Бизнес

2020-10-29, 14:49
Фото: из открытых источников

Буренок бреют, как котят

Закрытие 89 магазинов региональной сети «Евророс» сильно подпортило жизнь и покупателям, и местным производителям. Первые внезапно лишились магазинов шаговой доступности. Вторые — потеряли привычный и давно налаженный канал сбыта. Теперь, чтобы приобрести местные мясо, яйца, молоко и колбасы, часто приходится побегать. А производители провалились в продажах и ломают голову над тем, как весь свой ассортимент делегировать на полки федеральных сетей.

 

Борьба за полку

Тяжёлый год выдался у единственного в регионе предприятия полного цикла производства куриного яйца, молочной и мясной продукции «Тулома».

В начале 2020 года совхоз в очередной раз скатился в сложную финансовую ситуацию. Возникли проблемы с приобретением кормов для животных, оплатой услуг ресурсоснабжающих организаций и погашением задолженности по налогам и страховым взносам.

Для спасения аграриев денег выделило региональное правительство. Предприятие откачали. Но затем последовал новый удар.

Летом выручка всегда падала. Однако нынешний год стал рекордным. В связи с закрытием «Евроросов» сельхозпредприятие потеряло свою долю на рынке сбыта и около 40% выручки.

Тем не менее, производство не сокращали. Как рассказали СеверПост в «Туломе», коровам сложно объяснить, что молоко продавать негде.

«Мы были сильно взволнованы в августе. Не только у нас такая проблема. Бились с федеральными сетями. За выживание боремся исключительно с помощью правительства Мурманской области, - рассказала директор совхоза «Тулома» Светлана Доголева. – Если бы не эта помощь, мы бы, наверное, закрылись вообще. Да и «Евророс» уходит не просто так, а с кредиторской задолженностью».

Совхоз направил документы федеральным сетям ещё в конце апреля. А на полку продукция «Туломы» попала только в середине сентября.

«Нам говорили, что документы должны созреть. Я, как бывший чиновник, не понимаю, как это, - недоумевает Светлана Доголева. - При этом федералы сами теряют выручку на пустых полках. Но желания двигаться быстрее у них не возникает. Зайдите в ту же «Пятёрочку» в деловом центре «Арктика» вечером и увидите полупустые полки».

В итоге дело с мёртвой точки все-таки сдвинулось. Ранее продукция совхоза была представлена в 25 магазинах сети «Магнит», сейчас - в 100 магазинах. До середины сентября купить туломские продукты можно было в 20 магазинах «Пятёрочка», сейчас - в 93.

Битва была именно за эту разницу. За увеличение числа торговых точек. При этом в сеть магазинов «Дикси» продукция совхоза до сих пор не попала.

«Было такое, что в Кандалакшу мы отвозили одну упаковку сметаны и одну упаковку молока, - добавила Светлана Доголева. - Конечно, в таком случае нас не видно, мы теряемся среди других производителей. Сейчас берут по 3-4 упаковки. При этом объём разовой поставки нам не увеличивают. Нас бреют как котят».

Прямое вмешательство региональных чиновников ситуацию улучшило, но до идеала очень далеко.

Неудивительно, что та же «Тулома» ищет альтернативные методы сбыта. Весной сельхозпредприятие открыло свой Интернет-магазин.

В связи с пандемией спрос на доставку увеличился. Пока продукцию возят в Мурманск, Колу и Мурмаши. Но это всего лишь один канал распространения и, конечно, он не закроет потери от ликвидации крупной торговой сети.

 

«Есть договоренность, чтобы нас не обижали»

В связи с закрытием «Евроросов» спад производства произошёл на Кольском пивоваренном заводе.

«Евророс занимал большую долю рынка. Её пока не закрыли, - отметил коммерческий директор Кольского пивзавода Роберт Торосян. -  Потихоньку открываются «Магниты». Но не будет таких продаж и рентабельности. Это совсем другие условия, другие цены. Но мы пытаемся работать. С федеральными сетями ещё до закрытия «Евророса» сотрудничали. Сейчас продолжаем работать, расширяемся с ними».

Исходя из новых условий предприятие планирует вернуть свой личный ритейл. Для этого откроют фирменные магазины. Такие уже работают в Мурманске, Коле, Мончегорске, Североморске, Кировске и Кандалакше.

При этом в компании не считают, что нужно винить «Евророс» во всех грехах. Это бизнес, и он не будет работать себе в убыток.

По словам Торосяна, сокращения были и будут. Рынок совсем изменился. Многие компании с невысокими оборотами закрыли свои предприятия. Их экономика зависела от местного ритейлера. Год был тяжёлый, в том числе, из-за пандемии коронавируса. Это коснулось всех.

«Есть поддержка от областного министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства, - добавил Роберт Торосян. – У министерства есть договоренности с федеральными сетями, чтобы нас не обижали. Пока условие выполняется. Идёт расширение позиций в магазинах».

Собственно, в том, что с федералами сложнее, ничего удивительного и нет. Собеседник СеверПост, знакомый с методами работы крупных торговых сетей, по этому поводу высказался лаконично: «Место на полке — это тоже товар, цена может достигать нескольких десятков тысяч долларов и выше. Или за место производители отдают дополнительные объёмы продукции. Модели разные. Это бизнес — ничего личного».

 

Интернет в помощь

Понятно, что закрытие крупной торговой сети повлияло на местных производителей. Но не все оказались готовы говорить об этом. Так, руководство мурманского мясокомбината «Окраина» отказалось комментировать ситуацию.

Собственно, в 2020 году производителю досталось даже больше других. Компания пострадала еще весной во время паводка. Тогда помещения предприятия наряду со складами того же «Евророса» оказались затоплены.

В течение нескольких дней «Окраина» вынуждена была самостоятельно спасать остатки продукции и имущества. На выручку колбасе на лодках пришёл весь коллектив, включая генерального директора производства.


Тем не менее даже такие катаклизмы к провалу не привели. Судя по наличию продукции в приличном ассортименте на полках магазинов, в том числе, и федеральных сетей, производитель смог восстановиться.

К слову, по пути диверсификации каналов сбыта «Окраина» пошла давно. У предприятия есть свои точки реализации, магазины по франшизе и Интернет-магазин. Бесплатную доставку получить можно по сути за одну палку колбасы.

В этом контексте к закрытию «Евроросов» мясокомбинат подготовился лучше многих.

 

Ни хлебом единым

Накрылось медным тазом и производство хлеба в Полярном. В августе АО «Хлебопек» закрыло там хлебозавод из-за нерентабельности. При этом предприятие производило 1,5 тонны изделий в сутки. На хлебозаводе работало 43 человека.

Генеральный директор АО «Хлебопек» Иван Богушевич рассказал «СеверПост», что хлеб в ЗАТО будут возить из Мурманска, а контракты с федеральными сетями уже есть.

Вся эта история, как видится, в какой-то мере тоже связана с «Евроросом».

Закрытие производства, преобразования каналов сбыта, изменение логистики в условиях еще и пандемии - очень непростые испытания. Особенно, когда предприятие пытается лихорадочно перекредитоваться.

Очевидно, что закрытие региональной торговой сети так или иначе повлияло на всех местных игроков. Время показало, что полку в магазинах федеральных сетей получить не так-то просто.

И пока в московских офисах «дозревают» документы, местные производители решают задачу по сохранению коров, кур и рабочих мест. Уравнение, скажем прямо, не из простых.

Хорошо, что в итоге пока, пусть и с потерями, но есть положительный результат.

Вас Буш | 2020-10-30 08:53:32

У людей элеменрарно нет денег, чтобы покупать качественную , но дорогую местную продукцию.Благодаря "прорывам Путина" , число нищих только растёт.

Ответить