Бизнес

2022-03-15, 19:41
Фото: malls.ru

Мурманск. Санкции. Реалии

Санкции в России стали новой реальностью. При этом половина мурманчан готовы отказаться от товаров сбежавших компаний. Другое дело, что санкции — это не только про брендовую одежду и газировку, это ещё и про зависимость от импортного сырья во многих сферах.
Рады ли мурманские предприниматели уходу «иностранных» конкурентов? Как эмоции разгоняют инфляцию? Что делать со сбережениями в валюте? На эти вопросы СеверПост ответили эксперты в области экономики.

 

Пугающая неизвестность

 

Так, уже начались проблемы с поставками иностранных кормов для животных, магазина одежды из-за резкого роста курса доллара товары придётся закупать по совсем другим ценам. Это в дополнение к уже существующим обязательствам по аренде и заработной плате.

«Все предприниматели почувствовали влияние ограничений. Мы покупали товар в Турции, курс доллара изменился. Мы покупали по старому курсу, а доставку нужно оплачивать уже по новому. А там уже совершенно другие деньги», - рассказала СеверПост владелица магазина одежды в одном из торговых центров Мурманска.

По её словам, новую партию заказывать в Турции по этому курсу она не планирует. Продать её навряд ли получится.

«Покупательская способность падает, даже за две недели видно, что люди мало приходят в магазин, торговли нет. Чем платить продавцам, которые получают процент от продаж? Не знаем, что будет завтра. Есть, конечно, внутренняя паника», - признается мурманская предпринимательница.

При этом эксперты говорят, что пауза временная. Северяне «притормозили» с покупками из-за общей нервозности. Чтобы привыкнуть, нужно время. Оживления ждут и продавцы.

«Мы не унываем, будем что-то продавать, налаживать новые связи», - подытожила собеседница агентства.

Показательно, что в этой ситуации есть всё-таки и первые везунчики. Ювелирные магазины в Мурманске на 8 марта сорвали джек-пот.

Iphone приостановил поставки продукцию в Россию. А женщины вместо дорогих гаджетов стоимостью под сотню рублей и выше получили в подарок ювелирные украшения.

Насколько перевыполнен план СеверПост в одном из мурманских магазинов продавцы отвечать отказались. Сказали, что коммерческая тайна. Но от радости прям светились.

 

Удар по слабым

 

Есть проблемы и у ветеринарных клиник с зоомагазинами. Там начались перебои с поставками, а некоторые позиции и вовсе пропали с полок.

«Поставщики ограничили нас в расходных материалах и препаратах, ищем другие варианты. Повышение цен идет по всем фронтам, часть препаратов и вакцин вообще уходят с рынка. Пока есть запасы у нас на два – три месяца, надеемся, что за это время найдем замену или других поставщиков», - рассказала руководитель мурманского ветеринарного центра Анна Буланова.

Женщина говорит и о проблеме с лечебными диетическими кормами иностранного производства. Все они уходят с рынка.

«Отечественных аналогов лечебных кормов я не видела. Можно найти премиум-корма российских производителей. Но лечебных линеек нет. Они нужны животным с проблемами пищеварительной системы, почек, печени, сердца», - отметила Анна Буланова.

Среди владельцев животных уже началась паника. Они сметают препараты, покупают их пачками про запас. Когда появятся российские аналоги — неизвестно.

Рынок отрегулирует и это, но на всё потребуется время.

 

Время перестройки

 

Даже на этих двух примерах видно, что предпринимателям сейчас непросто.  Так чего ждать в ближайшее время и приведут ли санкции к возрождению производства в России? Это вопрос мы задали экспертам в области экономики.

«Разные отрасли будут вести себя по-разному. Те отрасли, которые в период санкционного давления после 2014 года и также адаптации российской экономики в пандемию получили дополнительное преимущество в виде государственной и региональной поддержки, смогут быстрее перестроиться. Но если они незначительно зависят от импортных комплектующих и технологий», - считает доктор экономических наук, профессор МАГУ Наталья Щебарова.

Здесь преимущества есть у агропромышленного комплекса, фарминдустрии и медицинской промышленности. Эти отрасли уже имели достаточную господдержку и смогли адаптироваться. Но тем не менее об их полной самостоятельности говорить в настоящее время не приходится.

«Самое больное место российской экономики – это IT-технологии. В этой сфере потребуется импортозамещение, прежде всего из стран азиатско-тихоокеанского региона. Это не только Китай, но и Малайзия и другие новые индустриальные страны, которые уже сейчас предлагают свои аналоги», - говорит профессор.

По словам эксперта, отрасли, зависящие от IT-технологий, быстро адаптироваться не смогут. Однако новые льготы со стороны государства в этом серьёзно помогут.

«В условиях, когда российские мигранты становятся нежелательны по политическим причинам, достаточно большое количество специалистов останется в России. Меры типа отсрочки от призыва и льготной ипотеки помогут поддержать эту отрасль», - считает Наталья Щебарова.

Кроме того, смягчены условия госзакупок, которые в значительной мере сейчас будут ориентироваться на покупку российского программного обеспечения. Это даст гарантированный рост доходов людей, занятых в этой отрасли. Все вместе принятые меры позволят создать собственный IT-сектор, уверена доктор экономических наук.

 

Поворот к себе

 

При всем оптимизме наладить собственное производство и заменить западные товары и технологии быстро не получится, считает старший научный сотрудник, кандидат экономических наук Института экономических проблем имени Г. П. Лузина КНЦ РАН Роман Бадылевич.

«Если мы говорим о развитии отечественного производства – то это долгосрочный процесс. Не стоит ожидать, что мы в течение года все полностью заменим. Компании типа Икеи свой бизнес выстраивали годами», - отметил ученый.

Оба экономиста сходятся во мнении, что государственные меры по  поддержке экономики, принятые в последнее время, работают на положительный результат.

«Объемы Фонда национального благосостояния позволяют надеется, что даже при существующей инфляции, эти средства будут хорошим подспорьем для того, чтобы российская экономика сумела выдержать давление», - считает Наталья Щебарова.

«Без этих мер не обойтись. В период экономического спада данные меры являются классическим инструментом поддержки национального хозяйства, они ведут к формированию дефицитного бюджета, но позволяют смягчить отрицательные воздействие на экономический рост», - прокомментировала ситуацию доктор экономических наук.

Наталья Щебарова отметила, что Запад давно планировал перейти на «зеленые рельсы». В этом контексте их отказ от российских углеводородов – не такой уж и сюрприз.

В свою очередь это приведет к росту спроса на газ и нефть на внутреннем рынке. Поворот к российскому потребителю – тоже выход. Не все населенные пункты у нас еще газифицированы.  Кроме того, это позволит создать рабочие места.

 

Экономисты советуют не паниковать

 

Безработица будет. Но и рынок труда может измениться, считает Роман Бадылевич. 

«Если мы говорим про сотрудников, которые были заняты на производстве иностранных фирм и компаний, то здесь возможно высвобождение работников. А если про отечественных производителей, то они постараются заполнить те ниши, которые образовались на рынке, то тут возможно увеличение спроса на рабочую силу», - отметил кандидат экономических наук.

Что же делать простым северянам? Оба экономиста отвечают однозначно: «Не паниковать».

Делать продуктовые запасы на годы вперед, создавая ажиотаж, тоже не стоит. Закупить что-то впрок можно, но в разумных переделах. А вот накопления в долларах или евро пока лучше оставить до прояснения ситуации.

«Я всегда советовал хранить сбережения в разных формах – треть вложить в доллары, треть в евро и треть положить на вклад в рублях или купить ценные бумаги российские. Сейчас уже не стоит таким образом поступать. Можно присмотреться к банковским вкладам, в том числе и в валюте. Если склонны к риску, то можно присмотреться и к ценным бумагам, которые будут торговаться на минимуме и будут иметь большой потенциал роста», - посоветовал Роман Бадылевич.