Фото: из архива И.Суханова
Эта история бывшего преподавателя социологии. Северянин вместе с единомышленниками воплотил в жизнь свою мечту. Из Мурманска маленькая команда экспортирует мероприятия и развлекательные проекты по всему миру. Их знают в СНГ, Соединенных штатах и Объединенных Арабских Эмиратах. Следующая цель – логотип Made in Russia.
История одного стартапа
У преподавателя социологии - Ивана Суханова - была мечта - он хотел дать людям развлечений. Видимо поэтому мужчина начал работать арт-директором ночного клуба «Марракеш».
Но это было лишь началом пути. В 2009 года, завербовав коллег по цеху: ведущих, ди-джеев, - Иван стал организовывать собственные вечеринки и мероприятия.
Позже объединение, созданное бывшим преподавателем, превратилось в компанию Shiva Company.
Первый удачный проект творческого союза - «Ночь кино», что проводился во всех кинотеатрах Мурманска.
«В период 2016-2018 годов мы приглашали в ночные клубы региона очень многих артистов жанра standup. Среди гостей были звезды с телеканала ТНТ, другие топовые участники: Иван Сабуров, Стас Старовойтов, Игорь Романов, Иван Абрамов. Организовали очень много рок-концертов, привозили «Наив», «Пилот», Аnimal ДжаZ.
Работали в Ледовом дворце как подрядчики на концертах мировых лидеров рок-сцены: Nazareth, «ДДТ». Занимались и проведением турниров по смешанным единоборствам, мастер-классов, деловых конференций», - перечисляет Иван Суханов.
Как утверждает предприниматель, проведя мероприятия по десятому кругу, они поняли: пришло время выходить за пределы региона.
Как по маслу
Однако пилотный автофестиваль в Петрозаводске провалился. Не удалось получить разрешение от города на его проведение.
Зато следующее мероприятие - уже в Архангельске - прошло на высоте. Далее были города с населением больше 300 тысяч человек - и всё прошло как по маслу. Дела у молодой и амбициозной команды пошли в гору.
На сегодняшний день мурманская компания организовали более 500 проектов в 68 российских городах: от Калининграда до Владивостока.
Большая часть мероприятий из трёх сфер. Это автомобили, недвижимость и медицинские услуги.
В настоящее время проекты Shiva Company реализуются не только в России. В зоне охвата и страны СНГ. Среди самых больших проектов - флагманский международный автофестиваль Grand Test Drive.
Это мультибрендовый проект для официальных авто-дилеров. В его рамках проводятся тест-драйвы автомобилей на городских трассах и специально подготовленных внедорожных маршрутах.
Проект побывал в таких странах, как Россия, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан и Азербайджан.
Хорошо известна и выставка недвижимости «Дом Экспо». Она проводится в самых популярных торговых центрах России с участием застройщиков, банков и агентств недвижимости.
Shiva Company провела уже более 40 выставочных проектов, в которых участвовали самые крупные застройщики России и Ближнего зарубежья.
Удивительно, но в штате компании всего 3 человека. Иван - её головной мозг, второй человек отвечает за отдел продаж, а третий - за организацию мероприятий.
Есть еще шесть помощников - в их задачу входит поиск нужных людей и подготовка мест проведения мероприятий.
Дорогу экспорту
В декабре 2019 года состоялось знакомство Shiva Company с Центром поддержки экспорта Мурманской области. Эта встреча стала новым витком в развитии компании.
Сотрудничество началась с банального - Иван увидел рекламу, в которой сообщалось, что Центр поддержки экспорта ищет экспортёров.
Первое же общение показало, что люди в Shiva Company и Центре на одной волне.
«Оказалось, что есть программа поддержки экспортных бизнесменов. И нам могут помочь сделать сайт международного формата, на нескольких языках. В итоге, нам создали красивый, брендированный сайт, а ведь раньше всё наше общение с клиентами сводилось к соцетям. Это расширило круг нашей аудитории, о нашем автофестивале узнали в Евросоюзе, Штатах, ОАЭ», - отмечает Иван.
Огромным подспорьем в работе стала финансовая помощь Центра. Они взяли на себя перевод на арабский и английский языки 40 страниц договора с компанией из Арабских Эмиратов. Новый клиент у Shiva Company появился как раз после начала работы с Центром.
Кроме того, по словам Ивана Суханова, неоценимой помощью оказались консультации по юридическим нюансам зарубежных сделок.
«Так, Центр экспорта предоставил нам юриста, который ознакомил с особенностями взаимозачётов между ОАЭ и РФ. Нюанс заключается в следующем: юридически мы зарегистрированы в России, а деньги получаем в ОАЭ, мероприятие тоже проходит в ОАЭ. Возникает вопрос: кто платит налоги и где? Выяснилось, что президент РФ и король ОАЭ, заключили договор, который этот вопрос закрывает. Если арабская компания берёт бизнес в РФ, она платит налоги в ОАЭ. И если российская компания делает проект в ОАЭ, то налоги она платит дома. То есть мы по закону остаёмся в налоговой юрисдикции РФ. Здесь налог меньше, а в ОАЭ мы попали бы под налог 40%», - подчеркивает Иван.
Есть и другие межнациональные нюансы.
«У мусульман запрещено фотографировать лица. Но мы можем заплатить налог на мероприятие, и тогда это разрешено их властями. В общем, там, где другой менталитет, язык грамотная юридическая помощь – большое подспорье», - уверен Иван.
Как отвечает предприниматель, после подписания договора о сотрудничестве, члены его команды в любое время могут обратиться за помощью в экспортный Центр.
«Периодически возникают проблемы из-за неидеального знания языка с англоязычной аудиторией, поэтому сотрудники центра не раз помогали нам в заключении договоров. На минуточку, одно мероприятие, проведённое в зоне доллара или евро, равняется пяти аналогичным мероприятиям в России. Логично, что они нам интересны», - уточняет Иван.
Кстати, в 2019 года Shiva Company победила в престижной номинации «Экспортёр года» в Мурманске. В качестве приза сотрудники компании отправились изучать английский язык.

Планов громадьё
А недавно Центр поддержки экспорта предложил Shiva Company стать участником программы по продвижению известных российских брендов и товаров за рубежом под логотипом Made in Russia.
Участники после включения в программу получают право использования официального знака на любых рекламных материалах, веб-сайте сертифицированной продукции в качестве элемента дизайна и фирменного стиля.
Это открывает новые горизонты для Shiva Company из Мурманска.
«Мы же не угольная промышленность, которая по ГОСТу работает и может дать гарантии качества. Для нас такие гарантии ещё не придумали. Поэтому нам в работе приходится всё подробно расписывать, иллюстрировать кто мы такие и что предлагаем. Появление логотипа будет говорить само за себя, бренд Made in Russia осознают как гарант хорошего качества», - отвечает Иван.
В настоящее время они ожидают решения о выдаче такого логотипа.
«Я надеюсь, мы продолжим сотрудничество с Центром в Мурманской области. Планов громадьё, желание честно работать и платить налоги - велико», – улыбается предприниматель.
Что важно: команда молодого бизнесмена не собирается покидать малую родину.
«Многие бизнесмены предлагали нам перебраться в Санкт-Петербург, Москву, - продолжает Иван. – Люди говорят, что там крутятся деньги, а на периферии делать нечего. Но я придерживаюсь другого мнения: все талантливые бизнес-идеи рождаются на периферии. Поэтому мы планируем работать в Мурманске и отсюда экспортировать свои товары в регионы и страны», - категоричен он.
Планы уже намечены. Shiva Company уже сейчас нацелилась на Индию. Ребята хотят к началу 2021 года провести первое мероприятие в Дели. Еще один проект на горизонте - в Китае. Реализацию первого мероприятия в Пекине они тоже рассматривают в 2021 году.
«Надеемся, что в 2020 году получится провести мероприятие в ОАЭ. Ранее мы выступали в ОАЭ как организаторы конгресса недвижимости, теперь хотим презентовать своё детище», - открывает карты Иван.
Ближайший проект Shiva Company в Мурманске можно будет увидеть 2 августа. В этот день в заполярной столице впервые состоится фестиваль внедорожников.
Организаторы готовят экстремальную гонку автогонщиков на трассе с препятствиями, включая погружение автомобиля в болото по самую крышу. Репортаж мероприятия будет проходить в прямом эфире. После обкатки в Мурманске проект поедет по всему свету.
Как надеются представители компании, в путь начинание благодаря Центру поддержки экспорта отправится уже с логотипом Made in Russia.
Что жители Мурманской области дарят друг другу на Новый год, а чего опасаются получить сами? Новогодние тренды и бюджеты изучал СеверПост. Главное – эмоции Как выяснил опрос, проведённый СеверПост, мурманчане особенно ценят в подарках уют, функциональность и эмоции. Похоже, никогда не уйдут из моды подарки для создания атмосферы. Например, наборы...подробнее
Всё выше и выше вздымают свои стрелы строительные краны на улице Буркова в Мурманске. Всё ближе тот день, когда на этой территории появится новая грандиозная достопримечательность заполярной столицы. О том, какие изменения претерпит облик Мурманска с открытием кафедрального собора, рассказал СеверПост куратор строительства, секретарь Архиерейского совета Мурманской епархии...подробнее
Гражданское общество Мурманской области демонстрирует стабильное развитие, а некоммерческие организации реализуют важные экономические, социальные и культурные проекты. Об этом, а также о роли бизнеса в развитии гражданских инициатив говорили на Арктическом гражданском форуме «ОБЩЕСТВО51», который впервые прошел в Мурманске. Системность и...подробнее
В Мурманской области, как и по всей России, действует программа льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение за счет бюджета широко декларируется. Однако в Заполярье пока чиновники считают деньги, пациенты считают таблетки и дни, оставшиеся до следующей попытки получить рецепт. Разрыв в цепочке Судя по обращениям в соцсетях региона, особенно остро...подробнее
Еще месяц, и наступит самое тяжелое время для северян – полярная ночь. Как подготовиться и пережить этот непростой период с минимальными потерями для здоровья и настроения, СеверПост узнал у экспертов. Психиатр: добавьте света и движений Полярная ночь является серьезным испытанием для жителей Севера. Сокращение продолжительности светового дня, холодная...подробнее
В 2025 году в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в регионе реализуется четыре крупных проекта-победителя всероссийском конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Кроме того, работы идут и на других знаковых объектах. Где благоустройство уже завершено, а где пробуксовывает - расскажем в нашем...подробнее
С 1 января 2026 года МРОТ для жителей Мурманской области с учётом северного коэффициента (40%) и полных полярных надбавок (80%) МРОТ будет соответствовать 59 604,6 рубля. А у бюджетников - на пару тысяч больше. Это означает и значительное повышение размера выплат, привязанных к минимальному размеру оплаты труда – отпускных, больничных, пособия по беременности и...подробнее
Пить или не пить? Отвечая на вопрос, сторонники приёма БАДов выбирают второй вариант. В течение 2024 года жители России потратили на эти средства 145,7 млрд рублей, что почти на 14% больше, чем год назад. Что и говорить, траты на «волшебные пилюли» стремятся в космос. Но почему, несмотря на бодрый ценник и отсутствие гарантированного эффекта, их потребление растёт,...подробнее
Благотворительный «Фонд Мурманск» прекратил свою деятельность спустя 14 лет со дня основания. Продолжительное время организация с её боксами для сбора средств на лечение детей Мурманска была неотъемлемой частью городской жизни. Сейчас же сердца для пожертвований направлены на склад до лучших времен… О причинах закрытия и наиболее памятных моментах...подробнее
В Кировске проследили ход реализации в текущем году социальных проектов, поддержку которым оказывает компания «ФосАгро». Этой теме было посвящено совещание с участием генерального директора АО «Апатит» Дениса Новикова, а также глав городов Кирвско-Апатитской агломерации и руководителей учреждений соцсферы. По словам главы администрации Кировска...подробнее
300 миллиардов рублей. Столько доверчивые россияне перечислили мошенникам в 2024 году. Среди самых простодушных соотечественников немалая часть – люди пожилого или преклонного возраста, безвозвратно «испорченные» советским временем, когда телефонного мошенничества не было, а привычка доверять людям была. СеверПост при поддержке регионального Мининформа...подробнее
Повальная цифровизация, призванная облегчить жизнь людям, по факту отдалила конечного потребителя от тех, кто должен решать его проблему. Речь про горячие линии. До колл-центра поликлиник невозможно дозвониться в понедельник с утра. Не сильно лучше ситуация в другие дни. Городская аварийка «051» хронически перегружена. И если ваша УКашка желает общаться именно...подробнее
В публикациях «к дате» обычно принято говорить исключительно о положительном, приятном и успешном. СеверПост решил сломать этот шаблон и попросил ряд известных мурманчан рассказать о том, что в сегодняшнем городе им по нраву, а с чем необходимо расстаться. И пусть иногда их соображения звучат не слишком комплиментарно, зато честно, откровенно, и с нескрываемой...подробнее
Жительница Гаджиева очень любит играть. И делает это и на работе, и дома. Как логопед в декретном отпуске превратила идею в бизнес-план - в материале СеверПост. В России растёт число детей с нарушениями речи. При этом, качество обучающих игр, представленных на рынке, не всегда отвечают взыскательным запросам логопедов. Многодетная мама Наталья Завязкина из...подробнее
Чиновники на всех уровнях в последнее время много говорят о демографии, повышении рождаемости и господдержке многодетных семей. Появление ребенка, несомненно, большое счастье, но и большие затраты. СеверПост поговорил с молодыми мамами и посчитал, сколько в действительности «стоят» дети, и хватает ли «детских» выплат на самом деле. Здравствуй,...подробнее