В ноябре 2020 года этот процесс запустил Российский экспортный центр, открыв экспортерам доступ в специальную информационную систему «Одно окно» (Цифровая платформа «Мой экспорт»).
Это комплексная цифровая экосистема призвана обеспечить бизнесу онлайн-доступ из любой точки к государственным и иным услугам, сопровождающим выход компаний на экспорт.
Что из себя представляет экспортная платформа, как она поможет компаниям выходить на внешние рынки и как она трансформировала меры поддержки экспорта несырьевых неэнергетических товаров, рассказал вице-президент АО «РЭЦ» Алексей Михайлик.
- Алексей, расскажите, что и себя представляет цифровая платформа «Мой экспорт»?
- В прошлом году у нас произошло знаковое событие, мы открыли платформу «Мой экспорт» с первым набором наиболее востребованных сервисов. Платформа представляет собой портал, доступ к которому открыт для любого юридического лица, зарегистрированного в РФ.
Здесь предоставлены сервисы, выставки, бизнес-миссии, информационные материалы – все это позволит экспортеру обогатить свои знания и возможности при выходе на экспорт.
Также «Мой экспорт» – это личный кабинет - авторизованная зона, где можно получить доступ к разнообразным услугам.
Часть услуг - государственные, в том числе государственная поддержка, например, по компенсации расходов на транспортировку или участию в выставках.
Часть - набор бизнес-сервисов, которые позволяют найти новых партнеров, поучаствовать в бизнес-миссиях и принять участие в выставках за рубежом.
Важное качественное отличие сервисов платформы «Мой экспорт» – это решения задачи экспортера с момента возникновения потребности и до полного комплексного решения задачи на всех этапах внешнеэкономической деятельности.
Если в данной задаче необходимо получить информацию от какого-либо ведомства или службы (Минпромторга, Минсельхоза, ФТС, ФНС, Россельхознадзора и других), то это берет на себя платформа «Мой экспорт», взаимодействие происходит в электронном виде, самому экспортеру никуда ездить и ни с кем связываться не нужно.
Создание такого комплексного решения экспортера – это суперсервис, где атомарные услуги объединяются решением задачи экспортера и запросами необходимой информации, и все это происходит в онлайн среде.
Сегодня «Мой экспорт» объединяет уже более десятка разных услуг от таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки НДС, до государственной поддержки и бизнес-сервисов.
- Доступ к платформе открыт уже полгода – поделитесь первыми итогами, насколько востребована платформа?
- Опытная эксплуатация платформы проходит уже более 6 месяцев. За это время на платформе зарегистрировалось почти 4000 компаний, более 1700 компаний уже воспользовались услугами на платформе, и большая их часть - это действующие экспортеры.
Экспортеры пользуются целым блоком сервисов, среди которых абсолютным лидером является поддержка выставочной деятельности, более 1100 заявок на участие в различных выставках уже отработана системой.
Вторым по популярности является оформление сертификата свободной продажи, 800 сертификатов уже выдано через личный кабинет платформы «Мой экспорт».
Также в список наиболее популярных услуг входят сервисы господдержки, кроме выставочной господдержки, популярна также компенсация затрат на транспортировку продукции.
Эти сервисы реализованы совместно с Минпромторгом и Минсельхозом. Все процессы происходят в абсолютно цифровом виде без единого бумажного документа, сроки оказания услуг сократились более чем в 4 раза.
Взаимодействие происходит через систему межведомственного электронного взаимодействия, являющей частью инфраструктуры системы электронного правительства.
- Какие сервисы уже доступны на платформе?
- Как я уже говорил, на сегодняшний день на платформе уже доступны несколько блоков сервисов. Блок «Государственные сервисы» включает такие услуги, как таможенное декларирование. Проект реализован совестно с Федеральной таможенной службой.
В первую очередь, данный сервис ориентирован на начинающих экспортеров, у которых есть минимальный опыт работы с таможенным декларированием. Доступны подсказки, дополнительная навигация, предоставлен более удобный интерфейс взаимодействия с данным сервисом.
Также доступен сервис подтверждения нулевой ставки НДС, он реализован совместно с Федеральной налоговой службой.
Это два первых государственных сервиса. Также в этом блоке представлены меры государственной поддержки: транспортная поддержка и поддержка участия в выставках.
Следующий блок – это бизнес-сервисы. Например, сервисы по поиску партнеров: поиск покупателя и поиск поставщика по запросу иностранного импортера.
Блок аналитических сервисов позволяют определиться с направлением будущей экспортной деятельности, выбрать страны, рынки, товары, понять взаимосвязи. Информация получена из международных баз данных, структурирована и предоставлена экспортеру для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в мировой экономике.
Это основные блоки, которые сейчас представлены. Все сервисы сейчас используют цифровой профиль экспортера, данные, которые накапливаются, подтягиваются в электронном виде и являются основой предзаполнения заявок, чтобы максимально сократить временные и административные издержки при получении сервисов.
- Расскажите, насколько легко оказалось трансформировать в цифру экспортные госпроцессы, какие вызовы удалось преодолеть, какие пока еще не удалось?
- На сегодня для того, чтобы сервисы реально стали цифровыми, чтобы каждая из услуг оказывалась максимально быстро, каждый шаг процесса мы подвергли пристальному вниманию и реинжинирингу.
Так, мы сформировали целевые процессы оказания услуг, исключили все лишние шаги, исключили все лишние запросы документов. Сейчас нет бумажных документов, мы постарались минимизировать человеческий фактор в принятии решения, и более 17 ведомств участвует в том, чтобы предоставлять сведения, которые позволяют полностью цифровизировать процесс.
- Какие аналитические сервисы доступны на платформе и насколько они востребованы?
- Одной из самых востребованных услуг на цифровой платформе «Мой экспорт» является аналитический блок.
Самостоятельно покупать доступ к этой информации для многих экспортеров, особенно для компаний МСП, слишком дорого. «Мой экспорт» аккумулирует эти данные и предоставляет в максимально удобном формате для каждого из экспортеров.
Это информация о стране, о рынке, о товаре, о доле российских компаний на этом рынке – все это позволяет проанализировать возможности и риски до того, как принять решение о начале экспорта именно в эти регионы. Это позволяет сэкономить время и деньги для организации экспорта компании.
- Вы сказали, что регистрация на международные выставки теперь тоже происходит через платформу. Расскажите подробнее.
- Сейчас регистрация на международные выставки уже проходит в цифровом виде на платформе «Мой экспорт». Вся информация об участниках выставки, об отраслях, о странах доступна на портале.
Экспортер или потенциальный экспортер может максимально быстро зарегистрироваться на портале, получить информацию, и в дальнейшем участвовать в выставках. Ему доступно расписание выставок, дополнительная информация в актуальном формате.
- Какие бизнес-сервисы станут доступны на платформе в обозримом будущем? Что будет происходить дальше с платформой?
- Фокусом дальнейшего развития платформы «Мой экспорт» будет создание маркетплейса услуг, на котором будут представлены партнеры, оказывающие услуги экспортерам по стандартным требованиям качества данных услуг.
Вторым очень важным фокусом будет размещение на электронных торговых площадках. Объем экспорта, связанного с электронной торговлей, из года в год растет, мы со своей стороны развиваем этот тренд, создавая дополнительные возможности для экспортеров по размещению своих товаров на электронных торговых площадках за рубежом.
Еще одним большим фокусом развития платформы в ближайший год будет получение разрешительных документов, а также лицензий в цифровом виде.
Напомним, мурманский экспортёр получил премию в сфере e-commerce.
На выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Кола - Мурмаши с подъездами из областного бюджета направят 61 миллион рублей.Соответствующий тендер размещен на сайте госзакупок.В документации указано, что заказчиком работ выступает Мурманскавтодор. Срок исполнения контракта установлен 31 августа 2025 года. Жильцов мурманской «аварийки» на Полярных...подробнее
В Никеле работы по установке крытого ледового корта завершат к концу декабря.«Подрядчик поступил к сбору металлоконструкции будущего крытого хоккейного корта. Комиссия по приемке принимала промежуточный этап работ - монтаж фундаментной плиты. Работа выполнена хоть не в срок, но тем не менее, выполнена. Сейчас подрядчик нагоняет упущенное время, и я думаю, если ничего не...подробнее
25 и 26 ноября в период с 10 до 12 часов будут перекрывать движение для всех видов транспорта на 20 км входящей в состав трассы «Кола» автодороги подъезд к Североморску. Продолжительность остановки движения — не более 30 минут. Об этом сообщили в ФКУ Упрдор «Кола». «Причина временного ограничения — выполнение буровзрывных работ...подробнее
Жительница Мурманска предложила организовать площадку для выгула собак на месте снесенного дома на улице Профсоюзов. Об этом северянка написала в Сети.«На улице Профсоюзов что планируют делать на месте снесенной деревяшки? Возможно организовать место для выгула собак? Это центр города и мест для выгула собак нет», - отметила горожанка.Мурманчанке ответила...подробнее
В Мурманской области в воскресенье, 24 ноября, ожидается ухудшение погодных условий. Об этом предупредили в региональном МЧС.В регионе местами прогнозируется усиление ветра. Сердечкин: Последствия снегопада планируется устранить до понедельника 23 11 2024 Напомним, директор московского театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок ужаснулся...подробнее
В субботу порывы ветра в Териберке достигли 28 м/с. Об этом сообщили в администрации поселка.«В районе наблюдается южный, юго-западный ветер в порывах 15-20 м/с, снег, метель, в районе Териберка в порывах 23-28 м/с. Сохранится до конца суток 23 ноября», - уточнили в мэрии. Жители Колы вынуждены ждать автобус по 50 минут 23 11 2024 Напомним,...подробнее
В областном центре на остановке общественного транспорта «Улица Халатина» легковушка врезалась в автобус. Об этом рассказали очевидцы. «Renault Logan, на конечной автобуса №5 (остановка Халатина), выезжая с придомовой територрии протаранил автобус», - написали северяне в паблике «Мурманск ДТП ЧП». Сердечкин:...подробнее
В областном центре жильцов дома №52 на улице Полярные Зори, признанного аварийным и подлежащим сносу, планируют расселить до 31 декабря 2024 года.Об этом сообщили в администрации города.«Всем не расселенным гражданам запланировано предоставление благоустроенных жилых помещений в строящихся домах Мурманска. В настоящее время на различных этапах строительства находятся...подробнее
В областном центре высота снежного покрова за сутки увеличилась на 3 см и достигла 15 см. Об этом говорится в паблике «Погода в Мурманске».«Вчерашняя оттепель и сильный ветер вечером и ночью нивелировали эффект от 7 мм осадков, выпавших за день 22 ноября. Высота снежного покрова в Мурманске увеличилась на 3 см до 15 см. По области тоже...подробнее
Последствия снегопада в Мурманске планируется устранить в срок до понедельника. Об этом сообщил глава города Юрий Сердечкин.«В ночь было задействовано 59 единиц техники. По состоянию на 11 часов очищена от снега и обработана 371 лестница из 413 имеющихся (89%), 1400 квадратных метров тротуаров, 17 светофоров и 113 дорожных знаков. На площадку временного складирования...подробнее
В Апатитах на улице Фестивальная произошла авария с участием трёх автомобилей. По предварительным данным, водитель Opel при повороте налево не уступил дорогу встречному автомобилю Renault Duster. В результате столкновения виновника отбросило на сзади остановившийся автомобиль. Пассажирке Renault, не пристёгнутой ремнем безопасности, была оказана медицинская...подробнее
В Коле пассажиры автобусного маршрута №111 Мурманск - Мишуково вынуждены ждать транспорт по 50 минут на улице. На это посетовали северяне.«Рейсы постоянно опаздывают. В Коле людям приходится стоять по 50 минут, дети плачут от холода. Остановка холодная старая», - написали жители Колы.В региональном Минтрансе в ответ на жалобу заявили, что по промежуточным...подробнее
На Центральной площади в Кировске 1 декабря состоится торжественное открытие городской новогодней ёлки (0+). Как сообщили в администрации города, мероприятие начнется в 16 часов.«Приглашаем детей и родителей вместе зажечь новогодние огни на ёлке в компании Деда Мороза и поучаствовать в подвижных играх вместе со сказочными героями», - говорится в сообщении...подробнее
В областном центре задержали подозреваемого в совершении серии краж. Как сообщили в региональном УМВД, в полицию поступило сообщение от руководителя сетевого супермаркета о хищении мобильного телефона стоимостью более 19 тысяч рублей. «В ходе просмотра записей с камер видеонаблюдения, установленных в торговом зале, отчетливо видно, как неизвестный мужчина вошел в...подробнее
В областном центре дерево упало на припаркованный автомобиль. Об этом рассказали местные жители. По их словам в паблике «Мурманск ДТП ЧП», инцидент произошел во дворе на улице Свердлова, 26/2. Проезд по «федералке» в районе Мончегорске закрыли до утра 22 11 2024 Напомним, «Лыжную стрелу» из Москвы в Апатиты запустят...подробнее