Бизнес

2022-10-29, 10:38
Фото: СеверПост / Нармина Титова

Экспорт уходит на Восток

Косметика из водорослей, морепродукты, варенье из северных ягод, сувениры из дерева, ручки для первоклассников, окна, лодка и туристические услуги. Все это было представлено на деловом форуме «День экспорта в Мурманской области». Эксперты и заполярные предприниматели обсудили специфику новых рынков, изменения в законодательстве и меры господдержки. Подробнее об этом - в материале СеверПост.


Мурманская область экспортирует продукцию в 62 страны, рассказала во время форума заместитель губернатора Ольга Кузнецова.

Она отметила, что львиная доля в этой статистике принадлежит горнодобывающим и рыбным компаниям. Однако подтягивается и малый, и средний бизнес.

По мнению министра развития Арктики и экономики региона Татьяны Руссковой, сложившаяся в мире ситуация открывает для экспортёров новые возможности.  И одной из главных задач государства в этом направлении стала работа с малым и средним бизнесом. Важную роль в этом играет Центр поддержки экспорта Мурманской области.

Конечно, есть и вызовы – вопросы логистики и валютных расчетов, высокая конкуренция на Востоке, поиск своей «фишки».

«Работаем и будем подбирать наилучшие варианты для инициатив наших предпринимателей. За последние годы в Мурманской области в 1,3 раза увеличилось число предпринимателей. Этому способствует благоприятный инвестиционный климат», - уверена Татьяна Русскова.

Многие участники форума отметили, что вариантов господдержки существует масса. Но для успешной работы нужно уметь в них разбираться.

«Роль Центра поддержки экспорта - колоссальная. Мы благодарны, что в Мурманске есть эта структура. Мы плотно взаимодействовали в течение двух лет. Приняли участие в нескольких международных выставках и получили опыт и результат – реальные контракты», - рассказала генеральный директор Мурманского тарного комбината Екатерина Голоенко.

Руководитель туроператора «Визит Мурманск» Олег Теребенин впервые начал работать с иностранными туристами в 2008 году. И тогда не сразу понял, что «Аврора» - это не крейсер в Петербурге, а северное сияние.

За несколько лет при содействии Центра поддержки экспорта его компания не раз участвовала в международных выставках и бизнес-миссиях, представляя регион.

«Пандемия, новые санкции, безусловно – испытания для бизнеса. Но любое испытание дает нам возможность посмотреть на себя со стороны, похудеть. Ищем варианты и другие рынки, мы всеядные», - сказал Олег Теребенин.

Говоря о новых динамично развивающихся рынках, эксперты часто упоминали страны Азии. Все они подчеркивали, что Европа также вкладывает сотни миллионов долларов в маркетинг для выхода на азиатские рынки.

«Это рынки с высокой конкуренцией, надо четко прорабатывать свою стратегию и грамотно выводить туда свою продукцию. Надо свое место под солнцем завоевывать», - считает сопредседатель Ассоциации содействия Повороту на Восток Максим Кузнецов.

О сложностях, с которыми могут столкнуться предприниматели, рассказала и вице-президент Ассоциации экспортеров-импортеров РФ Ирина Заседатель.  

«80% того, что работало с Европой, на Востоке не работает. У них свои правила. Они опираются на ментальность, на культуру, на свой рынок.  И это надо учитывать. Онлайн-история на Востоке не работает.  Вы должны туда ехать. Ни Иран, ни Япония, ни Саудовская Аравия по почте ничего не делают. Выход на экспорт – это просто, когда есть все инструменты и когда показали, как этими инструментами пользоваться именно вам», - отметила эксперт.

В рамках Дня экспорта прошло несколько круглых столов. Один из них «Экспорт продукции АПК: спрос, перспективы, особенности на примере КНР, Турции, Ирана, североафриканских стран. Государственная поддержка по продвижению продукции АПК за рубежом» организовал Центр поддержки экспорта Мурманской области.

«Центр оказал поддержку более 50 субъектам малого и среднего предпринимательства из сферы АПК. Это поиск и подбор иностранного покупателя, экспертиза и сопровождение экспортного контракта, размещение на международных маркетплейсах, содействие в оформлении сертификации и необходимых разрешений для поставок за рубеж, организация участия компаний в международных мероприятиях. Более 20 компаний агропромышленного комплекса заключили экспортные контракты и поставили свою продукцию по результатам полученных услуг в нашем Центре», - рассказала генеральный директор Центра поддержки экспорта Мурманской области Анастасия Тютина.

Она отметила, что Россия находится на 17 месте в рейтинге основных мировых экспортёров продовольствия. По данным Агроэкспорта в 2021 году экспорт продовольствия составил более 37 миллиардов долларов США, что на 21% выше уровня предыдущего года.

При этом Мурманская область заняла седьмое место по объему аграрного экспорта. Сюда входит как рыба, так и продукция из дикоросов, оленины, различные виды напитков и снеков.

«То, что меняется политическая ситуация, должно вас не расстраивать, а наоборот, вселять оптимизм. Не только Евросоюз был покупателем продукции АПК. Это самые разные страны – Белоруссия, Южная Корея, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан. И они остаются нашими партнёрами, - отметила эксперт по внешнеэкономической деятельности Марина Вакуленко.

Представители АО «Российский экспортный центр» Антон Савончик и Наталья Ведищева рассказали региональным экспортёрам о мерах государственной поддержки при продвижении продукции АПК на внешние рынки: возможностях компенсации затрат на транспортировку и сертификацию при поставках продукции за рубеж, наличии демонстрационно-дегустационных павильонов продукции АПК за границей и условиях размещения в них продуктов питания.

Мероприятия Дня экспорта проводятся в целях содействия реализации задач национальных проектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» при непосредственном участии министерства развития Арктики и экономики Мурманской области.