Общество

2021-01-02, 12:36
Фото: из открытых источников

2020: Год преодолений

Ушедший год стал проверкой на прочность для всей Мурманской области. На общероссийские проблемы наложились региональные происшествия. В итоге перечень испытаний существенно расширился. СеверПост решил вспомнить, каким был 2020. О теперь уже прошлом — в лицах, цифрах и фактах.


Вирусная бомба

2020 для всей страны прошел под знаком коронавируса. Это сейчас пандемия уже практически превратилась в обыденность. А весной 2020 все только начиналось.

До определенного момента всё было относительно благополучно. Шоком стала Белокаменка. В замкнутом пространстве, при крайне компактном расселении рабочих вспыхнула настоящая эпидемия.

Белокаменка обеспечила Мурманской области одно из первых мест в России по числу зараженных на долгое время.

Причем, подобного развития ситуации не ждал ни НОВАТЭК, ни его подрядчики. Не были готовы к ней и все службы региона.

В итоге решения, принимаемые по крупной строительной площадке, были максимально жесткими. Рабочих массово закрыли на территории, карантин стал первой мертвой для локализации распространения коронавируса.

В Белокаменку был направлен мобильный госпиталь и специалисты МЧС, в Мурмашах по поручению президента начали строительство резервного госпиталя.

Время показало, что принятые меры помогли. Вспышка заболевания на объекте за границы территории не вышла.

Однако в пандемию окунулся уже весь мир. При единичных случаях заражения в самой Белокаменке, распространение коронавируса продолжилось уже в регионе в целом.

Аврал года

Собственно, одного коронавируса Мурманской области хватило бы, чтобы вдоволь наестся испытаний. Судьба распорядилась иначе.

Весной по региону катком проехался еще и паводок. Затопленными оказались федеральная трасса. Практически вся промзона Мурманска, вместе со складами «Евророса» и производственными мощностями мясокомбината «Окраина».

Картины спасения колбасы на лодках вполне хватило бы для звания аврала года. Тем более что в процессе участвовал весь персонал «Окраины», включая генерального директора. Но и здесь череда испытаний оказалась не исчерпана.

Во время паводка под напором воды рухнул железнодорожный мост через реку Кола. Мурманская область в один миг оказалась отрезана от железнодорожного сообщения с остальной частью России.

Причем по этому пути шла львиная доля грузов как в регион, так и обратно. Пострадали все крупнейшие промышленные предприятия региона. Не говоря уже о проблемах с пассажирскими перевозками.

ЧП всероссийского масштабы вылилось в столь же масштабный аврал. В восстановлении сообщения задействовали все имеющиеся силы и средства.

На строительстве нового моста работали военные и сотрудники РЖД. Работы велись круглосуточно. Итог — через 19 дней по новому мосту через Колу прошел первый состав. Железнодорожная блокада была прервана, поезда снова стали прибывать в Мурманск.

Закрытие года

В непростых условиях коронавируса тяжёлый удар получил и бизнес. В регионе закрылись многие ранее успешные предприятия, кафе. Это хорошо заметно, если даже сейчас пройти по улицам Мурманска. Пустых витрин с вывесками об аренде помещений по-прежнему очень много.

Но самым серьезным лишением в этом направлении стало, судя по всему, закрытие магазинов «Евророс». Регион разом потерял сразу 89 торговых точек сети. Точнее «Евророс» сдал в аренду «Магниту» все помещения. А новый арендатор отправил магазины на ремонт.


Реорганизация гладко не прошла. В ситуацию пришлось вмешиваться и губернатору Мурманской области.

Андрей Чибис во время одного из оперативных совещаний указал на необходимость контролировать взаимоотношения торговой сети «Евророс» с местными поставщиками.

Соответствующее поручение губернатор дал заместителю Дмитрию Филиппову.

Необходимость такого контроля возникла в связи с выходом торговой сети из бизнеса. Ряд поставщиков после начала процедуры пожаловались на неплатежи за уже поставленную продукцию.

«Мы провели встречу с руководством торговой сети. Торговая сеть от своих обязательств не отказывается и обещает исполнить их в полном размере. Процесс перехода и снижение реализации товаров вызывает дефицит денежных средств, поэтому расплатиться одновременно с большим количеством поставщиков они не могут. Сегодня в сети происходит этап сверок с поставщиками, после его проведения происходят дальнейшие выплаты», - доложил тогда главе региона Дмитрий Филиппов.
 

Назначение года
 

Новые лица в региональном правительстве появлялись в 2020 году регулярно. Кто-то закрепился, кто-то пропал из поля зрения.

Из череды назначений особенно заметны два. Бывший депутат Горсовета и директор одной из лучших гимназий Мурманска Ольга Дзюба стала министром образования.


А Алексей Лыженков, в прошлом первый заместитель главы администрации Мурманска, переместился в кресло министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства региона.

Оба в новом статусе прижились, показав себя грамотными специалистами. Все опрошенные СеверПост лица и Лыженкова, и Дзюбу называют грамотными специалистами. Региональное правительство в их лице получило усиление, а вот администрация Мурманска, судя по всему, потеряла.

Политическое фиаско года

В череде ключевых политических событий года выделяется и внушительных размеров скандал. У депутата Горсовета и главного редактора городской газеты «Вечерний Мурманск» Виктора Хабарова обнаружились незадекларированные счета, коммерческая фирма и дом за рубежом.

На сегодняшний момент ситуация выглядит уже комично. Во-первых, депутаты сами признались, что о домике в Болгарии у Хабарова прекрасно знали. Во-вторых, все эти факты подтвердила проверка прокуратуры и управление ФСБ. В-третьих, в ходе дачи объяснений сам Хабаров рассказал, что дом в Болгарии планировал перерегистрировать на тёщу, но что-то пошло не так.

Но даже в этой ситуации «городские» продолжают бегать от решения о привлечении депутата к ответственности.

Альтернативы, правда, у Горсовета все равно нет. Факт наличия незадекларированного имущества у депутата - грубейшее нарушение закона и основание как для лишения мандата, так и для увольнения с должности.

А попытки отсрочить неизбежное ничем хорошим не грозят уже сами народным избранникам.

Хабарову за «домик для тёщи» все равно придется отвечать. А вот Горсовет уже из-за него подставился.

Депутаты под ёлочку получили представлении прокуратуры о недопустимости нарушения федерального закона. В новом году, хочешь - не хочешь, а решать придется.


Жалоба года

Обращение к Путину во время прямой линии — всегда заметное событие. В этом году президенту на отсутствие ковидных выплат медикам пожаловалась санитарка из Кольской ЦРБ, а по поводу медицинской помощи в Алакуртти в письме высказался местный житель.

Далее события развивались стремительно.

В больницу выехал глава регионального минздрава. На месте выяснилось, что медики все положенные выплаты получают исправно. Самой пожаловавшейся санитарке за ноябрь выплатили 116 тысяч рублей. Об этом журналистам рассказал Дмитрий Панычев.

Позже сама санитарка сообщила, что ее не так поняли, и она предлагала расширить перечень  получателей ковидных выплат, а про медиков речь не шла.

В конечном итоге, администрации Кольской ЦРБ попросила у женщины разрешения обнародовать её расчетный лист, со всеми выплатами, на что был получен и заактирован отказ.

Мужчина из Алакуртти пожаловался президенту на «старушку 86 лет, которая с трудом отличает геморрой от ангины». Слова про врача покоробили главу государства. Он во время прямой линии заступился за медика.

Затем выяснилось, что слова мужчина - «обывательские выводы о профессионализме».

Перед медиком извинялся и губернатор региона. За резкие слова обещал извиниться в 2021 и сам автор письма.


Скандал года

Второй год подряд главный приз в номинации «Скандал года» впору вручать министру  природных ресурсов и экологии Мурманской области Анне Багровой. В 2019 министра вспоминали в процессе массовых сокращений в ведомстве.

Тогда нашу редакционную почту завалили анонимками о том, что происходит в Минприроды: сотруднику отказали в должности, «потому что он толстый», «увольняют проверенные кадры, чтобы проворачивать махинации с участками», «новому министру в письменный стол подложили дохлую крысу», - и это только верхушка айсберга.

В конце 2020 история повторилась: под ёлочку владельцы домов в 11 коттеджных посёлках получили подарок от министра. Багрова решила расторгнуть с ними договоры аренды. По факту это означает снос 11 населенных пунктов.

Таким образом, судя по всему, министр намеревалась навести порядок с выделением земельных участков. Нет домов — нет проблем!

Это скандальное решение и другие нарушения в ведомстве стали причиной начала служебной проверки в отношении министра. Проверка в настоящее время продолжается, но с высокой долей вероятности завершится она именно увольнением для главы регионального минприроды.

Цифра года

Несмотря на все испытания с экономической точки зрения Мурманская область от пандемии пострадала в меньшей, чем другие регионы России, степени. По объему вложенных инвестиций наш регион оказался на 17 месте в стране.

В Заполярье вложили почти 200 млрд рублей. Об этом на онлайн пресс-конференции, посвященной итогам года, заявил губернатор.

Высокие показатели во многом обеспечили резиденты территории опережающего развития «Столица Арктики».

В целом именно льготы для бизнеса в Арктике привлекли инвесторов. За год резидентами преференциальных режимов стали 17 компаний. Объем планируемых ими инвестиций почти 146,4 млрд рублей, было создано 3027 рабочих мест.
В правительстве региона надеются, что эта динамика сохранится и в будущем году.

 
Трагедия года
 

Конец 2020 ознаменовался трагедией. У Новой земли во время промысла затонул рыболовецкий траулер «Онега». Экипаж судна насчитывал 19 человек, 16 из них — мурманчане.

Спасти удалось лишь двух членов экипажа. Поиски выживших велись несколько дней. Моряков искали с самолетов, в районе промысла работали сразу несколько судов. Но учитывая погодные условия и полярную ночь, надежд изначально было не много.

Расследование гибели траулера еще продолжается. В качестве версий, послуживших причиной мгновенного затопления судна, называют погодные условия, оледенение, конструкционные особенности, неверные действия экипажа.

Как бы то ни было, трагедия с траулером 1979 года постройки заставляет задуматься.


Состояние родственников погибших моряков трудно представить. Они ждали близких на берегу, а вместо новогодних праздников получили страшное известие.

Таким запомнился нам 2020 год. Хочется выдохнуть. А от 2021 все мы ждем больше хороших новостей. Редакция СеверПост надеется, что наступивший год эти ожидания оправдает.