, который, в свою очередь, ждал решения министра информационной политики...

И вот в назначенный день Х, получив все согласия, летящей походкой бежим в театр, но...

«Какая ещё экскурсия? Ничего не знаю. Стойте у дверей, пока я выясню, кто и зачем вас сюда позвал?» - буркнул под нос молодой парень в ярко красной куртке, как оказалось, главный инженер «МНК-Групп» Игорь Филатов.



Все попытки договориться на месте прошли без особого успеха. Так и замерли на месте, словно в игру детскую «Море волнуется раз» играя: журналист, да ведущий инженер театра. 

Начальник службы охраны, погрозив пальцем, пресёк даже попытки погулять по двору театра.



Самое одиозное культурное сооружение региона держит оборону круглосуточно. Стройплощадку по всему периметру окружает высокий забор - не перепрыгнешь.

Проникнуть на объект можно через одну-единственную проходную, получив соответствующее разрешение от заказчика - Управления капитального строительства, либо от куратора стройки - генподрядчика - ЗАО «МНК-Групп». Областной драмтеатр является лишь собственником здания, и бесправен на стройке.

Журналист на объекте - персона нон грата – фигура жесточайшего общественного прессинга. Если и пускают, то строго в рамках официально-показательных мероприятий, сутью которых является мантра «У нас всё по плану». Мы на такие не ходим...

Полчаса на морозе, знаете ли, сильно освежают память.


…Реконструкция областного драмтеатра началась в 2015 году и была запланирована к 100-летию города, к октябрю 2016 года, но и спустя пять лет воз и ныне там.

Бывший губернатор Марина Ковтун, помнится, питала надежды на помощь федерального бюджета по линии Минкультуры России. Но получить субсидию можно было при условии наличия проектно-сметной документации и проведения её историко-культурной экспертизы…

Согласование - переделывание - простой...



Помнится, что и выбор подрядчика с самого начала породил множество вопросов. В том числе, каким образом питерский ООО «ТэТа», в чьём портфолио не было крупных и сложных проектов, получил контракт на реконструкцию Мурманского областного театра с непростыми техническими решениями?



Как писали в СМИ, ООО «ТэТа» за два года (2015-2016) сумело освоить на реконструкции театра только 15% от выделенных из  областного бюджета на эти цели 497 млн рублей. 

В январе 2017 года директор УКС Ирина Вабищевич расторгла контракт с «ТэТа» с официальной формулировкой: «Работы на объекте ведутся настолько медленно, что окончание работ к контрактному сроку становится явно невозможным».

В мае 2017 года был заключен новый госконтракт на реконструкцию драмтеатра – с ЗАО «МНК-Групп». Что интересно, подряд оценили уже в 643,2 млн. рублей.

При этом компания Мурманску хорошо известная - именно она занималась реконструкцией областной филармонии и нового здания для областного театра кукол.

И вот прошло пять лет: блистают удивительные по красоте филармония и театр кукол, а областной театр всё ещё в руинах. Что первый, что второй подрядчик оперативностью не блещут. Так в чём же дело?

Давайте посмотрим! Тем более, что разрешение на променад нам все-таки предоставили.


Роман с Мельпоменой

Наш сопровождающий  - начальник службы безопасности – Роман, признаётся, что любит театр, и выдает с порога следующее:

«Нет такого мурманчанина, кто хоть раз в жизни не был в этом театре: на детском ли утреннике, во время школьного культпохода, с женой, тёщей, но попасть на реконструкцию – это, так сказать, исторический момент - вам повезло».

Обычно посещение театра начинается с парадного входа в храм Мельпомены, а мы первым делом отправились в производственно-бытовой корпус. Это полностью новое вспомогательное здание, которое построили с «нуля» за один год.



Справа - гараж. Слева - помещение, в котором разместились швейный и столярный цеха, где будут стоять порядка 10-15 станков. 

Также во вспомогательном корпусе будет царство мастеров сценического костюма - там расположатся склады для хранения многочисленного гардероба.

Отметим, в настоящее время театр арендует несколько помещений в разных частях города: в одном работают художники, в другом - хранятся костюмы, в третьем - размещается администрация. А теперь всё и сразу будет в одном месте.

Внутри уже размещён подъёмник, который будет поднимать декорации. Есть окошко с жалюзи, оно будет открываться в дни привоза пиломатериалов.



Поднимаемся выше, в VIP-гримерную.

«Всего их три, это апартаменты для «серьёзных людей» - тех, кто будет приезжать на гастроли и местных наших прим», - рассказывает ведущий инженер театра Андрей Дяткинский. 

«То есть, на время визита звёзд провинциальным артистам придётся выйти вон?» - спрашиваю, как есть.



«Не знаем, как оно будет, только гостиница гастролёрам будет не нужна. Это же не гримёрка, а целый номер, в котором будут созданы VIP-условия для отдыха», - продолжает Дяткинский.

И в принципе, номер уже готов ко сдаче. Осталось укрепить ванну и унитаз, мебелью обзавестись и фикус на окно поставить.

«Ламинатом, пусть и дорогим, никого не удивить, да стеклопакетами, а вот венецианской штукатуркой - да», - вступает в разговор начальник охраны Роман.

В чем её крутость, узнаём у главного прораба стройки.

«Вы писали когда-нибудь маслом? В общем, проще маслом рисовать, чем «венецианку» наносить. Ведь для того, чтобы на шпатлёвке появился рисунок, нужно нанести 8-10 тонких полупрозрачных слоев. Только в этом случае появится переливчатая мраморная отделка и впечатление глубины и движения», - объясняет Александр Репницкий.

По информации прораба Репницкого, венецианская штукатурка относится к классу элитных стройматериалов, она была придумана несколько столетий назад в Венеции. В наши дни широко используется при оформлении интерьеров VIP-класса, а также при реставрационных работах.



В целом, по информации прораба,  более 80 человек ежедневно с 8 до 18 часов работают в театре. И труд их иначе, как самопожертвованием, назвать нельзя - практически всё осуществляется вручную.

«Если гастролёры будут вести себя прилично: не бросать стаканы в стены, то сносу ей не будет. Лет на 70 хватит», - подытоживает Роман.

 «Ну, какой же это номер, если гостям поесть негде?»

«Да у нас аrt–cafe появится в театре на постоянной основе, а если не захотят тут есть, на лифте спустятся, и в город пойдут», - уверяет театральный инженер.

«На лифте?» - тут пришла наша очередь удивляться.



Оказывается, в театре появятся два пассажирских лифта и  один грузовой.

Долго в VIP- аппартаментах мы не засиживаемся. По лабиринтам коридоров и лестниц двигаемся по театральному закулисью. И попадаем в звукозаписывающую студию. Раньше о ней театр мог только мечтать.

«Интересно, что сначала кабинет для звукоинженера был с окнами, тот его не оценил, в итоге пришлось стену возводить рядом с окном, зато теперь каморка с хорошей акустикой», - подкидывает детали Роман.



Дальше - больше.



Мы идём в старое здание театра через улицу, но в будущем попасть из нового корпуса в основное здание можно будет по воздушному коридору.



«Здание было построено ещё в начале шестидесятых годов, последний капитальный ремонт видело при Андропове. После этого здесь наводили кое-какую «косметику», в том числе, ремонт фасада и кровли», - делится ведущий инженер Андрей Дяткинский и продолжает:



«Когда его строили, предъявлялись одни требования. В наше время - совсем другие. Вот настолько пришлось утеплять здание, дабы уменьшить энергопотери и расход энергоресурсов».

Как уточнил Дяткинский, беспрецедентные меры приняты и в части пожарной безопасности.

Так, например, с задней стороны театра появилась металлическая лестница для гипотетической эвакуации людей. Кроме того, в здании появилось очень много систем вентиляции дымоудаления.

Особое внимание - маломобильным группам населения.



Для них предусмотрены два лифта, изменился размер коридоров — они стали шире, чтобы могли разъехаться две инвалидные коляски. 


Если верить эскизам проектов, то новое здание избавится от красного цвета и будет бежевым. Но это неточно..

Как сообщил инженер театра, в здании поменяли абсолютно все коммуникации, в частности — внутренние инженерные сети.

В целом всё, что морально устарело, будет заменено на новое и современное. Начиная с вешалки, точнее гардероба, который станет современным и красивым.


Но что-то останется и из советского прошлого.

В том числе, сохранят мозаику в фойе на втором этаже. И, судя по плану, через пару месяцев приступят к её реставрации.


Обещают сохранить и памятную табличку с именем народного артиста Корнелия Баздерова.

«Самое важное что в театре? Правильно: сцена! Она станет больше, будет подвижной. В зале будет другое управление светом и звуком. Наш театр теперь оснащён новым поколением интеллектуальных прожекторов и софитов, что позволяет создавать на сцене интересные светоэффекты. Специально для этого была построена новая подстанция. А ещё появится оркестровая яма», - восторженно перечисляет Дяткинский.


К слову, театральные подмостки, о которых мечтают начинающие актёры, изнутри выглядят совсем иначе, чем из зала.

Это очень большое пространство со сценическим кругом и уходящими ввысь конструкциями.

Но это ещё не все открытия.

«В отреставрированном здании появится подогрев крыльца. Забудут, как ломиком лед долбать, тряпочкой будут сметать», - улыбается инженер.



На прилегающей территории появится площадка для автомобилей. На заднем дворике - фонтан...



И всё же сдать к концу 2020 года театр невозможно. Но люди преисполнены оптимизмом.

«Пока нам только губернатор пообещал, что к концу года сдадут объект. К сожалению, одного желания властей недостаточно. Должны быть осуществлены поставки оборудования и проведено нормальное финансирование. Его обещают либо в марте, либо в августе. Если пришлют в августе, то до конца года деньги просто не успеют освоить», - отметил инженер Андрей Дяткинский.

«Филармонию сделали же! А ведь тоже боялись, что ремонт никогда не закончится. Там ещё орган месяца три настраивал директор фирмы. Дошло до того, что в зрительный зал мы ставили тюки с ватой, чтобы имитировать посадку людей. В каждом культурном здании свои фишки, но настанет день, когда мы посмеемся над всеми трудностями»,  - резюмирует Роман.

Держим кулачки!

 

КСТАТИ

Общая стоимость реконструкции Мурманского областного драмтеатра - почти 1,1 млрд рублей. В неё вложены средства областного и федерального бюджетов. По планам объект должны закончить к 2021-му году.

Общая площадь объекта составляет более 9 тысяч кв. м, включая зрительный зал на 668 мест, малый зал на 88 мест и конференц-зал на 63 места.

Культурный деятель | 2020-03-05 11:05:44

А вы не хотите повторить подвиг разведчика и сделать репортаж из сегодняшнего дня областного драмтеатра? Посмотреть и рассказать всем, в каких условиях работают цеха и артисты, в каких гадюшниках им приходится ютиться, терпеть холод, протекающие потолки, тесноту. Вы бы хоть поинтересовались, в каких условиях хранятся реквизит и костюмы после переезда театра, в каких пыльных и грязных углах всё это лежит комом-ломом. Съездили бы в столярный цех, где нет отопления. Вот об этом надо писать в первую очередь, а не о венецианской штукатурке.

Ответить
Bad Words | 2020-03-05 16:37:52

Культурный деятель, вы что не поняли, что статья и направлена на то, чтоб обратить ещё раз внимание правительства на быстрейшее исправление безмозглых деяний ковтунского правительства и отправленного в отставку ершовского отдела культуры! И чтоб вы все быстрей вернулись в отремонтированный театр.

Ответить