Культура

2022-02-01, 11:22
Фото: Мурманский областной драмтеатр

Новоселье для Лермонтова

Обновлённый Мурманский областной драмтеатр уже работает. На сцене идут спектакли, а зрители тоже идут – прикоснуться к искусству. Тем не менее, торжественного открытия после реконструкции пока не было. Если всё сложится, как надо, оно состоится в конце марта, в канун праздника – Всемирного дня театра.

Почему так, и что думают о здании театра его сотрудники, узнал СеверПост.

«Замечательно работается»

«Сам по себе переезд - он несложен. Что там у нас? Собраться - только подпоясаться. Поэтому в принципе мы перебрались в театр», - говорит художественный руководитель театра Вадим Данцигер.

На вопрос, как работается в «родном» здании, ответил: «Замечательно работается. Все в принципе очень рады наконец-то выйти на полномасштабную настоящую театральную сцену».

Сейчас в театре идут работы по наладке акустической и осветительной систем. Люди искусства говорят, что «это нормальный, естественный процесс», который в одночасье не происходит. К новой технике нужно приноровиться.

Например, творческий коллектив готовится выпустить премьеру «Маскарада» по одноимённому произведению Михаила Лермонтова. А это сложная по костюмам и декорациям постановка. Собственно, с нею и хотят провести торжественное открытие.

«Если, дай Бог, всё будет нормально, то по плану мы должны открыться в день театра. Где-то в районе 25 марта, — сказал худрук. - Сейчас идут полным ходом репетиции».

А в субботу на сцене Мурманского областного драмтеатра сыграли спектакль «Папа. Адажио». Это трагикомедия по пьесе драматурга Флориана Зеллера «Папа». Пьеса – обладатель трёх премий «Мольер», номинант престижных театральных премий Великобритании. Она написана в жанре, который в театре определили как психоэксцентрика.

«Папа. Адажио» — это непростая история о 80-летнем Андрэ. У героя возрастная деменция. На сцене явь чередуется с картинами подсознания, герой чувствует себя одиноким, а задача дочери сохранить любовь к отцу, заботиться о нём.

Эту постановку театру уже удалось адаптировать, в субботу она вышла на новой сцене.

Но что есть адаптация? Это значит, нужно сделать новые декорации, новые световые и звуковые партитуры. В театре употребляют слово «машинерия» — это механизмы, которыми оборудована театральная коробка. Попросту, оборудование сцены, например, подъёмно-опускные устройства, которые служат автоматизированной перемене декораций.

Ближайший аналог – в Петербурге

В частности, о наладке освещения СеверПост рассказал художник по свету Павел Куделькин. По его словам, техника в обновлённом театре настолько современная, что её ближайший аналог есть только в Большом драматическом театре в Санкт-Петербурге.

«То есть, оснащение по свету настолько полное, что сравнить не с чем. Такого в Мурманской области больше нигде нет», - сказал художник по свету. 

С теми приборами, что теперь есть у мурманского театра, у творческого коллектива огромный спектр возможностей. Освещение позволяет проводить любые мероприятия - от конференций до эстрадного концерта.

«Раньше это были обычные галогеновые лампы, лампы накаливания. И чтобы цвет изменить, нужно было обойти, поставить фильтр. Если нужно направить, то это все делалось руками. Сейчас процентов 70 света – это автоматизированные приборы, которые управляются с компьютерного пульта, с пульта управления, - рассказал художник по свету. - Всё более чем достойно».

В театре задача освещения вовсе не сводится к тому, чтобы сделать лица актеров хорошо видимыми. Нередко режиссёру, напротив, необходима полутень. От художника же по свету требуется выполнить самые различные задачи.

И оборудование к этом помогает самым непосредственным образом. Например, с помощью пульта управления можно менять не только направление приборов, но и задавать параметр теплоты – освещение будет менять «температуру».


Фото: Мурманский областной драмтеатр

«То есть, я могу задавать им параметр, и они светят максимально близко приближённо к солнечному свету или максимально холодным светом», - сказал Павел Куделькин. Свои новые возможности он считает колоссальными, и гордится тем, что может выполнить любое желание режиссёра или художника-постановщика.

Между тем, репертуар, как отметил Павел Куделькин, у театра большой, а у каждого спектакля разные задачи по освещению, и «пусконаладка» требует подстроиться под них. Рабочие добавляют, перевешивают приборы. Это довольно долгий и сложный процесс.

А самое главное – нужно учиться. Подчинённым Павла Куделькина до этого работать с подобной системой не приходилось, и художнику по свету приходится объяснять сотрудникам многое, да и самому вчитываться в документацию.


Между тем, у специалистов все равно остаются вопросы, нужно выяснить те или иные нюансы.

«Скоро начнётся обучение. Приедет специалист из Санкт-Петербурга. Официальный представитель производителя системы постановочного освещения. То есть, фирма, которая производит пульты, она присылает своих специалистов для нашего обучения», - рассказал Павел Куделькин.

Коллектив сотрудников-осветителей записывает узконаправленные вопросы, которые готовятся задать на специализированном «мастер-классе». Это уточняющие вопросы по тем или иным спецэффектам. Фирма-производитель проведёт курс обучения, сформированный специально для осветителей в Мурманском областном театре.

Однако и сейчас возможности сотрудники демонстрируют профессионализм и творческий подход. Спектакль «Папа. Адажио» хороший тому пример.



«Там много моментов, которые мы пытались светом передать. Это моменты драматургии. Круг на сцене делится на четыре части разной освещенности, разные по температуры. И, когда герои начинают взаимодействовать между собой, это олицетворяет, что они далеки друг от друга», - сказал художник по свету.

Среди актёров при этом есть те, кто считает переезд слишком хлопотным. Да и ремонт, хоть и считается законченным, где-то тем не менее ещё есть местечки, которые рабочим нужно докрасить.

Спектакли найдут свой дом

Актриса Ирина Рыдзелева убеждает коллег не ждать слишком многого от переезда.

«Ожидать от переезда в новое здание после ремонта чего-то особенного? Ну, это было бы неправильно. Ну, мы заезжаем в новую «квартиру», в любом случае что-то доделываем, что-то под себя подстраиваем, - привела аналогию актриса. - Здесь я тоже всем говорю: ребята, мы обживемся. Естественно, повесим какие-то свои картиночки коврики и так далее. Я считаю, что сейчас вопрос только «обживания». Ну, вот погружения себя в новые условия».

Фото: Проект «Ближе». Ирина Рыдзелева

Ирина Рыдзелева поделилась: ей было важно, чтобы остались потолки, фрески, люстра. Всё это реставраторы оставили прежним.

«Нам нужна была сцена большая, наша, постоянная – и она есть. Сейчас мы будем открывать малую сцену, и, слава Богу, спектакли, наконец обретут своё пространство, законное», - сказала актриса.

Она обратила внимание на то, что в афише на февраль уже стоят спектакли на малой сцене театра.

О том, насколько актёры довольны техническим оснащением обновленного здания, Ирина Рыдзелева говорить не стала. Она, как и её коллеги, увлечена своими ролями, а о том, как выглядит спектакль в целом, со стороны, предлагает судить зрителям.