Полный провал строительства судов по инвестквотам, проблемы с оснащением отечественных корпусов, всё увеличивающаяся чиновничья нагрузка на рыбаков, проблема судоремонта в Мурманске… Всё то, что наболело у мурманских рыбодобытчиков, стало предметом откровенного разговора перед отчётом Союза рыбопромышленников Севера по итогам 2022 года. О разговоре с руководителями Союза – в материале СеверПост.
Но сначала всё же о цифрах. Союз рыбопромышленников Севера, отметивший своё 30-летие, объединяет 56 компаний, в основном, принадлежащих к категории малого и среднего бизнеса.
Вылов компаний составил в 2022 году 244 тысячи тонн из 800 тысяч, пойманных в целом на Северном бассейне. Суда союза выловили 28% от всего объёма добытой трески и 34% - пикши.
Это намного меньше, чем в прошлые годы, но связано с тем, что основные держатели крупных квот - Норебо и ФЭСТ, из состава Союза вышли.
Их владельцы ныне по ту сторону баррикад в битве за рыбное будущее Северного бассейна, за сохранение хотя бы остатков того, что называется «исторический принцип» распределения ресурсов.
Наступление на исторический принцип
Оно идёт уже несколько лет. И очередная атака - второй этап инвестквот.
Генеральный директор Союза Константин Древетняк прогнозирует: «А дальше придумают если не третий этап, то модернизацию второго и третьего этапов».
Он задаётся вопросом – а зачем это всё? «Мы тут посчитали – если построить всё запланированное ещё на первом этапе, у нас будет переизбыток флота и по рыбе, и по крабу. ОДУ на всех не хватит».
Отношение рыбаков к этим реформам однозначное – ещё первый этап не закончен, и вряд ли закончится.
«СЗРК планирует построить в России девять судов – 4 траулера и пять краболовов. На сегодня построено три траулера. Третий, «Белое море», планируем к лету выпустить на промысел. А по краболовам ситуация настолько плачевная, что только один, возможно, будет построен, поскольку всё оборудование на него успели завезти. На остальные четыре судна «начинки» нет. В первую очередь, это главный двигатель», - говорит сопредседатель Союза рыбопромышленников Севера Владимир Журавлёв.
Второй этап инвестквот: Корпуса без двигателей
«Второй этап пока по нам не ударил, и есть надежда, что ударит не в этом году, а хотя бы в следующем. Пока есть идея: «Давайте с Северным бассейном повременим в 2023 году, а пока займёмся Дальним Востоком». Я не знаю, чем это закончится, решение будет приниматься на уровне Росрыболовства и правительства», - гадает Владимир Журавлёв.
Он является сторонником максимального импортозамещения, тем более, что жизнь к этому настойчиво подталкивает: «Сейчас, в отсутствие альтернативы из-за санкций, китайцы, например, подняли цену своих двигателей по сравнению с европейскими, в два раза. Не устаю повторять: если мы хотим развивать собственное судостроение, первое, с чего надо начать – спроектировать и создать российский главный двигатель».
Рыбак напомнил, что призывал этому ещё год назад. Но идёт уже второй год СВО, а никто пока в стране не взялся за решение этой задачи.
Нынешние отечественные двигатели – это разработка 60-х годов прошлого века. А рыбакам нужно, чтобы главный двигатель судна мало «ел», имел большой ресурс и позволял проводить регламентные работы быстро и просто.
Рыбаки ждут, что у чиновников в головах всё-таки щёлкнет: «Надо развивать производство».
Рыбаков заставляют кормить судостроение
«Попытки наступления на исторический принцип начались сразу после распределения ресурсов. И появились так называемые «квоты под киль», хотя ясно, что под килем должны быть семь футов воды, и всё», - говорит сопредседатель Союза Ирина Мокерова.
Но никто к этому не готов – ни машиностроение, ни судостроение. В новых судах – 30% отечественного, остальное – импортное.
Чтобы идти на такой шаг, необходимо было загодя подготовить целые отрасли.
«Рыбаки уверены, что второй этап инвестквот – это очень преждевременное дело. Я уверен – те 110 судов, которые продекларированы на первом этапе, построены не будут. Уже судов 20 под вопросом, то есть, их строительство реально прекращено. А все остальные, и мы в том числе, на распутье – чем насыщать построенные?», - задаётся вопросом Владимир Журавлёв.
Нет ответа и на другой его вопрос: Куда девать суда, которым 10-12 лет, но которые уже прошли глубокую модернизацию? На помойку? На иголки?
По сути, рыбаков заставляют кормить судостроение.
Флот у нас не самый плохой
«Улучшайзеры» мотивируют скороспелую, непродуманную авантюру с инвестквотами необходимостью обновления рыбопромыслового флота.
Далёкие от моря «умы» считают возраст судов по принципу своих личных авто: «Три года – машина старая».
Однако рыбаки знают, что годы не являются для судна приговором. «Если мореходные качества судна подтверждает Регистр, а экономическая целесообразность устраивает судовладельца, то судно работает и будет работать успешно», - уверена Ирина Мокерова.
«Предельный возраст эксплуатации» - это пустые слова, считает она.
Решение сразу всем обновить флот приводит к тому, что, учитывая «скорости» нашего судостроения, к концу этого «обновления» и новым траулерам будет по 20 лет. Их тоже списывать будем?
Владимир Журавлёв приводит весьма красноречивые примеры: В США, например, продают краболовы 1943 года постройки. А те, что построены в 1971-72 годах, стоят и сегодня десятки миллионов долларов.
Что же касается флота мурманских рыбаков, то, например, флот Норвегии старше нашего лет на двадцать.
Между тем, обновление флота на Северном бассейне происходило и до первого этапа инвестквот, и достаточно разумно. И модернизировали судовладельцы свои суда, и новые строили, и без всяких инвестквот.
В конце концов, обновление флота – это, прежде всего, интерес и обязанность судовладельца.
Исторический принцип – стратегический принцип
Подводя итог разговору о наступлении на исторический принцип, Владимир Журавлёв признал, что этот принцип раньше был не во всём совершенен.
Существовала и зависимость от иностранного капитала, и жировали так называемые квотные рантье, и деньги выводили в оффшоры.
Сейчас со всеми эти бедами покончено раз и навсегда. Сегодня рыбаки и оффшоры – вещи несовместимые.
Но, вместе с тем, исторический принцип по-прежнему остаётся базой и основой планирования перспектив рыбной промышленности.
Для судоремонта в Мурманске есть всё, кроме дока
Ещё одна беда рыбаков – судоремонт. Они синхронно утверждают, что ремонтироваться, особенно в нынешней международной обстановке, траулеры должны в Мурманске.
«У нас есть всё для судоремонта – и оборудование и специалисты, и опыт. Сейчас нам бы справиться с текущими задачами, чтобы очередное освидетельствование судна могли провести на российской территории, в Мурманском порту», - говорит Ирина Мокерова.
Не хватает для этого самой «малости» - дока: «Но у нас нет ни одного дока. Среднетоннажное судно продоковать в Мурманской области – это практически никак. Идти в Петербург или Калининград или Калининград – очень длинное плечо».
Хорошо, что рыбаков не направляют к гинекологу
Основная беда – чиновники и их «изобретения». И изобретения этих «улучшайзеров» всё сильнее давят на рыбаков. Ирина Мокерова продемонстрировала новый приказ Минздрава РФ о порядке проведения медосмотров плавсостава.
Вместо 10 обследований и посещения 4 врачей теперь обязательно надо пройти 20 обследований и 13 врачей.
Теперь рыбаку вместо 4-5 тысяч за медкомиссию нужно отдать 20-22 тысячи рублей. Для молодого человека, впервые устраивающегося на работу в море, это посильно?
Раньше медкомиссию проходили за два дня, теперь – за шесть.
Самое печальное, что это углублённое обследование отметёт самое работоспособное, грамотное и профессиональное поколение рыбаков – 40-45-летних.
Да, работа на рыбопромысловом флоте не из самых лёгких, но предъявлять к здоровью рыбаков такие же требования, как к здоровью космонавтов – нелепо.
Отрадно одно: пока что рыбаков не заставляют проверяться у гинеколога.
Другой пример. Раньше санинспекция проверяла суда для получения санитарного сертификата раз в пять лет. Затем эту процедуру сделали бессрочной. Теперь же, по новому СанПиНу, предъявлять для этой инспекции судно необходимо раз в год.
Подготовить больше пятидесяти документов, потерять деньги, увеличить простой судна. Ради чего? Ответа на этот вопрос нет.
Пора объявить мораторий на издание новых правил и приказов, новых «улучшений».
А тем временем, рыбаки цены на рыбу не поднимают
Рыбаки Мурмана значительную часть уловов поставляют на отечественный рынок.
Достаточно сказать, что за последние четыре года отпускные цены на рыбу они не повышали, говорит Владимир Журавлёв. Кстати, он высоко оценивает проект регионального правительства «Наша рыба».
А то, что на магазинных ценниках – это посредники и продавцы. Торговые наценки у нас в стране никак и никем не лимитированы. Это не вина рыбаков. Это беда. Наша общая.
Но и на экспорт продавать рыбную продукцию необходимо. Во-первых, экспортная выручка – одна из задач, поставленных президентом перед рыбаками, а во-вторых, как образно сказал Константин Древетняк, «мы столько всё равно не съедим».
Зато норвежцы едят. И наш экспорт в соседнее королевство бьёт рекорды.
Однако, несмотря ни на что, рыбаки ещё и вперёд заглядывают.
Вернуться в Антарктику
В советское время мурманские рыбаки активно промышляли в Антарктике. Многие мурманчане помнят и криль, и ледяную рыбу, и желтопёрку к пиву.
Если раньше в Южном полушарии работали наши транспорты и танкеры, были базы по ремонту и обслуживанию судов, то сейчас ты сможешь пойти на промысел в Антарктику в одиночку, на свой страх и риск.
Если бы государство проявило заинтересованность в рыбопродукции с другого края света, была бы государственная программа, если бы государство было готово покупать криль по цене, которая оправдает затраты на переходы, на топливо, обслуживание судов в Южном полушарии, то и сегодня такие экспедиции не были бы фантастикой.
«На самом деле, мы рассматриваем все варианты, в том числе, побережье Африки и районы у Чили и Аргентины, мы просчитываем это. И сейчас одно из наших судов уже добывает у побережья Африки глубоководного краба и показывает неплохие результаты», - говорит Владимир Журавлёв.
Здесь, конечно, помимо финансовых, есть ещё политические нюансы, и нынешняя политическая обстановка. Куда это повернёт, неизвестно. Но расширение зон промысла мурманские рыбаки, тем не менее, рассматривают.
«Экспедиционный лов – очень непростое дело. Это вопросы снабжения, транспортировки, сбыта. Но, тем не менее, этот вопрос не забыт», - вторит ему Ирина Мокерова.
Нелёгкий и откровенный разговор рыбаков и журналистов, в конце концов, завершился всё же на оптимистичной ноте: «Будем жить!».
Год назад в подземке Кировского рудника ГОК «Апатит» завершились опытно-промышленные испытания погрузочно-доставочных машин российского производства. Их горнякам поставил АО «Шадринский автоагрегатный завод». Это событие стало одним из первых в череде знаковых проектов импортозамещения, которые на своем горно-обогатительном комплексе реализует...подробнее
У сельхозпредприятия «Полярная звезда» в очередной раз заканчивается договор с североморским заводом на поставку молока. Покупать сырьё по старым ценам завод не готов, предлагает снижение. Главный зоотехник хозяйства в соцсетях утверждает, что из региона вывозят коров ценных пород. Согласия нет и, судя по всему, не будет. Про бизнес на скотине и повышение надоев из...подробнее
Крупные производители хлеба и хлебобулочных изделий сообщили о грядущем повышении цен на 10–12%. Но порой и без того создаётся впечатление, что расценки на хлеб стремятся в космос. По части позиций на заполярных прилавках стоимость уже давно превышает 100 рублей за буханку. За что мы платим и какое будущее ждёт местных хлебопёков? Выяснял СеверПост. «Рост есть,...подробнее
Лидер российского рынка минеральных удобрений в 2024 году нарастил выпуск агрохимической продукции на 4,3%, а в январе текущего года поставила сразу два рекорда по отгрузкам. На состоявшемся накануне заседании Совета директоров компании «ФосАгро» ее генеральный директор Михаил Рыбников озвучил итоги 2024 года, который завершился для Группы новыми...подробнее
На пресс-конференции, посвящённой итогам работы Кольской АЭС в 2024 году, директор станции Василий Омельчук не только отчитался об успехах своего коллектива, но и дал возможность журналистам заглянуть в ближайшее, и даже несколько отдалённое, будущее. Между тем, за его спокойной и деловитой манерой изложения легко читается великая гордость за своё предприятие, на которое он...подробнее
Похороны никогда не были дешёвым мероприятием, однако за последний год средний погребальный бюджет в Мурманской области увеличился как минимум на четверть. Во сколько нынче обойдётся прощание с усопшим? В теме разбирался СеверПост. Погребальный минимум Как известно, похороны – событие для живых. Причём не только с экзистенциальной точки зрения. Конечно же, главный...подробнее
«Мёртвые души» после взятки, пожалуй, — наиболее известная и часто встречающаяся форма коррупции. «Успех» гарантирует распространённость во всех бюджетных сферах. В Оленегорске хвост прищемили очередному такому комбинатору. Мужчина организовал бизнес на стариках, нуждающихся в социальном обслуживании. Детали — в материале...подробнее
В Мурманской области действуют два важнейших преференциальных режима – Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) и территория опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики». Предусмотренные для их резидентов меры поддержки успели стать хорошим подспорьем для местного предпринимательского сообщества. Роль координатора по работе с инвесторами, принявшими...подробнее
В рамках пленарного заседания Государственной думы РФ прошёл «правительственный час», посвящённый роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства. Ориентировать на трудоустройство Спикерами «правительственного часа» выступили заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр...подробнее
В Кировске прошли торжественные мероприятия в честь 95-летнего юбилея комбината «Апатит». Сейчас это Кировский филиал АО «Апатит» (Группа «ФосАгро»). К этой дате предприятие подошло с новыми рекордами, наградами и идеями. Какими достижениями в свой юбилей гордится «Апатит» и какие сюрпризы приготовила компания...подробнее
Одно их крупнейших предприятий Мурманской области – горно-обогатительный комбинат «Апатит» – отмечает свое 95-летие. Основанный вблизи крупнейших месторождении апатит-нефелиновых руд Хибинского массива, из небольшого треста он вырос до ведущего профильного предприятия федерального и даже мирового уровня. От рудников – до городов Только...подробнее
Российские предприятия вынуждены непрерывно искать новые бизнес-модели, подстраиваясь под изменения и справляясь с вызовами для отечественной экономики. Важно в этом отношении формирование устойчивого производственного потенциала с акцентом на сотрудников компании. Этому была посвящена неделя инноваций и производительности IN’HUB, которая проходила в Мурманске....подробнее
Компания «ФосАгро» возглавила обновлённый рэнкинг компаний с лучшими корпоративными практиками в области ESG, составленный независимым агентством RAEX. Российский агрохимический гигант стал лучшим из 80 его участников, а также абсолютным лидером по социальному фактору. Рэнкинг формируется с 2018 года на основе всестороннего анализа качества управления ESG-рисками и...подробнее
На непосвящённых расшифровка аббревиатуры АО «НИУИФ» – Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам – может навевать тоску и скуку. Казалось бы, ну что интересного может быть в этой сфере? Те, кто хоть немного в теме, относятся к научному заведению имени профессора Я. В. Самойлова с неподдельным уважением и восхищением. Это...подробнее
В Апатитах и Кировске успешно реализуется полный цикл подготовки специалистов для горной промышленности. Путь в инженерные профессии начинается со школьной скамьи, а после обучения в вузе выпускников ждет трудоустройство в компанию «ФосАгро». За последние 10 лет в выстраивание собственной образовательной модели «Школа – колледж/вуз –...подробнее