Обрушившийся мост на подъезде к Коле, по которому проходила единственная железнодорожная ветка до Мурманска, не только принес неудобства пассажирам поездов, но и потянул за собой целую вереницу последствий для экономики региона. По мнению опрошенных агентством «СеверПост» экспертов, в той или иной степени это коснулось или коснется большинства сфер и может привести к росту потребительских цен.
Пострадали все
Как отметил в беседе с нашим корреспондентом президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Сергей Веллер, ЧП с мостом наложилось на ситуацию с коронавирусом, от которой уже страдали предприниматели, а также затронуло рядовых жителей.
«Проблема с мостом коснулась не только тех, кто доставляет грузы, а в целом всех граждан. Проблемы у многих возникают. Больше, конечно, коснулось крупных предприятий. По доставке топлива пока не видим дефицита, но может сказаться. Бензин возят в основном по железной дороге, здесь выгружают в большие емкости и дальше развозят автомобильным транспортом по заправкам. Все, что грузится в торговом порту – апатит, уголь, - все железной дорогой доставлялось», - пояснил Сергей Веллер.
Как рассказала «СеверПост» доктор экономических наук профессор кафедры управления, экономики и предпринимательского права МАГУ Наталья Щебарова, по железной дороге в Мурманск шло 60% общего грузопотока.
«Обрушение моста не пройдет даром. Крупные промышленные группы себя почувствуют самыми пострадавшими – только по железной дороге грузы возили «Норникель», «Апатит», Ковдорский ГОК. СУЭК 15 млн тонн угля в год отправляла через Мурманск. Сейчас перевалка остановлена, потребители, работники, акционеры это почувствуют. У европейских покупателей стоимость угля уже выросла на 20%, – СУЭК для них крупнейший поставщик», - заключила эксперт.
В обход Мурманска
Мурманский морской торговый порт, крупнейший потребитель услуг железной дороги по перевозке груза, уже сообщил о частичном уходе грузоотправителей.
По словам гендиректора АО «Мурманский морской торговый порт», на сегодня более 10 судов перенаправлено в другие порты, и совместно с грузоотправителями железнорудного концентрата, удобрений, угля и других грузов в настоящее время прорабатывают альтернативные логистические решения.
«Однако они все будут стоить значительно дороже. Параллельно идет тесное взаимодействие с ОАО «РЖД» с целью поиска вариантов компенсации ущерба и выгодных тарифных решений, которые позволили бы сохранить объем перевозок по железной дороге», - сказал Рыкованов.
По его данным, сегодня выстроенная логистика через Мурманск является самой эффективной для отправки грузов на Китай, Индию и ряд других стран. И обрушение моста вызвало серьезные нарушения в функционировании огромной логистической цепи.
На текущий момент в Мурманском морском торговом порту работы, связанные с железнодорожными операциями приостановлены, что влечет за собой не только переполнение складов грузоотправителей, но и снижение интенсивности производства работ вплоть до полной остановки деятельности предприятия.В порту работает более 1300 человек.
«По подсчетам специалистов, сбой в поставке груза ж/д транспортом повлечет за собой простой предприятия и более 80% рабочего персонала», - отметил руководитель ММТП.
Как сообщила нашему агентству бизнес-омбудсмен региона Елена Тихонова, доля порта в экономике Мурманска очень существенная.
«Мурманска это больше коснется, чем области», - сказала она, отметив, что пока жалоб от предпринимателей, связанных с проблемами из-за обрушения моста, к ней не поступало.
Ищет пути в обход Мурманска теперь и другой крупный перевозчик – компания «ФосАгро», поставляющая через порт удобрения на экспорт.
Как пишет Интерфакс со ссылкой на руководство компании, «ФосАгро» прорабатывает варианты экспортных поставок через зарубежные порты и обсуждает с зарубежными клиентами возможные корректировки графика отгрузок апатитового концентрата в случае, если устранение последствий инцидента на железной дороге займет длительное время.Через Мурманск у компании идет примерно 1/6 часть экспортных поставок удобрений - до 1 млн тонн в год.
Как считает Наталья Щебарова, падение спроса на перевалку грузов через Мурманск может привести к снижению экономического роста в регионе.
«Ситуация с мостом такая же, как с коронавирусом – экономика страдает, наполняемость бюджета падает, мы уже вошли в эту ситуацию. Но программа помощи в связи с коронавирусом касается и промпредприятий, и помощь ослабит падение отчислений в бюджет. Помимо промпредприятий, пострадали и рыбодобывающие компании - большую часть внутренних поставок они по железной дороге осуществляли, это треска, сельдь. Около 50% своих поставок. Теперь только автотранспорт, что дороже. Для восстановления экономики нужен мост увеличенной грузоподъемности», - отмечает доктор экономических наук.
Будет ли мурманчанам тепло и сытно?
Хотя крупнейшими перевозчиками по железной дороге являются промпредприятия региона, пользуются железнодорожным транспортом и те, от кого напрямую зависит комфорт жизни северян. В первую очередь это энергетики.
«По топливным запасам проблем не ощутим, так как отопсезон завершен, запас, говорят, есть, - считает Наталья Щебарова. – Но вопрос в том, сколько будет восстанавливаться сообщение. Так неправильно говорить, но нам повезло, что случилось все летом».
Наличие запасов топлива на котельных подтвердили «СеверПост» в филиале «Кольском» «ТГК-1». В пресс-службе компании отметили, что все топливо привозится только по железной дороге, но сейчас месячный запас есть. «Горячее водоснабжение будет», - сказали в компании.
Что касается автомобильного топлива, то, по мнению Натальи Щебаровой, его доставка автотранспортом даже из Карелии приведет к росту цены.
Коснется проблема и повседневных товаров. Продовольствие поставляется в основном автомобильным транспортом, а многие промтовары шли по железной дороге, в частности, стройматериалы. Переход на автотранспорт приведет к увеличению расходов. Так, уже сейчас в магазинах нет скидок на стройматериалы.
«Малый бизнес переходит на автотранспорт – все предприятия, которые массовые поставки делали, - сказала Наталья Щебатова. – В целом пока говорить о масштабных кризисных проявлениях рано. Летом меньше ущерб. Но если полноценное железнодорожное сообщение не восстановят в ближайшие 3-4 месяца – серьезные последствия будут. Все зависит от скорости восстановления. Уже временная ветка поможет в целом. Инфляции, резкого скачка цен пока ожидать не приходится».
Напомним, 30 мая на перегоне Выходной - Кола был поврежден железнодорожный мост. После этого рабочие приступили к его восстановлению.Однако несколько пролетов рухнули в воду.
Первоначально сообщалось, что сооружение упало от напора воды, но позднее власти региона заявили, что связи между паводком и обрушением моста пока не выявлено. Следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело по факту обрушения железнодорожного моста.
Россияне традиционно жалуются на рост цен. На продукты, товары, бензин. Люди сравнивают стоимость товаров в мае 2022 года с ценами прошлых лет и говорят о подорожании. СеверПост решил выяснить, насколько выросли цены за последние годы. Средняя температура по больнице Статистика весьма коварная штука. И по данным статистиков северяне зарабатывают неплохо. В...подробнее
СеверПост изучил ценники на основные продовольственные товары в крупнейших магазинах Мурманска. Мы готовы рассказать, что подорожало, а что подешевело с 2017 года. Нет ничего более непостоянного, чем цены. За минувших два года стоимость основного набора продуктов сильно изменилась. Ниже вы можете ознакомиться с ценами, актуальными на ноябрь 2017 года и...подробнее
По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, последние семь месяцев показали, что россияне стали существенно дольше жить. А что об этом думают в Мурманской области - выяснял СеверПост. «В России увеличилась продолжительность жизни до 78,5 лет у женщин и до 68,5 - у мужчин», - сообщила министр здравоохранения на Восточном экономическом форуме. Она отметила, что...подробнее
Среднестатистический житель Мурманска - это продавщица Лена лет сорока. СеверПост предлагает взглянуть на типичного жителя глазами заполярной статистики. 4 октября исполнится 103 года со дня основания Мурманска. Цифры не хуже слов умеют о многом рассказать. Мурманстат поведал о потенциале города и его жителях на языке статистики. Сколько лет и как зовут Согласно...подробнее
О схемах по выводу сотен миллионов рублей на строительстве стратегического объекта написали ведущие калининградские СМИ. Но самое интересное в этих публикациях - речь идёт о хранилище отработавшего ядерного топлива на Кольском полуострове. Опасное соседство В настоящее время в губе Андреева в Мурманской области хранится более 21 тысячи сборок отработавшего ядерного...подробнее
В городе, где уже почти 10 лет все бюджетные средства распределяются только между своими, а надзорные органы стыдливо прячут глаза. Не стал исключением и нынешний сезон. Лакомый кусок казенного пирога — почти в 1 млрд рублей достался приближенным депутата Госдумы Алексея Веллера. Даже крохи «чужие» фирмы от него не получили. В марте 2018 года в...подробнее
«Северсталь» подчеркнула важность совершенствования корпоративной культуры в эпоху трансформационных изменений бизнеса. Об этом заявили глава ПАО «Северсталь» и топ-менеджмент, которые выступили на 11 сессиях в рамках Петербургского международного экономического форума. 10 июня в Санкт-Петербурге председатель Совета директоров ПАО...подробнее
Руководителям муниципалитетов сам Бог велел иметь свои аккаунты в соцсетях, чтобы не терять связь с населением. Но в Мурманской области каждый мэр сморит на это по-своему. У одних в «друзьях» полгорода, у других даже нет аккаунта. СеверПост заглянул в Сеть, чтобы понять, кто есть кто. Полярные Зори – работа, рыбалка, семья Атомная станция и синие дали...подробнее
Наше знакомство с мурманским правосудием началось в 2015 году с иска к СеверПост от Андрея Сысоева. Сначала, когда мы с юристами увидели иск - даже посмеялись, как можно в этой публикации разглядеть оскорбление чести и достоинства. Да вы сами посмотрите. Вот эта новость. В ней даже сам Сысоев не упоминается, но судья Октябрьского районного суда Ольга Холкина...подробнее
Сегодня исполняется ровно месяц с момента назначения губернатором Мурманской области Андрея Чибиса — федерального инспектора ЖКХ. Столичный чиновник за это время навел такого шороху и раздал столько обещаний, сколько прежний губернатор Марина Ковтун не давала за годы. К слову, сама Ковтун как воду канула, а ее бывшие министры, вошедшие в «команду Чибиса»,...подробнее
В России заработал официальный портал с реестром нечистоплотных госслужащих. Сейчас в нём уже более тысячи российских чиновников. Есть в этом чёрном списке и коррупционеры из Мурманска. Хотя, как выяснил СеверПост, не все, кто оказался в реестре, были уволены за коррупционные преступления. Да и преступления какие-то… смешные что ли. Под номером 99 в списке Денис...подробнее
Почти 90% поставок лекарственных средств, проходящих через Министерство здравоохранения Мурманской области, приходится на родственные компании НАО «МФК Северо-Запад». Ранее СеверПост уже писал про непрозрачные закупки ведомством Валерия Перетрухина, после чего на журналистов начались гонения со стороны чиновников и недовольных коммерсантов. Число компаний,...подробнее
Военнослужащим в 2019 году поднимут оклады на 4%. Произойдёт это в октябре следующего года, и благодаря этому бюджет Мурманской области получит дополнительно приличную прибавку в виде налога на доходы физических лиц. Правительство продолжает выполнять обещание, данное военным. Пять лет, с 2012 по 2017 годы, в связи с кризисом и нехваткой денег в бюджете от индексации военных...подробнее
По факту экспертного заключения Мурманского УФАС возбуждено уголовное дело в отношении неопределенно круга лиц. Пока неопределенного, хотя в самом документе все эти лица называются. И сплошь всё знакомые фамилии. СеверПост завершает серию публикаций самого заключения УФАС, выкладывая последний пакет документов. Если ещё у кого-то оставались сомнения по поводу...подробнее
Правительство Мурманской области продолжает закупать за бюджетные миллионы расположение местных СМИ, и не только. Работа поставлена на поток и приносит свои результаты. Критиковать местную власть боятся и телеканалы, и сайты и даже ведущие паблики в соцсети. Согласно отчёту, опубликованному на сайте регионального правительства, в первой половине года за лояльность...подробнее