Здание роддома и женской консультации в Мончегорске с приходом пандемии переоборудовали под лечение пациентов с коронавирусом. Заведующая отделением Ирина Назарчук рассказала, каково это жить на работе, о «спонсорских» апельсинах для больных и о пролежнях на лицах медиков из-за респираторов.
«Все очень индивидуально и непредсказуемо»
«Я более 22 лет врачом в Мончегорске работаю, три первых года в «скорой», но то, что происходит сегодня, такого не видела никогда. Пациентов с каждым разом все больше, и я не знаю, сколько их будет завтра, и никто не знает. На прошлом дежурстве у меня был один, позавчера 11, но бывало за смену и 15 человек», - начинает разговор Ирина Назарчук.
По ее словам, отделение, рассчитанное на 60 пациентов, сегодня переполнено.
На минуточку, Мурманск, Мончегорск и Североморск – сейчас города с наибольшим приростом коронаположительных в регионе. В других населенных пунктах пик пандемии пройден, где-то – еще впереди.
Согласно данным оперштаба по борьбе с заболеванием, на текущий момент в Мурманске инфицированы 795 человек, а в Мончегорске - 158.
Всего на 13 июня в регионе COVID-19 выявлен у 3889 пациентов.
«Было страшно только первое время. Нервничала, появлялись мысли о том, что сама можешь стать пациентом, но когда началась работа, все эти мысли ушли на второй план», - продолжает Ирина.
Тем более что за годы работы были и другие непростые периоды.
«В «нулевых» дважды атипичная пневмония приходила - острое воспалительное заболевание, поражающее легкие. Тоже было много тяжелых больных», - вспоминает врач.
Впрочем, по признанию медика, инфекционные больные – это всегда тяжелые больные.
«У них очень быстрая динамика развития событий, особенно у детей, когда в течение суток состояние может измениться от легкой степени до крайне тяжелой», - объясняет Ирина Назарчук.
Между тем, как выясняется, с семейством РНК-вирусов, к которому относится СOVID-19, медики сталкивались очень давно.
Эти вирусы являются возбудителями целого ряда заболеваний, включая корь, грипп, атипичную пневмонию, СПИД и обычную простуду. От некоторых «врагов» человечества уже есть спасительная прививка, а вот новая коронавирусная инфекция - пока ребус.
Признается, что в нынешней «войне» самым главным открытием стала всеобщая готовность медперсонала прийти на выручку.
«С ними бы я пошла в разведку»
«Я была готова к тому, что будут срывы, капризы, но мы работаем как одно целое. Особенно удивляет младший медицинский персонал: сами с утра встали, пошли и работают, работают, пока смена не закончится», - утверждает заведующая отделением.
Как уточняет Ирина Назарчук, она никогда не видела, чтобы так прежде отдавались работе.
«А какие молодцы девочки-медсестры. Их у нас 10. Они же тоже сейчас очень много работают. При этом у них физически тяжелая работа: они все время в костюме, с них пот градом течет — так, что очки запотевают. С такими «бойцами» я бы точно пошла в разведку», - добавляет Ирина.
При этом, как уточняет врач, новая смена медсестры начинается каждые 12 часов, на отдых отводится всего 10-12 часов, на работе перерывов нет.
Вынести такой график физически очень тяжело, поэтому медсестры меняются через 2-3 недели.
«Врач можем ночью поспать, если все спокойно, а они - нет. В нашем отделении с начала пандемии это уже 4-я или 5-я смена медсестер», - припоминает Ирина.
В целом дежурства проходят штатно. Рефлексировать врачу времени нет: посмотрели больных и пошли писать истории болезней и прочую документацию. По признанию заведующей, некогда поднять голову от работы.
Кстати, попробуйте для разнообразия жизненного опыта поработать несколько часов за компьютером в перчатках и масках - то еще удовольствие.
«После смены очень хочется пить и спать. Мы стараемся использовать каждую секунду для отдыха. Но все же перед тем, как закрыть глаза, заглядываешь в телефон, в медицинский чат больницы», - добавляет Ирина.
Впервые за 22 года своей медицинской практики Ирина Назарчук живет на работе - в отделении.
На работе - дома
«Два десятка лет работаю врачом, но прежде не доводилось жить в отделении», - улыбается медик.
С 20 апреля она не уходит домой. Единственное, что разрешается - выйти на улицу - подышать воздухом рядом со входной дверью.
Ирина Назарчук начинала принимать первых пациентов cCOVID-19 в Мончегорске. Как она уточняет, это продолжалось до тех пор, пока количество больных не стало увеличивать. Затем второго доктора пригласили, сейчас их трое.
За последнюю неделю было выписано около двух десятков человека, за месяц – более 100. Но пациентов по-прежнему хватает.
По словам медика, каждая смена - это вызов. Вызов опыту и профессионализму, психике, выносливости, жизнеспособности и еще, наверное, человечности.
6 часов без еды, воды и туалета
Решение работать в новых условиях все принимали, естественно, добровольно. Но о том, как именно это будет, изначально можно было только догадываться.
«Смена длится 6 часов. Перед этим стараешься ни пить много воды, ни есть. Понятное дело, что если понадобится, то сделаешь перерыв, но тратить на это время и силы, выходя и заходя обратно в «красную зону», совсем не хочется», - рассказывает Ирина.
По ее признанию, когда много работы, забываешь обо всем на свете. И да, действительно, медики работают в памперсах.
«Бывало так, выйдешь на 20 минут, а по возвращении привезли еще 10 больных, и ты потом уже понимаешь, что шесть часов продолжаются семь, восемь и девять, и так далее, в силу технических моментов», - добавляет Ирина.
На вопрос, а не было ли хоть раз страшно на работе, отвечает:
«Береженого бог бережет. Мы голышом на амбразуру не лезем — все необходимые средства защиты используем».
В этом списке СИЗ (средства индивидуальной защиты) – противочумный костюм. Затем надевается маска и очки или полный лицевой шлем с фильтрами (2 в 1 – и маска и очки) и 2 пары перчаток.
Даже для ног предусмотрена защита. Так, сначала надеваются бахилы, потом обувь на резиновой подошве по типу калош. На ногах длинные носки, чтобы их удобно было заправлять в штаны.
«Приспособиться было сложно первое время, но ко всему привыкаешь, сейчас ставим рекорды по скорости надевания. Минут за 10-15 уже в полной боеготовности», - видя мои круглые глаза, спешит успокоить Ирина.
К слову, весь этот «рыцарский» комплект требуется постоянно менять. Учитывая объемы, стоит это очень дорого.
И здесь помогает градообразующее предприятие. Кольская ГМК на всех территориях присутствия поддерживает медиков. СИЗы, расходные материалы, дезинфицирующие средства, медтехника оперативно приобретаются за счет предприятия.
Все понимают, что пандемия – это не шутки, с ней нужно бороться вместе.
Кстати, несмотря на одинаковые «скафандры», никто никого в больнице Мончегорска ни разу не перепутал.
«Узнаем друг друга по походке, по росту, по глазам. Хотя первое время девочки имена писали друг у друга на спине, потом и это не понадобилось», - добавляет Ирина.
«В респираторах тяжело дышать, За 6 часов на щеках, на переносице образуются «пролежни». Особо плохо тем, у кого кожа нежная. Они и пластырем все это заклеивают, плюс мажется мазь специальная. Разговаривать сложно, так как плохо слышно – приходится громко разговаривать».
В «красной» или «грязной» зоне у медиков с собой только рация и кнопочный телефон.
«Сенсорный неудобно использовать в перчатках. Но вообще, у каждого медика по два телефона. Один - с собой, второй - в «чистой» зоне», - отвечает доктор.
Пациент будет жить
«Больные поступают - разные. Самому молодому пациенту 16 лет, а есть бабушка – ей 89 лет. Есть возрастные больные с сопутствующими патологиями. Были два тяжелых больных из Белокаменки — оба были на искусственной вентиляции легких с тяжелейшими пневмониями. К счастью, оба поправились, уже выписаны и вернулись к привычной жизни», - говорит Ирина.
По словам медика, все отделение волновалось за них, а когда их выписали, провожали также всем отделением.
«Они были как сыны полка – в самом первом заходе. Кроме того, пациенты были изначально тяжелые и состояние их ухудшалось. Но мы поставили их на ноги. И потом мне позвонила жена одного из них, благодарила. И это было очень приятно», - рассказывает врач.
Но хоть первые, хоть десятые, пациенты делятся на две категории: одни напуганы, вторые - особенно те, у кого болезнь развивается в легкой форме, - отрицают наличие вируса - и до последнего не верят.
«Первым пациентам, из Белокаменки или других стран и городов, им было тяжело: хотелось и фруктов, и сладенького, и в целом передачки. Мои друзья и их знакомые приносили пакеты с печеньем, чаем, сахаром, мандаринами, апельсинами, а я ходила по отделению и раздавала «спонсорскую» помощь», - улыбается Ирина.
Все пациенты с подозрением на коронавирус попадают сразу в красную зону.
«Не надо недооценивать «противника». И верить всему, что написано в Интернете. Так, обоняние пропадает лишь у 10% заболевших. Хотя давеча самой довелось прочитать, что оно вообще не восстанавливается. У моих больных оно восстанавливалось в течение недели», - смеется Ирина.
«Что дальше? До конца июня, пока есть силы и здоровье, продолжу работать. Потом прибудет новая смена. А меня по возвращении ждет самоизоляция, и я жду ее с каким-то ужасом, потому что не знаю, чем буду заниматься - не привыкла сидеть и ничего не делать», - улыбается медик.
Впрочем, доктор немного лукавит. В период пандемии она умудряется повышать уровень самообразования.
«Подсела на лекции по программе непрерывного медицинского образования, решаю тесты, получаю баллы», - признается Ирина.
Ирину очень ждет семья, а она, как и медики всего мира ждет, чтобы количество больных стало меньше и можно было вернуться к привычной жизни: спать дома, работать без спецснаряжения.
«Ирина, когда уже изобретут спасительную вакцину?»
«Пандемия не может длиться вечно. Но даже создание вакцины не решит проблему – все равно большинство переболеет, как гриппом, и будут смотреть на СOViD-19 как на обычную инфекцию. Но чем больше у нас времени, тем больше знаний и возможности встретить ее во всеоружии», - подытоживает Ирина.
Новый день – новый «кормилец». Так живут «тарелочницы» - любительницы ходить по свиданиям, заказывать самые дорогие блюда, а после - бесследно исчезать. И да, в Мурманске они тоже обитают. Почему местные рестораны всегда им рады? В тонкостях бытия заполярных «тарелочниц» разбирался СеверПост. «Она смылась,...подробнее
В ближайшие годы Полярные Зори ждут по-настоящему крутые перемены. Вектор развития города будут определять строительство второй очереди Кольской атомной станции, продление сроков эксплуатации энергоблоков № 1 и № 2 и расширение открытого распределительного устройства Кольской АЭС, которое будет задействовано в важнейшем для Мурманской области проекте – газификации. На...подробнее
Что важно при озеленении заполярных городов? Почему не стоит сажать в нашем регионе туи и каштаны? Кому в Мурманской области расти хорошо, а кому не очень? На эти и другие вопросы СеверПост ответил директор Полярно-альпийского ботанического сада-института имени Н.А. Аврорина Евгений Боровичёв. Недавно многих северян удивил тот факт, что на Поморской набережной в Коле...подробнее
В Мурманске дали символический старт строительству жилого квартала GloraX Кольский. Его возведут на улице Морской, вблизи озера Варничное. Проект предусматривает благоустройство парка с различными функциональными зонами. Излюбленное место отдыха мурманчан не только сохранят, но и преобразят по современному стандарту. Масштабный инвестиционный проект будет...подробнее
Посетителей не считают, нарушителей не наказывают, с туристами не работают. Такой список претензий экспертный совет по заповедному делу выставил руководству нацпарка «Хибины». Что ещё не нравится учёным? Как дела обстоят на самом деле, рассказал директор Лапландского госзаповедника, которому поручено заниматься делами нацпарка. Письмо...подробнее
Каким образом будут поддерживать «цвет» улицы Ленинградской в Мурманске? В каком муниципалитете региона появится уличный бинокль, а в каком - променад и новые арт-объекты? О проектах благоустройства в Кольском Заполярье рассказала министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Элина Парамонова. Кола и Мончегорск В 2025 году в...подробнее
В городе с размахом отметили профессиональный праздник обогатителей КФ АО «Апатит». Химичили и творили Праздник работников химической промышленности в Апатитах с нетерпением ждут многие северяне – на главных улицах вырастают батуты и парки аттракционов, на центральной площади возводится большая сцена, на каждом шагу – артисты уличных театров,...подробнее
«Вас что, правда так зовут?» Эту фразу обладатели необычных имён слышат чуть ли не каждый день. Как в наше время живётся мужчине с именем Ананий? В каких случаях Клеопатра выбирает быть просто Машей и почему Констанция терпеть не может «Трёх мушкетёров»? Истории людей с оригинальными именами собирал СеверПост. Хорошо, что не Хилари Отцу мурманчанки...подробнее
Вглядитесь в эти фото. На снимках – один и тот же человек. Первый кадр – то, как 75-летняя мурманчанка Александра Фёдоровна выглядела в последние несколько лет жизни. Второй – спустя всего 10 дней пребывания в Мурманском доме-интернате инвалидов и престарелых. В госорганизации пожилая женщина получила инсульт, пневмонию, гнойные пролежни, сепсис и оказалась в...подробнее
Сотни заполярных поисковиков с приходом лета надевают полевую форму, берут металлоискатели, лопаты и отправляются на поиски тех, кто встретил свой последний час в наших стылых сопках, именуемых на картах высотами. Вроде бы, год за годом порядок действий один, но каждый поисковый сезон в Заполярье отличается от другого. Итогами поискового сезона 2024 год и планами на новый...подробнее
Областной суд 14 мая может поставить точку в скандальном уголовном деле о мошенничестве в Ковдоре. Процесс уже стал эталоном бодания прокуратуры и юристов защиты. Здесь есть всё: и облажавшееся обвинение в виде эксперта с поддельным дипломом, и гуглфото в качестве доказательства, и выполненные «сверх» контракта работы, и чиновник под следствием, и ущерб почти в 12...подробнее
В день 80-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Мурманске по традиции прошёл военный парад, а вслед за ним - шествие «Бессмертного полка». О том, как всё это было - репортаж СеверПост. Мурманчане занимали места за несколько часов до начала парада:Первыми к трибуне привозили ветеранов, которым помогали подниматься и рассаживаться...подробнее
Начальник грузового двора станции Мурманск Василий Фомич Гольцов пережил войну. Пережил самую страшную бомбёжку Мурманска 18 июня 1942 года, когда прямо в земле испеклась картошка, которую мурманчане сажали во дворах. Но умер он спустя всего пять лет после Победы. Ему тогда было всего 35 лет. И ни внуков, ни правнуков, ни праправнуков он, конечно, не застал. Но вот они, его...подробнее
Приближается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В Заполярье состоится множество памятных мероприятий. Пройдёт по городу шествие «Бессмертного полка». И в этом полку мы увидим женщинау с плакатом, на котором будет сразу пятьдесят имён. Северянка считает, что больше об этих людях вспомнить некому. Нет в России семьи такой, где б не памятен был...подробнее
ЗАТО Островной – самый отдалённый городок в Мурманской области. Через два дня после начала Великой Отечественной здесь была образована Йоканьгская военно-морская база. После войны там базировались атомные субмарины. В лучшие годы – до 35 АПЛ, четыре дивизии. В Гремихе в 1970-е – до 40 тысяч жителей. И прикрывал всё это целый зенитно-ракетный полк. Но это в...подробнее