Бизнес

2021-10-01, 14:55
Фото: СеверПост

Подстава 80 уровня

История с попыткой приватизации по заниженной стоимости «Мурманской горэлектросети» особняком стоит в череде схем с городским имуществом. Сделку по продаже компании отменил суд. При этом ни один чиновник, имевший отношение к приватизации, наказания так и не понёс. Финансовые издержки и репутационные потери достались организации, которая в 2010 году опрометчиво решила купить акции «Горэлектросети».

 

Вся история началась в 2009 году, когда 100% акций ОАО «Мурманская горэлектросеть» внесли в прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2010 год.

Далее последовала сделка между администрацией Мурманска и сетевой компанией. Муниципалитет получил долю в уставном капитале сетевой компании ОАО «Регионэнерго Менеджмент Групп», а расплатился за неё 100% пакетом акций «Горэлектросети».

Всю сделку реализовывал Комитет имущественных отношений администрации Мурманска.

Затем все участники спокойно жили несколько лет. А дальше прокуратура Мурманской области в ходе проверки установила, что рыночную стоимость акций «Горэлектросети» при проведении сделки определили в нарушение закона.

«В ходе проверки прокуратурой области было установлено, что отчёт об определении рыночной стоимости 100% пакета акций ОАО МГЭС не соответствовал требованиям действующего законодательства, и не может быть использован для подтверждения действительной стоимости объекта оценки, что привело к существенному занижению стоимости акций», - пояснила СеверПост в своё время старший помощник прокурора Мурманской области Эвелина Макарова.

Рассмотрение дела арбитражным судом по иску прокуратуры Мурманской области продолжалось более двух лет. Сначала областной, а затем и Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал недействительным договор купли-продажи акций ОАО «Мурманская горэлектросеть».

Казалось бы, на этом всё, собственность вернули городу. Однако у истории есть и продолжение.

Правопреемником ОАО «Регионэнерго Менеджмент Групп» уже после продажи «Горэлектросети» стало акционерное общество «Мурманская областная сетевая компания» - АО «МОЭСК».

Любопытно, что эта компания к определению стоимости акций отношения не имела. Оценку стоимости «Горэлектросети» заказывал у оценщика Комитет имущественных отношений, как продавец. Тот же комитет, что логично, должен был и проверять сам отчёт оценщика.

Примечательно, что претензий в момент подписания договора купли-продажи не было ни у чиновников администрации города, ни у Совета депутатов.

Получается также, что с момента совершения сделки до момента проверки прокуратуры прошло три года. Только после этого разразился скандал. Причём, с последствиями расторжения договора об обмене акциями фактически в одиночку остался разбираться уже АО «МОЭСК».

Важно, что АО «МОЭСК» после совершения оспоренной сделки в течение шести лет открыто осуществляло управление АО «Мурманская горэлектросеть», реализовывая поставленные перед электросетевой компанией задачи.

Как рассказала СеверПост генеральный директор предприятия Ирина Свирина, всё это время «МОЭСК» вкладывал в процесс значительные финансовые средства.

А когда сделка была расторгнута решением суда, и не по вине покупателя, то «МОЭСК», фактически, стал заложником ситуации.

Всё сделанное на протяжении нескольких лет в целях консолидации электросетевых активов, реформирования и оптимизации бизнес-процессов оказалось напрасным. Что важнее, средства, израсходованные на расширение и реконструкцию оборудования и объектов, оказались израсходованы безвозвратно.

А «МОЭСК» по факту получил не только значительные материальные убытки, но и серьёзный удар по деловой репутации.

В пресс-службе сетевой компании рассказывают, что в период расторжения сделки организацию фактически травили, стараясь выставить «недобросовестным приобретателем муниципального имущества».

Гендиректор предприятия Ирина Свирина уточнила, что в течение пяти лет, уже после окончания судебного процесса по признанию сделки недействительной, в отношении АО «МОЭСК» контролирующими органами проводились бесконечные проверки, но ни одна из них не выявила каких-либо нарушений законодательства со стороны Общества.

Она также отмечает, что вызванный такими проверками общественный резонанс опять же негативно отразился на деловой репутации компании. От АО «МОЭСК» ушла часть контрагентов, был подорван кредитный имидж компании. Это, в свою очередь, привело к значительному падению уровня дохода и возможностей кредитования.

«Кроме того, в результате признания сделки недействительной, в отношении АО «МОЭСК» был инициирован ряд судебных исков, связанных с истребованием доходов, полученных в период владения акциями АО «МГЭС». А далее эти доходы «МОЭСК» вынужден был вернуть в полном объёме. И никого не интересовала реальность, что, по сути, доходы, о которых шла речь, были заработаны именно усилиями «МОЭСК»», - указывает гендиректор предприятия.

Говоря о причинах таких процессов, она говорит, что в этот период АО «МОЭСК» внешние силы настойчиво толкали в сторону кризиса. Меры по снижению оборотных денежных средств, штрафные санкции, судебные дела, значительный кассовый разрыв — всё это компания почувствовала на себе.

У руководства «МОЭСК» сложилось мнение, что конечной целью всей этой истории были коллапс предприятия, уничтожение коллектива, и, как следствие, банкротство с возможностью забрать всё имущество компании.

«Да, всё именно так и могло было бы быть, но не случилось. Несмотря на все существующие пока ещё болевые точки (судебные процессы продолжаются) АО «МОЭСК» стабильно выполняет свои обязательства по передаче электроэнергии, строит новые объекты электросетевого комплекса, участвует в реализации социально значимых городских, областных проектов и региональных программ, находит новых поставщиков и партнёров. И самое главное, видит свет в туннеле своей кризисной ситуации», - резюмируют в компании.

Любопытно, что в свое время вопрос СеверПост о наказании чиновников администрации за ошибку с оценкой проигнорировал глава администрации Мурманска Андрей Сысоев. Глава исполнительной власти тогда заявил, что «вопрос, какое наказание понесёт независимый оценщик, стоит адресовать правоохранительным органам».